Для многих людей средние посты являются промежуточной или временной социальной позицией

У временной социальной позиции формируется особое сознание, особая психология – так называемая «психология временщика» - человека, который на минуту или на короткое время задержался в пути. Если у людей, занимающие временные позиции, формируется такая психология, то и тип поведения у них будет соответствующий. Им свойственно пренебрежительное отношение к тем ценностям, которыми они владеют в данный момент.

«Психология временщика» исторически является одной из самых укорененных ценностных ориентаций человека. Она присуща и обезьяне, которая берет палку, чтобы достать банан, висящий слишком высоко. Банан в данном случае выступает в качестве цели. Здесь работает некая мотивация достижения, возможно, просто чувство голода. Итак, она берет паку, а если ее недостаточно, то ставит ящики. Совершив несколько ошибочных движений, она добирается до банана и тут же бросает палку и ящики, которые были лишь временным средством достижением цели.

В аналогичной позиции находится и рабочий на конвейере: он не хозяин своего дела, его не интересует процесс труда. Следовательно, у него «психология временщика», на которой никогда не сформируется психология хозяина, т.е. человека у которого и эти ящики и эта палка представляют собственную ценность. Отсюда следует вывод, что общество, которое превратило большинства населения в работников, занятых рутинным, повторяющимся трудом, формирует общественное сознание, аналогичное «психологии временщика».

В качестве примера результата данной психологии можно привести постройку БАМа, на которую ушли миллиарды рублей и по которой никто не ездит. Этот путь прошло большинство стран. Только там, где возможно перебить эту психологию можно перебить эту историческую тенденцию и вывести большую часть населения на уровень мотивации достижения.

Второе следствие из универсальных законов: середина иерархии – это та вакуумная область, где мотивация достижения на время затухает.

Человек стремится проскочить такую область. Представим себе общество, устроенное так, что каждая следующая должность является творческой лабораторией. Например, рассмотрим парадигму Пикассо: пока я рисую картину, она доставляет мне радость, как только я ее нарисовал, она меня уже больше не интересует. Что вы с ней будете делать – вы ее купите, поместите в музей, - это уже ваши проблемы. Для меня она, как для творца, уже не интересна. При сравнении двух парадигм – парадигмы обезьяны и парадигмы Пикассо – видно, что они противоположны. Менеджеры, предприниматели, ученые, артисты заняты творческим трудом.

Представим себе, что социальная иерархия устроена таким образом, что дает развернуться именно парадигме Пикассо. Что получится? А получится, что у вас каждая должность, каждый пост – это ваша новая картина, новый шедевр. Тогда для вас не будет интересна конечная цель. Общество, устроенное подобным образом, лишится погони за должностями, карьеризма, социальных интриг. Неизвестно, хорошо это или плохо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: