Познавательные методы обучения

Классификации методов обучения

Методы могут классифицироваться по тому или иному признаку. В
лингводидактической литературе существует несколько классификаций.

• по источнику получения знаний (А.В. Текучев, Л.П. Федоренко);

• дидактическим задачам (И.Т. Огородников);

• уровню познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Но в названных классификациях, по мнению М.Т. Баранова, они группи­руются без учёта этапов процесса обучения, функциональной роли, цели мето­дов на каждом этапе уточняя классификацию. М.Т. Баранов выделяет 2 этапа обучения:

1-й – овладение учащимися знаниями и умениями;

2-й – отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями – и определяет систему методов для каждого этапа.

К этой классификации Л.А. Мурина добавляет такой этап как:

– ознакомление уч-ся с учебным материалом.

А к классификации методов, по её мнению, можно добавить эксперимен­тальные методы (методы исследования учебного процесса учителем-практиком).

Обобщив и систематизировав классификации методов, мы будем выделять в учебном процессе три этапа обучения, каждый из которых, исходя из функ­ции и цели, имеет свою систему методов:

I. Этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные мето­ды обучения;

II. Этап овладения учащихся знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения;

III. Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками – ме­тоды контроля.

Познавательные методы обучения объединяют две группы методов:

1) объяснительные;

2) эвристические.

С помощью объяснительных методов учитель даёт знания в готовом ви­де. К ним относится лекция и сообщение (слово) учителя.

Лекция – это развёрнутое высказывание учителя на 20 минут для 4-7 и на 20-35 минут в старших классах.

Для темы лекции должен быть избран материал, имеющий обобщающий, универсальный характер. Например, для младших школьников это может быть такая тема: «Язык как средство общения». Важно в доступной и занимательной форме рассказать о роли языка в обществе, приводя понятные детям примеры, сформулировать вместе с ними выводы:

1) язык нужен для того, чтобы общаться, т.е. язык - главное средство общения;

2) чтобы понять друг друга, нужно знать законы русского языка, ос­новной закон русского языка состоит в том, что слова изменяются.

Лекция – наиболее сложный метод обучения, особенно для школьников младшего возраста. Поэтому лекция не должна быть лишь монологом учителя, она должна содержать в себе элементы беседы, прерываться на какое-то время для изменения вида деятельности.

Сообщение (или слово) учителя – это общее название для всех высказы­ваний учителя на уроке: сообщение темы, целей и задач урока, мотивации учебной деятельности уч-ся, объяснение нового материала, анализ таблиц, исторические справки и т. д., сообщение, таким образом, используется на всех этапах обучения, но более всего характерно для объяснения нового материала.

2. Эвристические методы помогают найти ориентир, дают учащимся опору для самостоятельного добывания знаний. К эвристическим методам отно­сятся беседа, наблюдение над языковым явлением, лингвистический анализ учебного материала, чтение учебного материала.

Беседа как метод обучения особенно эффективна на этапе актуализации новых знаний с опорой на ранее усвоенное. Строится она на вопросно-ответной основе и предполагает активное участие уч-ся в анализе учебного материала. Каждый вопрос для беседы заранее продумывается учителем, чётко и корректно (доступно) формулируется; логическая последовательность вопросов предпола­гает ответную логику мыслительных действий учащихся.

Беседа, как правило, начинается с вопросов, имеющих целью установить связь нового и ранее изученного материала, помочь вспомнить забытое, а за­вершается вопросами, при помощи которых учитель может проверить, насколь­ко хорошо понят новый материал.

В зависимости от темы и материала, степени подготовленности и заинте­ресованности уч-ся беседа может длиться от 10-20 минут в 5-7 классах, до 15-0 минут в 8-10 классах.

Чаще всего этот метод используется на уроках развития речи, реже – на уроках грамматики.

Наблюдения над изучаемым учебным материалам – это метод начально­го этапа овладения знаниями, заключительного или итогового этапа изучения темы, раздела в целях закрепления теоретических знаний либо в целях опере­жения подступа к новой теме. Данный метод применим при изучении всех раз­делов учебного курса. На начальном этапе этот метод может сочетаться с поста­новкой проблемного вопроса, ответ на который должно показать наблюдение.

Например, при изучении имени прилагательного учащимися даются пред­ложения с прилагательными и предлагается ответить на вопросы: «Что обозна­чают данные слова?», «Как они изменяются?», «Какие синтаксические функции выполняют?».

Наблюдение подготавливает уч-ся к более сложному виду работы - лин­гвистическому анализу связного текста.

Этот метод находит применения при изучении грамматики, на занятиях по орфографии, в работе над словарём, при изучении языка писателя.

Анализ языка состоит в выделении по определённым признакам явлений языка (грамматических форм, групп слов или орфограмм) и в характеристике их с определённой точки зрения (грамматической, стилистической).

Этот метод находит выражение:

• в наблюдении над языком;

• в грамматическом разборе;

• в анализе художественных произведений со стороны словаря, стиля и изобразительных средств.

Лингвистический анализ связного текста может быть более или менее обстоятельным и проводится с целью характеристики словаря произведения (с точки зрения его богатства, разнообразия, семантических рядов и т. п.), исполь­зованных в нём языковых средств изобразительности, особенностей синтакси­ческих конструкций, которыми преимущественно пользуется автор.

Самостоятельный анализ учебного материала. На специально подоб­ранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, про­изводят анализ, делают письменные лингвистические выводы и обобщения. На­пример: орфографическое правило «Окончания ом/ым в форме т.п. ед. ч. рус­ских и иностранных фамилий, населённых пунктов» учащиеся могут вывести сами в результате анализа иллюстративного материала. Записывается перечень слов: Псков, Соловьёв, Львов, Дарвин, Никитин и др.

Задания:

1. Выписать русские фамилии, иноязычные фамилии, названия населенных пунктов в отдельные столбики;

2. Записать их в форме т.п.;

3. Подчеркнуть окончания;

4. Сформулировать правило: русские фамилии в т. п. имеют окончание – ым/им, иноязычные фамилии – ом, населённые пункты – ом.

Чтение учебного материала по русскому языку: учащиеся самостоятель­но осваивают теорию, осмысливают её, затем закрепляют на практике. Этому необходимо учить: выделять в параграфе главное, конспектировать материал.

Следует отметить, что нельзя использовать лишь какой-то один из назван­ных методов, т.к. это приводит к однообразию уроков, утрате учащимися позна­вательной активности, интереса к предмету и утрате учителем профессионализ­ма.

4. Практические методы обучения

Для закрепления знаний, формирования умений и навыков используются практические методы обучения, которые делятся на:

1. Методы закрепления знаний:

• вопросы для осмысления, усвоения и закрепления;

• конспектирование;

• тезирование;

• составление плана;

• составление таблицы;

• разбор языкового явления;

• устное сообщение;

• доклад/реферат.

Рассмотрим один из них. Итак, вопросы для осмысления, усвоения и за­крепления знаний исходят от учителя с целью:

• помочь ученикам правильно понять правило или содержание параграфа; задания упражнений, сопоставить отдельные факты;

• проверки знаний, их закрепления и совершенствования;

• повторения пройденного материала;

• обобщения и систематизации материала.

При использовании данного метода возрастают требования к умениям учителя точно выразить мысль, задавать вопросы в последовательности, пред­полагающей ответную логику в высказываниях детей.

Ещё один метод – развёрнутый ответ по грамматике. Он представляет со­бой изложение усвоенного материала:

«Устный, «воспроизводящий» ответ можно рассматривать как рассужде­ние (более или менее развернутое) на темы, связанные с изучением предмета. В таком рассуждении выделяется тезис (то, что доказывается) и доказательства. Когда, например, ученик говорит о том, какие предложения называются безлич­ными, он высказывает определенное положение, тезис, то, что сказанное пра­вильно, он доказывает, приведя примеры и разъяснения их. (Т.А. Ладыженская).

Подобные рассуждения могут быть построены двояко:

       
   
 


а) теоретическое положение а) языковой пример;
(правило); б) объяснение примера;

б) пример; в) вывод.

в) объяснение примера;

Для того чтобы правильно построить рассуждения, можно использовать алгоритмы. Они помогают учащимся усвоить примеры логического мышления, которые требуются для правильного применения правил. В начале учитель дает готовые алгоритмы, впоследствии учащиеся составляют их самостоятельно.

Например: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Корни мак / мок

1. Подумай, какое значение имеет корень в данном слове

       
   


Если «опускать в жидкость» Если «пропускать в жидкость»

пиши мак пиши мок

Алгоритмы могут быть и многоступенчатыми. «Безударные личные окончания глаголов».

1. Поставь глагол в неопределенной форме и посмотри, оканчивается ли он на - ить.

       
   


на – ить не на – ить

Вывод: это глагол II спр. 2. Проверь, не входит ли он в

(кроме брить, стелить) исключения

входит не входит

Вывод: Вывод:

это глагол II спр. это глагол I спр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: