Общение

Вопросы для обсуждения

1. Влияние биологического и социального факторов на раз­витие личности детей с задержкой психического развития.

2. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с за­держкой психического развития.

3. Воля в структуре личности ребенка с задержкой психиче­ского развития.

4. Мотивационная основа личности ребенка с задержкой пси­хического развития.

5. Возрастные особенности личности детей с задержкой пси­хического развития.

В специальной психологии изучение особенностей общения детей с задержкой психического развития связано с вопросами социализации. Проблемы их взаимопонимания и взаимодействия с окружающими людьми могут рассматриваться в контексте пред­ставлений о дизонтогенезе общения лиц с нарушением интеллек­та. К началу школьного возраста у них отмечается недостаток знаний и умений в сфере межличностных отношений, не сфор­мированы необходимые представления об индивидуальных осо­бенностях сверстников и взрослых, страдает языковое оформле­ние высказывания, произвольная регуляция эмоциональных и поведенческих проявлений [Афанасьева Н. А., 1977; Никашина Н. А., 1977, 1994; Белопольская Н. Л., 1999; Шипицына Л. М., 2005].

Общение и складывающиеся в связи с ним межличностные отношения оказывают непосредственное влияние на формирова­ние личности (Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). С 1930-х гг. известные представители дефектологической науки об­ращали особое внимание на научное обоснование вопросов обу­чения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, обозначая важнейшую роль формирования отношения ребенка к своей дея­тельности, окружающим людям (Л. С. Выготский, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев). В частности, изучение особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического раз­вития имеет практическое значение для оптимизации учебно-вос­питательной работы в специальных (коррекционных) учреждени­ях. Одновременно с этим актуальной является разработка науч­ной концепции дизонтогенеза общения детей с нарушением интеллекта, направленной на решение методологических задач в специальной психологии.

От общения в семье во многом зависит развитие коммуника­тивного, перцептивного и интерактивного компонентов общения [Кошелева А. Д., 1990; Скобло Г. В., Дубовик О. Ю., 1992; Винникот Д. В. (Winnicott D. W., 1998); Айнсворт М. Д. С. (Ains-worth M. D. S., 1982); Бретертон (Bretherton Т., 1983); Гроссман К. Э. (Grossman К. Е.), Шван A. (Schwan A., 1990)]. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адек­ватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребен­ка: Семейные конфликты, противоречивые требования, непони­мание интересов растущей личности обусловливают появление де­структивных попыток социализации. Лишение ребенка любви и участия взрослого, в том числе эмоциональная и материнская депривация, с утратой содержательного общения приводит к дезин­теграции внутриличностной и внешней коммуникации.

При воспитании в неблагополучных семьях, в неблагоприят­ных социальных условиях у ребенка с нарушением интеллекта возникают устойчивые проявления десоциализации. Отрицатель­ные эмоциональные состояния, аффекты негативным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков, при­водят к искажению представлений о взаимоотношениях между людьми, к отрицанию преимущества совместных игр и занятий.

Изучение эмоциональных контактов дошкольников с задерж­кой психического развития со взрослыми и сверстниками пока­зало, что такие контакты не способствуют развитию коммуника­тивных качеств личности [Васильева Е. Н., 1993]. Эмоциональное отношение этих детей к близким взрослым имеет свои особенно­сти, проявляющиеся в процессе самореализации ребенка в обще­нии. Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда вни­мателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадек­ватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями. Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при про­явлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоцио­нальным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобрете­ния ими социальных навыков.

На примере анализа встреч-расставаний дошкольников с за­держкой психического развития с матерями методом наблюдения удалось выявить, что общение в данной ситуации не сопровожда­ется положительными эмоциями [Васильева Е. Н., 1993]. Иници­атором ситуативного общения чаще всего выступает мать или дру­гой член семьи. Основное содержание межличностных контактов сводится к различным вопросам и указаниям взрослого по отно­шению к ребенку. Свои требования родители предъявляют в фор­ме приказа или крика. Дети им подчиняются без желания или про­сто игнорируют (55%), ведут себя агрессивно, отказываясь выпол­нять обращенные к ним требования (15%).

Как показали результаты исследований Е. Н. Васильевой, у 35% дошкольников с задержкой психического развития при встречах-расставаниях с матерью возникают только отрицательные эмоции, что практически не наблюдается у нормально развивающихся сверстников (10%). Выраженные положительные контакты с ма­терями отмечены лишь у 10% детей с задержкой психического раз­вития. Содержательность общения можно считать недостаточной из-за отсутствия инициативы рассказывать о своих занятиях в те­чение дня, делиться переживаниями, а сами матери не проявляют интереса к повседневной жизни ребенка, ограничиваясь разгово­рами на общие темы. Таким образом, многие дошкольники с за­держкой психического развития находятся в эмоциональной изо­ляции, испытывают дефицит общения, что затрудняет их психи­ческое развитие.

При общении в благополучной семье у детей возникает чув­ство уверенности в себе, они получают постоянную поддержку при преодолении возникающих трудностей. Деструктивные внутри­семейные отношения являются причиной возникновения повы­шенной конфликтности в общении, затрудняющей приобретение необходимого коммуникативного опыта [Мастюкова Е. М., 1992; Грибанова Г. В., 1994].

Изучение влияния матери на развитие ребенка с задержкой психического развития вследствие энцефалопатии позволило вы­явить устойчивую взаимосвязь коммуникативных способностей ребенка с межличностными отношениями с матерью. Положи­тельные эмоциональные контакты в семье способствуют компенсации у детей болезненных состояний. Отсутствие постоянства в отношениях с матерью, колебания ее настроения от враждебного до всепрощающего обожания только усугубляют процесс деком­пенсации у ребенка. Стремление к общению со взрослыми, нахо­дящимися вне семейного окружения, рассматривается как поло­жительное, поскольку способствует развитию коммуникативной деятельности, усвоению этических и нравственных норм обще­ния [Шумаков В. М., Скобло Г. В., Сокольская Т. М., 1985].

Проводилась диагностика уровня коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития в соответствии с выделяемыми М. И. Лисиной формами общения: ситуативно-личностной, ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной (Е. Е. Дмитриева). Ведущей у мно­гих таких детей в дошкольном возрасте (36%) является ситуатив­но-деловая форма общения. При совместных со взрослыми заня­тиях они проявляют инициативу в общении. В речевых высказы­ваниях эти дети постоянно обращаются за помощью, совершая игровые действия, задают вопросы уточняющего характера. По своему содержанию высказывания носят информативно-конста­тирующий характер. В сравнении с нормально развивающимися детьми дошкольники с задержкой психического развития значи­тельно реже обращаются за помощью к окружающим людям по собственной инициативе.

У большинства детей с задержкой психического развития в подготовительной группе детского сада проявляется внеситуатив­но-познавательная форма общения (58,4%). Однако они не про­являют устойчивого интереса к содержанию бесед познаватель­ного характера. Дети редко задают вопросы, не связанные с по­вседневным опытом общения, а их речевая активность имеет преимущественно спонтанный характер.

Внеситуативно-личностная форма общения встречается у 5,6% дошкольников с задержкой психического развития. В данном случае ситуации общения возникают на основе личного интереса к собеседнику, дети ведут себя активно, проявляют готовность к ре­чевым высказываниям, умеют формулировать вопросы для взрос­лых. При обсуждении нравственно-этических вопросов общения они легко констатируют соблюдение необходимых правил пове­дения сверстниками, но редко способны дать оценку нравствен­ных качеств без помощи воспитателя или родителей, ограничива­ясь высказываниями констатирующего характера (Е. Е. Дмитри­ева, Т. Н. Павлий). Отсутствие содержательных отношений со сверстниками связано с неудовлетворенностью потребности в постоянных контактах в семье со стороны родителей и других род­ственников.

Изучение межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с родителями, значимыми взрослыми позволило выявить иерархию личностных предпочте­ний в общении с окружающими людьми, проследить влияние внутрисемейных отношений на коммуникативное развитие детей [Тригер Р. Д., 1989]. Особое значение для младших школьников с задержкой психического развития имеет общение с матерью, даже если она ведет асоциальный образ жизни. Межличностные отно­шения с отцом, а также с братьями и сестрами являются для таких детей менее значимыми. Они не уделяют особого внимания сво­им бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Интересен факт, что отношения с «чужими» взрослыми имеют для изучаемых детей гораздо большее значение по сравнению с общением со сверст­никами. Проявляя в ситуациях общения активность и любозна­тельность, школьники с задержкой психического развития стре­мятся оказаться в непосредственной близости от взрослых, кото­рые выступают в роли коммуникатора: показывают, рассказывают, объясняют. Отмечается выраженное стремление этих детей к об­щению [Защиринская О. В., 2005]. В ситуациях, связанных с вы­полнением общественно полезной деятельности, большинство из них выбирает себе место среди людей, занятых делом. В речевых высказываниях учащиеся подчеркивают не только свое личное уча­стие, но и трудолюбие одноклассников, заинтересованность в ус­пехе всего класса. Однако агрессивные тенденции в поведении и общении младших школьников с задержкой психического развития (желание драться, грубить) встречаются в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся учеников.

При анализе межличностных отношений детей с задержкой психического развития учитывались их семейные условия. Со­бранные социальные характеристики позволили А. И. Раку (1977) дифференцировать семьи испытуемых по структуре как полные (наличие обоих родителей) и неполные (один из родителей), а по характеру сложившихся в них межличностных отношений как благополучные (трезвый образ жизни родителей, внимание к де­тям) и неблагополучные (употребление родителями спиртных на­питков, асоциальное поведение, безразличие или агрессивность по отношению к детям). При всех указанных вариантах устойчиво сохраняется значимость отношений младших школьников с задержкой психического развития со своей матерью. Даже при частом отсутствии ее дома, когда сын или дочь отставляются на попечение бабушки или соседей, дети говорят о ней как о самом лучшем человеке, которого они всегда ждут и о котором готовы заботиться.

В неполных семьях возрастает референтность общения с ба­бушкой, дедушкой и другими родственниками. Наличие у ребен­ка обоих родителей содействует возникновению у него желания расширять круг общения со взрослыми, не состоящими с ним в родственных отношениях. В полных семьях значение общения с «чужими» взрослыми конкурирует с тем субъективным значени­ем, которое имеет общение с матерью. В основной круг общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в благополучных неполных семьях входят мать, отец, находящийся вне семьи (36,7%), мать и отец как единая родитель­ская чета (30,2%). Таким образом, даже при благоприятных внут­рисемейных отношениях отсутствие одного из родителей негатив­но сказывается на стремлении ребенка к общению со взрослыми, с которыми он не состоит в родственных отношениях.

Для детей из неполных семей, где мать злоупотребляет алкого­лем и безразлична к воспитанию ребенка, субъективное значение общения с ней для сына или дочери не снижается. Однако отсут­ствие отца препятствует нормальному развитию личности ребен­ка, ограничивая его стремление к увеличению круга общения. На основании проведенных исследований делается вывод, что в об­ласти межличностных отношений, как и в интеллектуальной сфе­ре, у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии от возрастной нормы, а основным концен­тром общения для них является семья, и прежде всего мать (М. Г. Генинг, Р. Д. Тригер).

Сравнение межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития из полных и неполных семей показало, что отсутствие одного из родителей препятствует нор­мальному развитию личности ребенка, ограничивая формирова­ние навыков социального взаимодействия (А. И. Раку). Более того, экспериментальные данные говорят о том, что чем хуже семей­ный статус ребенка, тем меньше он тяготеет к общению с незнакомыми взрослыми. Данная особенность изучалась при анализ внутрисемейных отношений в неблагополучной семье. В таки семьях характерны отсутствие внимания к нуждам ребенка (особенно к интеллектуальным и духовным), резкость в обращении ним, конфликтность во взаимоотношениях всех членов семьи. Болезненные проявления (двигательная расторможенность или значительная пассивность, возбудимость, раздражительность) ча­сто вызывают негативную реакцию матери и других родственни­ков. Они нередко наказывают ребенка, заставляют выполнять объективно непосильные для него требования. Ребенок растет, испытывая постоянный недостаток любви и ласки, которые ему необходимы именно от матери и родных людей. Эта неудовлетво­ренная потребность приводит, с одной стороны, к фиксирован­ности ребенка на отношениях с близкими ему родственниками (братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой), а с другой стороны — к уменьшению личностной значимости общения с широким не­семейным кругом взрослых. Дети из неблагополучных семей, имея негативный социальный опыт общения с близкими взрослыми, как правило, настороженно относятся к постороннему взросло­му, в его присутствии они очень скованны. Доброжелательное от­ношение постороннего взрослого ребенок воспринимает не сра­зу, поэтому длительное время не испытывает к нему доверия, ве­дет себя с ним сдержанно, стремясь свести личные контакты до минимума.

Таким образом, социальная практика, приобретаемая в пол­ной семье с гармоничными отношениями между родителями и детьми, благоприятствует увеличению сферы общения ребенка. Неполная семья, конфликтные, асоциальные семейные отноше­ния замедляют формирование коммуникативных навыков, огра­ничивают возможности самореализации личности в общении.

Приобретаемый в дошкольном и младшем школьном возрасте негативный семейный опыт закрепляется в виде социально-куль­турных навыков взаимодействия с окружающими людьми, устра­нение которых требует длительной психологической коррекции. Дальнейшее изучение особенностей общения школьников с за­держкой психического развития, в том числе его вербального и невербального компонентов, формирования коммуникативных навыков в зависимости от социальных условий развития (семья, детский дом), разработка концепции дизонтогенеза общения по­зволит решать практические вопросы их социализации в совре­менном обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: