double arrow

Роль мелкого бизнеса в экономике


Экономика большинства стран является «многоэтажной», в ней сосуществуют фирмы разных размеров. При этом фундаментом такого многоэтажного здания являются предприятия малого бизнеса. Сейчас в мире на долю малого бизнеса (предприятия численностью до 250 чел.) приходится 95% всех фирм. В общем выпуске продукции их удельный вес превышает 50%. Мелкие фирмы составляют «ткань» экономики, часто заполняя те ниши, в которые не идет крупный бизнес, дополняя его. Так, например, в США автомобили и бензин производят крупные фирмы. Но бензоколонки в большинстве случаев им содержать невыгодно, так как дневная выручка слишком мала, а издержки высоки. Поэтому они принадлежат индивидуальным предпринимателям. Совершенно очевидно, что без развитой сети бензоколонок эта страна не могла бы достичь современного уровня автомобилизации.

В чем причины живучести мелких фирм? Они действуют в отраслях с небольшим, минимально эффективным размером предприятия.

Конкурентоспособными являются маленькая парикмахерская, небольшая семейная ферма, юридическая фирма, в которой работает один квалифицированный адвокат. У небольших фирм близки к нулю складские расходы (а в сфере услуг они отсутствуют). Они очень гибко приспосабливаются к изменяющейся рыночной ситуации, могут учесть индивидуальные особенности заказчика. Малый бизнес играет важную роль в развитии многих важных направлений научно-технического прогресса. В США на мелкий бизнес приходится около половины всех научно-технических разработок.




Очень часто небольшие фирмы сотрудничают с крупными, например поставляют комплектующие изделия автомобильным заводам или тару фирмам по выпуску сложной аппаратуры. Значительный экономический эффект дала получившая распространение на Западе система сотрудничества крупного и мелкого предпринимательства (франчайзинг). Она чаше всего встречается в торговле и сфере услуг. В этой системе крупная головная фирма предоставляет мелкой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, может выделять ей кредит на льготных условиях, оказывает консультационные услуги, услуги по рекламе, сдает в аренду оборудование.

Следует также учитывать, что в некоторых случаях географические границы рынка невелики и удовлетворять спрос на таком рынке могут только небольшие фирмы. Так, в небольшом населенном пункте нужды местного рынка удовлетворяют небольшая хлебопекарня, один парикмахер или один зуб ной врач.

Мелкие фирмы играют значительную роль в реализации политики занятости. Они сосредотачивают у себя значительную часть экономически активного населения.

Важную роль в существовании мелкого бизнеса играет государственная поддержка. А России в наследство от командной экономики достался высокий уровень концентрации в большинстве отраслей экономики. Так, 2% крупных промышленных предприятий нашей страны, каждое из которых насчитывает свыше 5 тыс. работников, выпускает более 40% всего объема продукции, получает более половины всей прибыли, приносимой промышленностью. Во многих отраслях промышленности более 80% отдельных видов продукции выпускается одним - двумя предприятиями. В условиях монопольного господства государственной собственности мелкий бизнес практически отсутствовал либо носил «теневой» характер. Такое положение ограничивало степень гибкости экономики, не позволяло ей удовлетворять все многообразие потребностей людей. В условиях рыночной экономики мелкий бизнес начал развиваться, но уровень его развития пока невысок. На его долю приходится менее 8% национального производства продукции. Он представлен, в основном, торговыми, строительными, деревообрабатывающими, медицинскими фирмами. Государство предпринимает только первые шаги, направленные на создание условий по развитию мелкого бизнеса.









Сейчас читают про: