Анализ связи между затратами, объемом продаж и прибылью

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходи­мо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополни­тельная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состо­яние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприя­тия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке де­ятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Например, производственная мощность предприятия рассчита­на на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 тыс. руб.

Все, что производится, сбывается, незавершенного производ­ства и остатков готовой продукции на складах нет. Следователь­но, объем производства продукции равен объему продаж (выруч­ке), т.е. 20 млн руб. Постоянные затраты (амортизация, наклад­ные расходы и др.) составляют 4 млн руб. Переменные расходы на единицу продукции - 12 тыс. руб., а на весь запланированный выпуск продукции - 12 млн руб. При таких условиях прибыль от реализации продукции составит 4 млн руб. (20-4-12).

На основании этих данных построим график (рис. 10.4).


По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной про­дукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реа­лизации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не бу­дет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от продажи продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере точка расположена на уровне 50 % возмож­ного объема продажи продукции. Если пакеты заказов на изде­лия предприятия больше 50% его производственной мощности, то предприятие получит прибыль. При пакете заказов 75% воз­можного объема производства прибыль составит половину мак­симальной суммы, т.е. 2 млн руб. Если же пакет заказов будет менее 50% фактической производственной мощности, то предпри­ятие будет убыточным и обанкротится. Следовательно, предва­рительно должен быть решен вопрос о целесообразности органи­зации выпуска продукции в таком объеме.

Разность между фактическим и безубыточным объемом про­даж - зона безопасности. Если предприятие полностью использу­ет свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) со­ставит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безо­пасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 10.5). При объеме реализации, равном нулю, предприятие полу­чает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии X точку критического объема продаж.

Кроме графического метода, можно использовать и аналити­ческий.


Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для этого используем рис. 10.6. На графике поменяем местами переменные и постоянные затраты, что­бы в соответствии с определением категории маржинального до­хода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.



Нетрудно заметить, что отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, ко­торый определяет место расположения точки критического объе­ма реализации продукции на графике.

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

Для определения точки критического объема реализации про­дукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции

i

Отсюда Дм = К • Дс. Тогда формулу для расчета точки безу­быточного объема продаж в денежном измерении можно запи­сать следующим образом:

Ставку маржинального дохода можно представить как раз­ность между ценой (Ц) и удельными переменными затратами (V):

Тогда, преобразовав формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать так:

Если ставится задача, определить объем реализации продук­ции для получения определенной суммы прибыли, например 2 млн руб., тогда формула будет иметь вид:

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед.

продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 250 ед., для получения 2 млн руб. прибыли.

При многономенклатурном производстве этот показатель оп­ределяется в стоимостном выражении

Для определения зоны безопасности по стоимостным показа­телям аналитическим методом используется следующая формула:

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию.

С помощью маржинального анализа можно установить кри­тический уровень не только объема продаж, но и суммы постоян­ных затрат, а также цены при заданном значении остальных фак­торов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уров­не маржинального дохода и объема продаж рассчитывается сле­дующим образом:

Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить макси­мально допустимую величину постоянных расходов, которая по­крывается маржинальным доходом при заданных объеме продаж, цене и уровне переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие бу­дет убыточным.

Как видим, критический уровень постоянных издержек явля­ется очень ценным показателем в управленческой деятельности.

С помощью его можно эффективнее управлять процессом форми­рования финансовых результатов.

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продук­ции, который дает одинаковую прибыль по различным вариан­там управленческих решений (различным вариантам оборудова­ния, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

Данный метод может быть также использован в анализе при выборе варианта технологии производства, обосновании реше­ния производить или покупать, выборе варианта машин и обору­дования, обосновании цены на новое изделие при аналитической оценке решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование маржинального дохода позволит более правиль­но проанализировать разные варианты управленческих решений для выбора наиболее оптимального из них. Внедрение этой мето­дики в практику отечественных предприятий имеет большое зна­чение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: