double arrow

Правовое регулирование иностранных инвестиций, их понятие и виды. Правовой статус иностранных инвесторов, их гарантии прав и льготы

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Государство играет в инвестиционной деятельности двоякую роль, выступая как инвестор, и как носитель властных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования инвестиционной деятельности, определено Министерство экономического развития и торговли РФ.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах:

1) бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;

а) осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности;

б) предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;

2) предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства;

3) размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

4) привлечение частных инвестиций в объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности;

5) проведение экспертиз инвестиционных проектов: градостроительной, проектной, экологической и др.;

6) проверка эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, и достоверности их сметной стоимости;

7) лицензирование отдельных видов деятельности;

8) проведение конкурсов и аукционов на право инвестирования строительства и реконструкции объектов недвижимости;

9) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

10) законодательное установление системы гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности;

11) законодательное установление мер защиты инвестиций.

Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, является ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Иностранными инвесторами в РФ признаются:

- иностранные ЮЛ, иностранные организации, не являющиеся ЮЛ, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

- лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым ФЗ;

- международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ.

Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным.

В соответствии со ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого рода:

- изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов;

- изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов.

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ:

1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;

2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;

3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ.

Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

72. Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции.

В соотв. с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Сторонами соглашения являются:

а) РФ, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченные ими органы;

б) инвесторы - ЮЛ, не являющиеся юридическими лицами объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Соглашением должны предусматриваться перечисленные в указанной статье обязательства инвестора, в том числе:

- по предоставлению российским ЮЛ преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков;

- по привлечению работников - граждан РФ, количество которых должно составлять не менее 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан РФ соответствующих квалификаций;

- по приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 % общей стоимости приобретенных в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: