double arrow

Научная картина мира


Научная картина мира - это целостная система представ­лений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возни­кающая в результате обобщения и синтеза основных естествен­нонаучных понятий и принципов. Мировоззренческой и методо­логической базой научной картины мира является материалистическая диалектика.

В процессе развития всех отраслей знания научные карти­ны мира изменяются и имеют относительный характер. Научная картина мира - это система общих представлений о мире, выра­батываемых на соответствующих стадиях исторического разви­тия научного познания.

Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе пред­ставление о мире в целом. Такие картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на положения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. Естественнонауч­ная картина мира обязательно связана с теми или иными фило­софскими представлениями, свойственными той или иной эпохе.




История науки - это периодическая смена картин мира, смена парадигм. Парадигма - определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования. Научные революции приводили к полной смене парадигм. На­учные революции - это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, ра­дикально меняющие прежнее видение мира.

Научные революции представляют собой более или менее длительный исторический период, поскольку коренные измене­ния в научных знаниях требуют определенного времени. Гло­бальная революция в науке приводит к формированию совер­шенно нового видения мира, вызывает появление новых пред­ставлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания.

В истории выделяют четыре глобальные научные револю­ции. Первая произошла в XV-XVI вв., в эпоху перехода от Средневековья к Новому времени. Она привела к смене космологиче­ской картины мира (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля - центр мироздания» к гелиоцентрическому учению Коперника: «Земля - одна из пла­нет, движущихся вокруг Солнца по своей орбите»). Религиозная картина мира, опирающаяся на птолемеевскую теорию, была подорвана. Копернику удалось доказать, что движение - естест­венное свойство небесных и земных тел, подчиненных некото­рым общим закономерностям единой механики. По его мнению, чувственное познание ограничено, оно не способно отличать то, что нам представляется, от того, что в реальной жизни имеет место



Вторая научная революция произошла в XVII в. Она свя­зана с началом развития современной науки, нового механисти­ческого естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Ке­плер, Ньютон. Ими были заложены основы физики, открыты законы движения тел. Галилей установил, что Солнце вращается вокруг своей оси, а планеты - вокруг своей оси и вокруг Солнца. Именно после второй научной революции открыты законы дви­жения, которые легли в основу механики как науки: закон инер­ции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противо­действия, закон всемирного тяготения.

Третья научная революция продолжалась с конца XVII до конца XIX в. Именно в эту эпоху Лаплас утверждает об эволю­ции органического мира под влиянием изменения условий ок­ружающей среды, появилась теория Дарвина о законах естест­венного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека, открыт закон сохранения и превращения энергии. Д.Менделеев своим открытием периодического закона утвер­ждает, что свойства химических элементов изменяются в перио­дической зависимости от их атомных весов.

Четвертая научная революция охватила XX век и харак­терна формированием квантово-релятивистских представлений о мире. Открытие Резерфордом и Бором квантовой теории строения атомов и создание А.Эйнштейном теории относитель­ности перевернули старые парадигмы. Кроме этих великих от­крытий установлена взаимосвязь закона сохранения массы с за­коном сохранения энергии, открыты волновые свойства материи и корпускулярно-волновая двойственность элементарных час­тиц, расшифрованы молекулы ДНК и др. Безусловно, ведущую роль в развитии цивилизации человечества сыграла и продолжа­ет играть наука. От науки многие ожидают ответы на все корен­ные проблемы мира и человеческого бытия.


Тема 15.







Сейчас читают про: