Умения и навыки, формируемые при изучении курса

Особенности содержания курса

Основными особенностями содержания курса являются:

1.Объединение (интеграция) вопросов физической и экономической географии. Эта особенность содержания определяет необходимость приобретения учащимися первоначальных знаний как о природе и природных комплексах Земли, так и знаний экономического характера представленных основными вопросами социально-экономической географии.

2. Впервые формируется представление о географии как науке, о природе Земли, о
населении и его хозяйственной деятельности.

3. Учащиеся знакомятся с героической, полной романтики эпохой Великих
географических открытий, путешествиями Христофора Колумба, Фернана Магеллана, с
современными географическими исследованиями. Изучение этого материала является
одним из факторов формирования интереса учащихся к изучению географии.

4. Особенностью курса является содержание раздела «Изображение Земли на плане
местности, глобусе и географической карте», обеспечивающее формирование
картографической грамотности учащихся, которая будет совершенствоваться при изучении
последующих курсов школьной географии.

5. Содержание курса характеризуется наличием большого количества
географических терминов и понятий. Так, к примеру, при изучении темы «Внутреннее
строение Земли» учащиеся должны усвоить до 8 географических терминов и понятий, при
изучении темы «Вулканы» до 10, при изучении темы «Ветер» до 9 терминов и понятий и
т.д.

6. В начальном курсе географии формируются общие понятия, усвоение которых в связи с преобладанием у школьников этого возрастного периода конкретного мышления должно осуществляться с применением всех имеющихся в распоряжении учителя средств наглядности.

7. В системе географических понятий выделяются базовые понятия и понятия, раскрывающие и характеризующие соответствующие базовые понятия. Например, понятие реки раскрывается и характеризуется такими понятиями как исток, устье, речная долины, русло, пойма.

8. Содержание курса представлено системой географических знаний:
картографических, геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических,
демографических, экономико-географических, которые в последующих курсах школьной
географии дополняются и углубляются.

9. Особенностью содержания является наличие темы «Политическая карта мира»,
которая изучается только в 7 классе и не имеет своего продолжения в курсе «Общая
география». Такие понятия темы как республика, унитарное, федеративное государство
достаточно абстракты для учащихся этого возраста.

В процессе изучения содержания начального курса географии у школьников формируются основные географические умения и навыки: картографические, умение работать с приборами и географическим оборудованием, наблюдать и обрабатывать результаты наблюдений, умения работать с цифровыми показателями.

Рассмотрим состав географических умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе выполнения упражнений и практических работ

Картографические умения. В результате усвоения практической части программы у школьников первоначально формируются умения и навыки простого чтения, а при последующем изучении курса отдельные умения сложного чтения географической карты. Простое чтение географической карты предусматривает формирование следующих умений и навыков:

- читать план местности, топографические карты (определять направления, расстояния, объекты, их взаиморасположение); показывать элементы градусной сетки, определять масштаб карты, различать географические карты по масштабу;

- определять географические координаты находить на карте географические объекты по заданным координатам и наносить их на контурную карту;

- измерять расстояния по глобусу и карте, определять географическое положение объектов, абсолютную и относительную высоту элементов рельефа, поясное время;

- обозначать и подписывать географические объекты, отдельные крупные по площади и по численности населения государства на контурной карте;

К сложному виду чтения карты в соответствии с требованиями учебной программы курса относятся умение описывать и характеризовать отдельные географические объекты с помощью географической карты, в том числе и компоненты природного комплекса своей местности.

Умения работать с приборами и оборудованием. К этой группе относятся следующие умения:

- ориентироваться на местности с помощью компаса;

- определять азимуты и направления по заданным азимутам с помощью компаса, двигаться на местности по заданным азимутам;

- определять относительную высоту местности с помощью нивелира;

- составлять план местности глазомерной съемкой (полярной и маршрутной);

- снимать показания с приборов, установленных на географической площадке
(термометра, барометра, гигрометра, флюгера и др.).

Умения наблюдать и обрабатывать результаты наблюдений. При изучении начального курса географии проводятся наблюдения на географической площадке, при выполнении практических работ на местности, на экологической тропе при ее наличии в школе. Учебной программой курса предусмотрено и проведение экскурсии в 6 классе по изучению природного объекта своей местности. В результате этих видов учебной деятельности формируются следующие умения:

- наблюдать за сезонными изменениями местного водного водоема и обрабатывать
результаты наблюдений;

- обрабатывать результаты наблюдений за погодой: составлять графики хода
температур, розу ветров, определять среднесуточные и среднемесячные температуры
воздуха, амплитуды температур;

- описывать результаты наблюдений природного комплекса своей местности;

- наблюдать за хозяйственной деятельностью людей и описывать результаты своих наблюдений;

- наблюдать и описывать динамику развития географических объектов
экологической тропы;

- По результатам обработки наблюдений делать соответствующие выводы.

Умения работать с цифровыми показателями:

- решать задачи по определению абсолютной высоты местности, изменения
температуры воздуха с высотой, определению атмосферного давления на заданной высоте
над уровнем моря изменение численности населения Земли с учетом естественного и
механического движения населения и др.;

- извлекать информацию, заложенную в графиках, диаграммах, схемах, таблицах;

- составлять простейшие схемы и таблицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: