Тема. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Список рекомендуемой литературы

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л. Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 360 с.

2. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб. / Г. В. Савицкая. – 13 – е изд., испр. – М.: Новое знание, 2007. – 698 с.

3. Дроздов В. В., Дроздова Н. В. Экономический анализ: Практикум. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

4. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 366 с.

5. Барнгольц С. Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 240 с.

6. Гиляровская Л. Т., Лысень Д. В, Ендоковский Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ТК Велби, 2006. – 528 с.

7. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.

8. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. Пособие / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистка, 2004. – 656 с.

Дополнительная литература

1. Пивоваров К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческого организаций. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. – 119 с.

2. Титов В. И. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. – 349 с.

3. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 214 с.

4. Соловьева О. В. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие. -= М.: Экономистъ, 2006. – 283 с.

5. Гинзбург А. И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с.

6. Налетова И. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ – М, 2006 – 128 с.

7. Просветов Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. 3 – е изд. – М.: Издательство РДЛ, 2006. – 192 с.

8. Журнал «Экономический анализ: теория и практика».

Тема: Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

1. Источники информации и объекты анализа

2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

3. Анализ затрат на рубль продукции

4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции

5. Анализ издержек по центрам ответственности

6. Методика определения резервов снижения себестоимости

7. Управление себестоимостью на основе выбора оптимального управленческого решения

Основные термины и понятия: полная себестоимость, элементы затрат, затраты на рубль продукции, себестоимость единицы изделия, статьи затрат, калькуляция, постоянные затраты, переменные затраты.

1. Информационной базой для анализа себестоимости продукции является данные статистической отчетности, «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Объектами анализа себестоимости продукции выступают следующие показатели:

1) полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

2) затраты на рубль продукции;

3) себестоимость отдельных изделий;

4) отдельные статьи затрат.

2. Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат:

Таблица. Затраты на производство продукции

Элементы затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
план факт +, - план факт +,-
Оплата труда     +2070 15,1 14,6 -0,5
Отчисления от фонда заработной платы (ЕСН)     +725 5,3 5,1 -0,2
Материальные затраты     +10600 53,8 55,9 +2,1
В том числе: сырье и материалы     +6300 38,8 38,6 -0,2
топливо     +1924 8,6 9,2 +0,6
электроэнергия и т.д.     +2376 6,4 8,1 +1,7
Амортизация     +1900 8,6 9,2 +0,6
Прочие затраты     +1215 17,2 15,2 -2,0
Полная себестоимость     +16510 100,0 100,0 -
В том числе: переменные затраты     +9828 70,0 68,0 -2,0
постоянные затраты     +6682 30,0 32,0 +2,0

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:

1. Объема производства продукции и ее структуры;

2. Уровня переменных затрат на единицу продукции;

3. Суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные затраты (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно- управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Факторная модель общей суммы затрат имеет вид:

ЗОБЩ = Σ (VΒΠi*bi)+A=Σ(VΒΠoбщДi*bi)+A,

где ЗОБЩ - общая сума затрат на производство продукции; А – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции; b – уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг); VΒΠ – объем производства продукции (услуг).

В свою очередь, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов на результаты сложить:

∆Зц=∑(∆Цi*Рiф) ∆Зобщ=∆Зр+Зц.

В процессе анализа необходимо оценить также изменения в структуре по элементам затрат.Если доля заработной платы уменьшается а доля амортизации увеличивается, это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается и в том случае если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.

3. Затраты на рубль произведенной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсал: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.

В процессе анализа следует изучить также динамику затрат на рубль продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

После этого нужно проанализировать выполнение плана по уровню данного показателя и установить факторы его изменения. Для этого используется следующая факторная модель: .

После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах:

∆Πхi=∆УЗхi*Σ(VРΠiпл).

4. Для более глубокого изучения причин себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

где Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции; Аi – сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции; bi – сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции; VΒΠi – объем выпуска i –го вида продукции в физических единицах.

Затем более детально изучают себестоимость по продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми или данными за прошлые периоды:

Анализ себестоимости изделия А по статьям затрат.

  Статья затрат Затраты на изделие, руб. Структура затрат, %
план факт +,- план факт +,-
Сырье и основные материалы     +415 42,5 44,06 +1,56
Топливо и энергия     +80 7,5 7,92 +0,42
Заработная плата производ. раб.     +115 14,0 14,06 +0,16
Отчисл. на соц. и мед.страхование     +40 5,0 5,0 -
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования     +30 10,5 9,38 -1,12
Общепроизводственные расходы     +45 7,5 7,19 -0,31
Общехозяйственные расходы     +10 6,0 5,21 -0,79
Потери от брака -   +25 - 0,52 +0,52
Прочие производственные расходы     +16 4,0 3,66 -0,34
Коммерческие расходы     +24 3,0 3,0 -
Итого     +800     -
В том числе переменные     +460 70,0 67,9 -2,1

Приведенные данные показывают, что перерасход затрат произошел по всем статьям и в особенности по материальным затратам и заработной плате производственных рабочих.

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции. Выявленные отклонения по статьям затрат являются объектом факторного анализа. В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть определены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения её уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения.

5. Главная цель анализа затрат по центрам ответственности – выявление резервов роста прибыли за счет повышения активности менеджеров на всех уровнях.

С этой целью функции каждого руководителя на всех уровнях строго регламентируются и соответствующим образом формируются и отражаются затраты в планах и отчетах предприятия. Эта система предполагает составление смет по центрам ответственности и ежемесячных отчетов об исполнении сметы. В отчетах должны отражаться контролируемые затраты, расходы по смете на фактический выпуск, отклонения от сметы и причины этих отклонений. На самом низком уровне отчет более детальный, на более высоком – менее детальный. Отчеты об исполнении сметы должны сопровождаться пояснительной запиской руководителя центра ответственности, в которой раскрываются причины отклонения от сметы по каждой статье затрат и принимаемые корректирующие меры.

В процессе анализа сопоставляются фактические затраты со сметой по каждому уровню ответственности и выявляются отклонения от плановых сумм только по тем видам затрат, которые контролируются на данном уровне (например, на уровне производственного подразделения – зарплата персоналу подразделения, расход материалов, энергии и другие расходы, подконтрольные данной службе).

На высшем уровне ответственности анализируются качественные результаты деятельности предприятия в целом.

Действия аналитика по анализу затрат по центрам ответственности сводятся к изучению причин отклонений фактических затрат от сметы, которые на протяжении года показываются нарастающей суммой, что позволяет контролировать эффективность принятых мер по устранению нежелательных отклонений.

6. Основными источниками снижения себестоимости продукции являются:

1) увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

2) сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, сокращения непроизводительных отходов, брака и т. д.

Величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле:

,

где Свозм и Сфакт – возможный и фактический уровень себестоимости единицы продукции; Зф – фактические затраты на производство продукции; Р↓З – резерв сокращения затрат; Здоп – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции; VВПфакт, Р↑VВП – соответственно фактический объем и резерв увеличения выпуска продукции.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе выполнения производственной программы.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий, которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, энергии и т. д.

Экономию затрат по оплате труда (Р↓ЗП) в результате проведения инновационных мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоемкости продукции до внедрения (ТЕ0) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТ) и на планируемый объем производства продукции: Р↓ЗП = (ТЕ1- ТЕ0)*ОТпл* VВПпл.

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда заработной платы, включаемых в себестоимость продукции.

Резерв снижения материальных затрат (Р↓МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом: Р↓МЗ = (УР1- УР0)* VВПплпл,

где УР0, УР1 – расход материальных ресурсов на единицу продукции соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий; Цпл – плановые цены на материалы.

Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, сдачи в долгосрочную аренду, консервации и списания ненужных, неиспользуемых объектов (Р↓ОПФ) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации (НА): Р↓А=∑(Р↓ОПФi*НАi).

Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитывается отдельно по каждому ее виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, дополнительный расход сырья, энергии и прочих переменных расходов. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат:

Здоп=Р↑VВПi*biфакт.

7. Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор и замена оборудования. Допустим, для выполнения какой-либо операции предприятие может выбрать один из трех вариантов оборудования:

Варианты выбора оборудования

Вариант Постоянные затраты, тыс. руб. Переменные затраты на изделие, тыс. руб. Общая сумма затрат
I     ЗI=300+5х
II     ЗII=450+3х
III     ЗIII=700+1х

Здесь возникает необходимость определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования. Для этого нужно найти критический объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми.

Для нахождения критического объема производства для двух вариантов оборудования затраты по одному из них приравнивается к затратам по другим. Так, критическая точка для первого и второго варианта может быть найдена по уравнению:

300 +5х=450+3х; х =(450 – 300)/2 = 75 тыс. ед.

Аналогично определяется критическая точка объема производства для второго и третьего вариантов:

450+3х=700+1х; х=(700 – 450)/2 = 150 тыс. ед.

Следовательно, при годовом объеме производства до 75 тыс. ед. выгоднее использовать первый вариант оборудования, от 75 до 150 тыс. ед. – второй, свыше 150 тыс. ед. – более целесообразным является третий вариант.

Аналогичным образом можно сделать оптимальный выбор между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей и т. д.

Основная литература

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л. Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 360 с.

2. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб. / Г. В. Савицкая. – 13 – е изд., испр. – М.: Новое знание, 2007. – 698 с.

3. Дроздов В. В., Дроздова Н. В. Экономический анализ: Практикум. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

4. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 366 с.

5. Барнгольц С. Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 240 с.

6. Гиляровская Л. Т., Лысень Д. В, Ендоковский Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ТК Велби, 2006. – 528 с.

7. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.

8. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. Пособие / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистка, 2004. – 656 с.

Дополнительная литература

1. Пивоваров К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческого организаций. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. – 119 с.

2. Титов В. И. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. – 349 с.

3. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 214 с.

4. Соловьева О. В. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие. -= М.: Экономистъ, 2006. – 283 с.

5. Гинзбург А. И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с.

6. Налетова И. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ – М, 2006 – 128 с.

7. Просветов Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. 3 – е изд. – М.: Издательство РДЛ, 2006. – 192 с.

8. Журнал «Экономический анализ: теория и практика».

План лекции:

  1. Задачи анализа, источники информации.
  2. Анализ балансовой прибыли.
  3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг).
  4. Анализ прочих доходов и расходов.
  5. Анализ показателей рентабельности.
  6. Маржинальный анализ прибыли и рентабельности.
  7. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
  8. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

Термины и понятия: валовая прибыль, балансовая прибыль, маржинальная прибыль, прибыль от реализации продукции работ, услуг, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, нераспределенная прибыль, рентабельность продаж, рентабельность затарат, рентабельность капитала, маржинальный доход.

1. Основные задачи анализа:

- систематический контроль за формированием и использованием финансовых результатов;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основные источники информации для анализа: данные аналитического и синтетического бухгалтерского учета, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 3 «Отчет о движении капитала», бизнес-план, годовой план текущего развития предприятия и т. д.

2. Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава, динамики и структуры балансовой прибыли. При этом необходимо учесть влияние инфляции на стоимостные показатели. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Затем анализируются факторы изменения каждой из составляющей балансовой прибыли (прибыли от реализации продукции, работ, услуг, прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности, внереализационных финансовых результатов).

3. Большую часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, работ и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависят от четырех факторов первого уровня: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

П = Σ(VРПобщ * Удi *(Цi – Сi)).

Объем реализации продукции может оказывать положительное или отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продаж продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = VРПii – Сi).

Расчет влияния факторов можно выполнить способом абсолютных разниц:

ΔПVРП = (VРПф – VРПпл)(Цпл – Спл);

ΔПЦ = (Цф – Цпл)VРПф;

ΔПС = (Сф – Спл)VРПф.

4. Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. К таким доходам относятся реализация ненужного, не используемого имущества предприятия, доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Внереализационные доходы и расходы включают прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, курсовые разницы по операциям в иностранной валюты, полученные и выплаченные штрафы, пени, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, убытки от стихийных действий и т. д.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

5. Рентабельность – относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

а) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов: Rз = Прп/З, Rз = ЧП/З;

б) показатели рентабельности продаж (оборота):

Rоб = Прп/В, Rоб = ЧП/В;

в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей:

Rк = БП/ΣК, Rк = ЧП/ΣК.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Для факторного анализа рентабельности одного вида продукции можно использовать следующие формулы: или .

6. Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли и рентабельности, которая базируется на делении производственных и коммерческих затрат на переменные и постоянные. Она широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. В отличие от традиционной методики анализа, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. При методике маржинального анализа прибыли обычно используют следующую модель:

П = VРПii – bi) – Ai,

где b – переменные затраты на единицу продукции, А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции.

Методика анализа прибыли усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции:

П = Σ(VРПобщ * Удi *(Цi – bi)) – А.

7. Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие не начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж называют зоной безопасности (зоной прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Определить их уровень можно графическим и аналитическим способами.

При графическом расчете по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

Аналитический расчет можно произвести тремя способами:

а) в стоимостном выражении: Т = А/Дмд;

б) в натуральном выражении: Т= А/(Ц–b);

в) в процентах к максимальной производственной мощности: Т = А/МД*100%.

где МД – маржинальный доход (Выручка минус сумма переменных затрат);

Дмд – доля маржинального дохода в выручке.

9.

10. 8. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции (см. тему «Анализ себестоимости продукции»), умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Резерв роста прибыли за счет улучшения качества продукции определяется так: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

Аналогичным образом подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: