Статистика товаров

Тема 17. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ

Обращение продукта - одна из стадий процесса расширенного производства, на которой происходит движение продукта от производителей к потребителям посредством его пространственного перемещения и товарно- денежного обмена.

Обращение продукта служит связующим звеном между производством и потреблением. Общественное разделение труда привело к обособлению функций обращения продукта в самостоятельную сферу деятельности, состав которой входят грузовой транспорт, связь, заготовки и торговля.

Задачи этих отраслей заключаются в своевременном доведении средств производства и предметов потребления до потребителя. Без доведения продукта до потребителей не может быть закончен один и начат другой производственный цикл. В сфере обращения осуществляется не только реализация продукции, но и некоторые производственные функции: хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка и другие.

Система показателей статистики обращения продукта - учитывает особенности этого процесса в каждой отрасли сферы обращения.

На транспорте произведенный продукции выступает в форме груза, который должен быть перемещен от места производства к месту потребления.

Социально-экономическая статистика характеризует процесс транспортировки грузов такими показателями:

1) грузооборот транспорта;

2) средняя дальность перевозки грузов;

3) средняя густота перевозок и другие.

Торговля выполняет функции по доведению товаров до конечного потребителя.

Для статистической характеристики обращения продукта в торговле используются показатели:

1) товарооборот;

2) товарные запасы на дату и их средняя величина за определенный период времени;

3) скорость товарооборота;

4) издержки обращения торговли и другие.

ПРИМЕР 1. Товарооборот торговых предприятий области характеризуется следующими данными, млн.руб.:

Продавцы Покупатели
Торгующие организации Население
Своей системы Других систем
1. Оптовые предприятия      
2. Розничные предприятия   -  

Определим:

1. Оптовый товарооборот (ОТ) равен сумме продаж товаров торговым организациям:

ОТ = 2000 + 150+ 40 = 2190 млн руб.

2. Розничный товарооборот (РТ) представляет сумму продаж населению:

РТ = 10 + 1800 = 1810 млн руб.

3. Валовой товарооборот (ВТ) равен сумме продаж всех товаров:

ВТ = 2190 + 1810 = 4000 млн руб.

4. Чистый товарооборот (ЧТ) - это сумма продаж за пределы торго­вой системы. Для торговли в целом чистый товарооборот равен розничному. А для отдельных районов или отдельных торговых ор­ганизаций чистый товарооборот больше розничного на величину оптовых продаж за пределы района или другим торговым организациям:

ЧТ= 1810 + 40= 1850 млн руб.

5. На основе данных о валовом и чистом товарообороте рассчитывает­ся коэффициент звенности (Кзв)

Кзв=

Коэффициент звенности в данном случае показывает, что проходили в среднем 2,2 звена.

ПРИМЕР 2. Имеются следующие данные о товарообороте секций универ­мага города в базисном и отчетном году:

Название отделов Розничный товарооборот в фактических ценах, тыс руб. Индекс цен
Базисный период Отчетный период
Мужская обувь Женская обувь Детская обувь     1.7 2.5 1.5

Определим следующие показатели:

l. Сводный индекс товарооборота в фактических ценах:

= или 203,8%

Индекс показывает увеличение товарооборота в отчетном периоде по срав­нению с базисным на 103,8% за счет 2-х факторов: изменения цен и измене­ния объемов продаж.

2. Сводный индекс товарооборота в сопоставимых ценах:

, где ,

====

=1,027 или 102,7%

Физический объем реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился в среднем на 2,7% за счет уве­личения объемов продаж отдельных това­ров.

3. Сводный индекс цен:

1,986 или 198,6%

Цены на обувь в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличились в среднем на 98,6% за счет увеличения цен на различные виды обуви.

4. Прирост товарооборота за счет изменения цен

=1315,52 тыс руб.

ПРИМЕР 3. Имеются следующие данные по торгу:

Кварталы Объем розничного товарооборота по бизнес-плану, млн руб. Товарные запасы на начало каждого квартала, млн руб. Норматив товарных запасов по бизнес-плану, дней
I      
II      
III      
IV      

Об=, где Об - обеспеченность запасами в днях

Знп - запасы на начало периода;

Д - число дней в периоде;

П - потребность в товаре по бизнес-плану.

1. Определим ф актическую обеспеченность запасами в каждом квартале.

- дневная потребность в товаре.

Определим отклонения фактической обеспеченности товарными запа­сами в днях от норматива по бизнес-плану в каждом квартале:

где Обн- норматив обеспеченности в днях по бизнес-плану.

3. В целом за год отклонения фактической обеспеченности запасами товаров в днях от норматива по бизнес-плану составило:

т.е. не обеспечены товарными запасами 11 дней торговли в дан­ном году.

4. Рассчитаем для каждого квартала отклонение товарного запаса от норматива по бизнес-плану в стоимостном выражении.

1) В первом квартале имеется излишний3-х дневный запас:

3 18,3 = 54,9 млн руб.

2) Во втором квартале имеется излишний однодневный запас:

1 20,6 = 20,6 млн руб.

3) В третьем квартале величина недостающего запаса составила 273 млн. руб.:

(-13) 21 = -273 млн руб.

5) В четвертом квартале величина недостающего запаса составила 52 млн. руб.:

(-2) 26 = -52 млн py6.

5) Абсолютное отклонение от потребности в товарных запасах по бизнес-плану за

год составила: 54,9 + 18,3 - 273 - 52 = -251,8 млн руб.

ПРИМЕР 4. Имеются следующие данные о товарообороте и товарных за­пасах гастронома за два квартала, млн руб.

Товарные группы Товарооборот Средние товарные запасы
  Базисный квартал Отчетный квартал Базисный квартал Отчетный квартал
Мясо        
Колбасные изделия        
Сыры        

1. Определим показатель скорости товарооборота по каждой товарной группе и по всем товарам. Используем формулу

где

С - скорость товарооборота,

V - объем товарооборота,

- средние товарные запасы.

а) в базисном периоде: б) в отчетном периоде:

по мясу: по мясу:

по колбасным изделиям: по колбасным изделиям:

по сырам: по сырам:

По всем видам товаров скорость товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась.

Определим среднюю скорость товарооборота по всем товарным группам в отчетном и базисным периоде.

в базисном периоде

2. Определим время обращения каждого вида товара по формуле:

, где

В - время обращения товаров;

Д - количество дней в периоде;

С - скорость товарооборота.

а) в отчетном периоде: б) в базисном периоде:

по мясу: по мясу:

по колбасным изделиям: по колбасным изделиям:

по сырам: по сырам:

3. Рассчитаем индекс динамики средней скорости товарооборота:

1,38 или 138%

Средняя скорость товарооборота увеличилась на 38% в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов:

а) за счет увеличения индивидуальных значений скорости то­варооборота по каждому виду товара;

о) за счет изменения структуры товарных запасов в отчетном периоде по сравнению с базисным.

4. Рассчитаем индекс скорости товарооборота фиксированного состава:

1,32 или 132%

Скорость товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базис­ным возросла в среднем на 32% за счет увеличения индивидуальных значений скорости товарооборота по каждой товарной группе.

5. Рассчитаем индекс структурных сдвигов:

Средняя скорость товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла на 5% за счет изменения структуры товарных запасов.

ПРИМЕР 5. Имеются следующие данные о работе двух магазинов в течение полугодия, млн руб.:

Мага­зины Товарооборот Товарные запасы на
1 кв. 2 кв. 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07
1.                  
2.                  

1. Определим среднюю величину товарного запаса по каждому магазину в I и II

квартале:

в I кварталево II квартале

=71,5 млн руб. =61,2 млн руб.

57,5 млн руб. 63,7 млн руб.

2. Определим скорость товарооборота по каждому магазину в I и II квартале:

в I кварталево II квартале

3. Определим среднюю скорость товарооборота по двум магазинам в I и II квартале:

4. Определим время обращения товаров в I и II квартале:

в I кварталево II квартале

ПРИМЕР 6. Имеются данные о перевозке грузов по железнодорожному участку, эксплуатационная длина которого 1000 км:

Перевозка грузов, млн т (q) Расстояние, км (l)
2,0  
4,0  
8,0  

1) Для определения величины грузооборота (Г.О.) на данном участке необходимо вес перевезенных грузов умножить на расстояние пе­ревозки:

2) Показатель средней дальности перевозки (1) одной тонны груза рассчитывается путей деления грузооборота на вес перевезенных грузов:

Т.е. каждая тонна груза была перевезена в среднем на расстояние 785,6 км.

3) Средняя густота перевозок (1)

Отражает средний вес перевезенных грузов на каждый километр эксплуатационного пути:

млн руб.

Таким образом, средний вес перевезенных грузов за каждый километр эксплуатационного пути составил 11 млн т.

17.2 Статистика услуг.

В странах с развитой рыночной экономикой производством различного рода услуг занято 2/3 активного населения. В ВВП США услуги составляют 75%. В ВВП России доля услуг в действующих ценах превышает 50%.

Основная проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связана с разнообразием услуг и видов деятельности, объединяемых в данной сфере, что затрудняет сводку показателей результатов ее функционирования.

Система показателей статистики платных услуг населению включает в себя абсолютные показатели – объем платных услуг в стоимостном выражении и относительные показатели в виде коэффициентов досчета. Методика статистической оценки указанных показателей состоит из следующих основных этапов:

1. Объем платных услуг населению по организациям, представившим сведения в органы государственной статистики

Объем платных услуг населению по отчитавшимся организациям формируется в разрезе видов услуг на основе форм федерального государственного статистического наблюдения:

№ 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению» (онараспространена на все юридические лица, занимающиеся оказанием платных услуг населению по роду основной и не основной деятельности, за исключением субъектов малого предпринимательства);

№ ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Алгоритм расчета объема платных услуг по отчитавшимся организациям выглядит следующим образом:

где;

-объем платных услуг по отчитавшимся организациям;

-объем платных услуг населению по крупным, средним организациям и организациям с численностью работников до 15 человек, не имеющих статус малого предприятия (поданным по форме № 1-успуги);

-объем платных услуг по малым предприятиям (по данным формы № ПМ).

Статистическое наблюдение по форме № ПМ осуществляется на выборочной основе. Распространение итогов выборочного обследования малых предприятий по показателю «Объем платных услуг населению» на генеральную совокупность производится по каждому виду услуг в отдельности по среднему объему платных услуг в расчете на одно обследованное предприятие по следующему алгоритму:

где;

- объем платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями;

- объем платных услуг по обследованному кругу малых предприятий;

- число обследованных малых предприятий (т.е. попавших в выборку);

- число малых предприятий в генеральной совокупности.

2. Объем платных услуг, оказанных населению не отчитавшимися организациями

Для определения объема платных услуг, оказанных населению не отчитавшимися организациями, первоначально устанавливается число таких организаций, причем в разрезе видов услуг. В этих целях необходимо:

2.1. Разгруппировать весь массив полученных отчетов по форме № 1-услуги по видам услуг. Отнесение организации в соответствующую группу производится по кодуОКОНХ, указанному в кодовой зоне формы, с использованием переходного ключа между ОКОНХ и ОКУН. Если код по ОКОНХ, указанный в кодовой зоне формы, не относится к услугам, то эта организация включаетсяв ту группу, которая занимает наибольший удельный вес в структуре ее платных услуг населению.

2.2. Произвести выборку из ЕГРПО объектов, имеющих перечисленные коды по ОКОНХ (как по основному, так и по не основному виду деятельности), разгруппировав их по тем же группам, что и отчеты по форме № 1-услуги. Если основным видом деятельности организации является деятельность, не связанная с обслуживанием, то такая организация попадает в группу по первому встретившемуся в перечне ее видов деятельности коду, относящемуся к оказанию услуг. В отборе должны участвовать организации, функционирующие на территории данного субъекта Российской Федерации, независимо от того, где они зарегистрированы (в пределах или за пределами его территории), малые предприятия, которые обследуются на выборочной основе по форме № ПМ данный перечень не включаются.

2.3. Сопоставить оба перечня организаций по каждой группе и выявить не отчитавшиеся организации. Каждую выявленную таким образом организацию следует проверить на наличие в списке отчитавшихся организаций по другим группам и, при наличии в этом списке, организацию исключают из перечня не отчитавшихся. При этом возможны варианты, когда по одному и тому же видууслуг группа отчитавшихся организаций численно превосходит соответствующую группу из ЕГРПО.

Оставшиеся не отчитавшиеся организации проверяют на наличие их в Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, созданной на основе ЕГРПО (ГС). Если организация в ГС отсутствует, то можно предположить, что она не функционирует. Следовательно, досчет на нее не производится, и эта организация исключается из перечня не отчитавшихся организаций.

После определения окончательного числа не отчитавшихся официально зарегистрированных организаций по каждому виду услуг рассчитывается следующий коэффициент:

где;

- коэффициент досчета на не отчитавшиеся организации;

- соответственно число отчитавшихся (включая генеральную совокупность малых предприятий) и не отчитавшихся организаций.

При этом в число отчитавшихся организаций обязательно следует добавить число малыхпредприятий по генеральной совокупности. Принцип распределения их по группам услуг тот же, что по крупным и средним организациям (см. п.2.2 настоящего Пособия).

K-организация имеет основной вид деятельности, не относящийся к оказанию услуг, включена в эту группу по наибольшему удельному весу данного вид услуг в объеме оказываемых ею платных услуг.

J-организация исключена из перечня по данной группе, т.к. по отчитавшимся организациям она попала в другую группу (туристско-экскурсионные услуги).

S-организация отсутствует в Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения на основе ЕГРПО.

Расчет коэффициента досчета на не отчитавшиеся организации производится по схеме в графе 7 примера (таблица 4.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: