Конкуренция и рыночные структуры

Резюме

Цена земли

Теперь обратимся к рынку другого капитального блага — земли. Ответим на вопрос, чем определяется цена земли.

Земля, в отличие от элементов физического капитала, имеет бесконечный срок службы. Она приносит своему владельцу бессрочную ренту.

Предположим, что вы решили продать участок земли, приносящий вам ежегодную земельную ренту в размере r р.

В каком случае вы будете получать бессрочно ежегодный доход в размере r р. и после продажи земельного участка? Очевидно, что лишь в том случае, если полученную от продажи земли сумму (равную цене земли) поместите в банк, который будет выплачивать доход в виде процента, величина которого, по крайней мере, не уступает по величине ренте. Следовательно, минимальная цена продаваемого участка земли (Р2) находится в прямой зависимости от ставки процента:


Приведем пример. Годовая рента составляет 1 тыс. р., годовая ставка процента составляет 20%.

Действительно, если вы вырученную от продажи сумму 5 тыс. р. положите на свой счет в банк, то ваш ежегодный доход окажется равным 1 тыс. р. Разумеется, в эту цену не включается цена находящихся на земле сооружений, представляющих собой элементы реального капитала, имеющие определенный срок службы.

1 Net discounted value.

2 Investment.

Рынки факторов производства (труда, земли, капитала) подчиняются тем же закономерностям, что и рынки товаров и услуг. Спрос на факторы производства является производным от спроса на товары и услуги, которые производятся при помощи данных факторов.

Каждый из факторов оказывает определенные услуги. Величина цены этих услуг представляет собой доход собственника фактора производства.

Спрос на труд со стороны отдельной фирмы определяется величиной предельного продукта труда в денежном выражении. Кривая спроса на труд представляет собой кривую предельного продукта труда в денежном выражении. Фирма максимизирует прибыль, нанимая такое количество работников, при котором достигается равенство предельного продукта труда в денежном выражении величине сложившейся на рынке ставки заработной платы.

Заработная плата представляет собой цену, уплачиваемую за использование единицы труда. Дифференциация заработной платы объясняется различиями в видах деятельности (уровнях образования работников), условиями труда, региональными различиями. Она поддерживается рыночным способом. Установление государством минимальной ставки заработной платы, приводя к повышению доходов работающих, усиливает безработицу среди низкоквалифицированных рабочих и порождает «черный рынок» их труда.

Земля является фактором производства, количество которого строго ограничено, в связи с чем предложение земли совершенно неэластично. Земельная рента представляет собой плату за пользование землей. Ее величина целиком определяется спросом на аренду земельных участков.

Реальный капитал представляет собой вторичный фактор производства. Доходом на капитал является процент. Ставка процента определяется на рынке ссудного капитала. Различаются номинальная и реальная ставки процента.

Для определения выгодности инвестиций определяется дисконтированная стоимость будущего потока доходов, исчисляемая на основе коэффициента дисконтирования. Решение об инвестировании принимается в том случае, если дисконтированная ценность больше суммы инвестируемых средств.

? Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличаются рынки факторов производства от рынков услуг факторов производства?

2. Что понимается под производным спросом?

3. Почему кривая спроса на труд представляет собой кривую денежного выражения предельного продукта труда?

4. Чем определяется кривая индивидуального предложения труда?

5. Каким образом устанавливается равновесный уровень ставки заработной платы?

6. Как определяется спрос фирмы на труд?

7. Почему существует дифференциация ставок заработной платы?

8. Как сказывается государственное регулирование минимальной ставки оплаты труда на состоянии рынка неквалифицированного труда?

9. Как устанавливаются размеры земельной ренты?

10. Как определить текущую ценность будущего потока доходов?

11. Как установить целесообразность вложения средств в получение образования?

12. Чем определяется цена капитальных благ?

Глава 10. Конкуренция и рыночные структуры

10.1 Типы рыночных структур

10.2 Совершенная конкуренция

10.3 Монополия

10.4 Олигополия

10.5 Монополистическая конкуренция

Различается четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

В условиях совершенной конкуренции, когда на рынке выступает большое число продавцов стандартизованной продукции, отдельная фирма не может оказать влияния на уровень рыночной цены товара. Фирмы приспосабливаются к этому уровню. Цена продукта не зависит от объема продукции фирмы. Поэтому кривая спроса фирмы представляет собой горизонтальную линию и предельный доход равен цене.

Устанавливая оптимальный, т. е. максимизирующий прибыль объем выпуска продукции, фирма руководствуется правилом MR = МС, которое в условиях совершенной конкуренции трансформируется в правило Р — МС. При этом в краткосрочном периоде фирма осуществляет выпуск продукции при условии, что цена превышает средние переменные издержки. Поэтому кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с кривой ее предельных издержек на участке выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек.

Экономическая прибыль в долгосрочном периоде привлекает в отрасль новые фирмы, а убытки вынуждают фирмы покидать отрасль. В результате этого цена устанавливается на уровне средних издержек и фирмы получают «нормальную» нулевую прибыль.

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист контролирует не только объем выпускаемого продукта, но и его цену. Цена на продукцию монополиста выше предельного дохода. Так как монополия может манипулировать объемом продукта и ценой, то для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.

В некоторых случаях монополист может осуществлять ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей.

По сравнению с конкурентной фирмой монополист производит меньший объем продукта и устанавливает более высокую цену на него. Государство, стремясь преодолеть отрицательные последствия монополизации, проводит антимонопольную политику.

На олигополистических рынках конкурируют между собой несколько крупных продавцов товара. Главная черта этой рыночной структуры состоит в существовании олигополистической взаимозависимости, которая может принимать разные формы. Разработан ряд различных моделей, объясняющих поведение олигополистов. Общей теории олигополии не существует.

На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. В долгосрочном периоде на рынке устанавливается равновесие и фирмы получают нулевую прибыль. Монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями. Положительной чертой монополистической конкуренции является то, что благодаря ей более полно удовлетворяются дифференцированные потребности людей.


10.1. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Прежде всего нам надо установить, по каким критериям мы будем различать рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

— количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

— характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

— наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

— степень доступности экономической информации.

В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Так, в черной металлургии России 31% продукции в 1997 г. приходился на долю трех, а 56,6% — на долю восьми крупнейших предприятий отрасли. В то же время в пищевой промышленности эти цифры составили соответственно 5,4% и 9%, т. е. большая часть продукции выпускалась средними и мелкими предприятиями. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.

В табл. 7-1 показаны отличительные черты всех рыночных структур.

Теперь мы перейдем к более подробному рассмотрению каждого типа рыночной структуры





Подборка статей по вашей теме: