double arrow

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ


(ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ)

1. Общее понятие человека и личности. Неразрывность социального и биологического начал в человеке.

2. Выделение качеств человека - способ характеристики его личности.

3. Потребности и интересы человека, их классификация.

4. Социальные нормы и их влияние на личность.

5. Значение деятельности для превращения индивида в личность.

1. Проблема человека - одна из основных во всей миро­вой философской мысли. Издревле проблема человека занимала умы философов. Например. Протагор (V в. до н.э.) свое фило­софское кредо выразил так: «Человек есть мера всех вещей, су­ществующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Д Дидро (1713-1784), один из самых выдаю­щихся французских философов-материалистов, считал, что че­ловек - высшая ценность, единственный создатель всех дости­жений культуры на Земле, разумный центр Вселенной. Д.Байрон писал:

Непостижимо слово «человек»!

И как постичь столь странное явленье?

Пожалуй, сам он знает меньше всех,

Своих земных путей предназначенье.

Изучением человека заняты биология, медицина, психоло­гия, педагогика, социология и другие науки. Философия же все­гда стремилась к постижению его целостности, прекрасно пони­мая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, поэтому философия пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью вы­явить его место в мире. Вслед за Сократом можно повторить из­вестную философскую программу: «Познай самого себя».




А что есть человек? На первый взгляд этот вопрос кажется простым. На житейском (или интуитивном) уровне всякий знает, что такое человек. Но с философской точки зрения человек - самый сложный объект познания. Человек - особое существо, обладающее как биологическим началом, так и духовным (спо­собностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, общественной организации).

Человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Жизнь человека вне общест­ва невозможна. Только что рожденного ребенка общество вво­дит в мир людей, учит стать человеком.

Человек представляет собой целостное единство биологи­ческого и социального начал, которые формируются из двух уровней - природного и социального. Человеческий индивид при этом не простая сумма биологического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - личности.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоз­зрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъек­та исторического творчества. Полем проявления личностных свойств служит его социальная жизнь. Рождение и жизнь, разви­тие и воспитание в обществе - главные условия становления че­ловека, превращения его в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили и воспитывались среди животных. В та­ких случаях в человеке развивалось только биологическое нача­ло. Такие люди усваивали привычки животных, теряя способ­ность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии. Эти факты еще раз доказывают социально-биологическую природу человека. Человек, в котором не зало­жено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком. Исключительное значение для пре­вращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только трудясь, занимаясь оп­ределенным делом, полезным для общества и отвечающим ин­тересам самого человека, индивид может оценить свою социаль­ную значимость, раскрыть все грани своей личности. Лич­ность – это человеческий индивид, действующий, наделенный волей и стремлениями, мыслящий, имеющий свои взгляды, суж­дения, претензии и право, настроение и оценку, убеждения. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целост­ная система интеллектуальных, социально-культурных и мо­рально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуаль­ных особенностях его сознания и деятельности. Личность пред­ставляет собой диалектическое единство общего, особенного и единичного.





2. При характеристике личности особое внимание уделяют такому понятию, как качества личности (врожденные и приоб­ретенные привычки, образ мышления и поведения). По качест­вам, их наличию и развитости различают людей. Характеристи­ку личности человека определяют через качества, а они в значи­тельной мере формируются в семье, а также под влиянием кол­лектива, общества. В философии определяют такие позитивные моральные качества, как гуманизм, честь, совесть, скромность, верность, трудолюбие и др. Но есть и общественно осуждаемые, негативные качества. К ним относятся такие, как грубость, туне­ядство, трусость, властолюбие и др. А такие качества, как реши­тельность, мудрость, воля, умение трудиться, относятся к обще­ственно полезным. Обычно в каждом человеке имеются все ви­ды качеств, но одни из них развиты больше, а другие - меньше. Разнообразие индивидуальностей - основное условие и форма проявления успешного развития общества. Неповторимость и индивидуальная оригинальность личности - это настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного об­щества.

3. В жизни каждого человека, личности определяющую роль играют потребности и интересы.

Потребность - это то, в чем человек чувствует необходи­мость. Это состояние, обусловленное неудовлетворенностью человеком для его нормальной жизнедеятельности, направлен­ное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности. Потребность реа­лизуется в процессе ее удовлетворения, т.е. в процессе потреб­ления. Для животных характерно использование готовых пред­метов потребления, данных природой, для человека - производ­ство предметов потребления. Специфическими для человека являются потребности социальные, порожденные развитием обще­ства: потребность в труде, общении с другими людьми. Чем бо­лее богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее и более развиты потребности людей. Потребности бывают: биологические (естественные - в сохранении жизни, питании и т.п.); духовные (стремление приобщаться к ценностям культуры, обогатить внутренний мир); материальные (обеспече­ние достойного уровня жизни); социальные (получение должной оценки со стороны общества, реализовав свои профессиональ­ные способности). Каждому обществу соответствует определен­ный уровень потребностей и возможность их удовлетворения.

Интересы - причины действий индивида, определяющие его социальное поведение. В отличие от потребности интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Отражая социальное положение индивида, инте­рес выполняет роль важнейшего побудительного стимула к дей­ствию.

Интересы различаются по степени общности (индивиду­альные, групповые, общественные), по своей направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъек­та (национальные, религиозные), по возможности их осуществ­ления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тен­денции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные). У каждого человека свои интересы, иерархия интересов у разных людей различна. Приоритетные интересы предпринимателя могут вовсе не быть приоритетными для сту­дента или для работника творческой профессии.

Различие потребностей и интересов, их борьба являются внутренним двигателем развития общества. Но различие интере­сов способствует прогрессу только в том случае, если потребно­сти и интересы не являются антагонистическими, направленны­ми на взаимоуничтожение (человека, класса, государства) и со­относятся с общими интересами.

4. Своеобразным фактором нормальной жизни человека в обществе является наличие социальных норм морали.

Норма моральная - форма нравственных требований, ре­гулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. В отличие от правовых норм, нормы морали утверждаются не вла­стью государства, а силой обычая и общественного мнения, причем формируются в нравственном сознании стихийно, а не в результате действия какого-либо закона.

Нормы морали имеют жизненно важное значение для об­щества: поддерживают порядок в обществе; помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться. Специаль­ные профессиональные нормы регламентируют поведение пред­ставителей тех или иных профессий (педагогов, военных).

Нормы права отличаются от социальных норм, они оформляются в виде системы норм, правил, установленных го­сударственной властью. Особенность правовых норм заключает­ся и в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

5. Жизнь общества и отдельного человека невозможна без деятельности - процесса, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъек­том, а осваиваемые им явления природы - объектом своей дея­тельности. Основным видом деятельности является труд. Имен­но труду обязан человек, как своим первоначальным становле­нием, так и сохранением и развитием в ходе исторического про­цесса всех человеческих качеств. В развитом обществе труд - одна из социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою привлекательность, становится бременем для человека. Труд, полезный обществу и приносящий удовлетворение человеку, способствует развитию потенциала человека. Только благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел соз­дать высокоорганизованное общество.

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации необходимо воспитание человека, т.е. приобщение индивида к социальным нормам, культуре, подготовке его к тру­ду. Воспитание человека начинается в семье, далее - в школе, вузе, трудовом коллективе, обществе в целом. Особую роль в воспитании личности имеют средства массовой информации, а также книги, газеты, технические устройства (например, Интер­нет).







Сейчас читают про: