Тема: Анализ объемов производства и реализации продукции

Кафедра Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Хозяйственной деятельности

По дисциплине Комплексный экономический анализ

Для студентов 4,5 курса заочной полной и сокращенной форм обучения

По специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Уфа – 2008

Курс лекций составлен на основе Государственного образовательного стандарта.

Курс лекций разработан к. э. н., доцентом Тукаевой Ф. А.

Утвержден на заседании кафедры __________________________________

«____» ____________ 2008 г.

Протокол № __________.

Зав. кафедрой

_____________________.

Утвержден на заседании Учебно-методической комиссии

«» 2008 г.

Протокол № __________.

Председатель УМК

_____________________.

Утвержден на заседании Ученого совета Протокол № __________.

Ученый секретарь

План лекции:

1. Основные задачи анализа

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции (работ, услуг)

3. Анализ ассортимента и структуры продукции

4. Анализ ритмичности работы предприятия

5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Основные термины и понятия: объем производства, объем реализации, темпы роста, ритмичность производства, факторы, влияющие на изменение объемов производства и реализации, резервы увеличения выпуска и реализации продукции.

1. Основные задачи анализа:

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

2. При анализе динамики и выполнения плана производства и реализации продукции (работ, услуг) показатели должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода. В первую очередь рассчитываются базисные, цепные и среднегодовые темпы роста и прироста. Затем производится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период, как в разрезе видов продукции, так и целом по всему объему производства и реализации. Рекомендуется выполнять оперативный анализ производства и отгрузки продукции, отражая в расчете плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

3. Ассортимент и структура продукции оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. Изменение структуры производства и реализации продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска продукции в стоимостной оценке, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность и т. д. Одним из способов расчета влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей является способ процентных разностей. Расчет производится следующим образом: разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных объемов производства, умножается на, например, запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении.

4. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

Косвенные показатели – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потри от брака, уплата штрафов за недопоставку или несвоевременную отгрузку продукции.

Коэффициент ритмичности является одним из наиболее распространенных показателей. Он определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более запланированного уровня. Коэффициент вариации определяется по формуле: ,

где (x – xср)2 – квадратическое отклонение от среднего задания за период;

n – число периодов;

хср.план – плановый выпуск продукции в среднем за период.

5. Особое внимание при анализе уделяется изучению влиянию факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы.

1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР*ГВ; РП = ЧР*ГВ*Дв,

где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

Дв – доля реализованной продукции в валовой продукции отчетного периода.

2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ*ФО; РП = ОПФ*ФО*Дв,

где ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;

ФО – фондоотдача основных производственных фондов.

3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ*МО; РП = МЗ*МО*Дв,

где МЗ – сумма потребленных для производства продукции материальных ресурсов;

МО– материалоотдача.

Расчет влияния данных факторов можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа.

После этого определяются резервы увеличения производства и реализации продукции, основными источниками которых являются:

а) улучшение использования трудовых ресурсов – создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышение уровня производительности труда;

б) улучшение использования основных фондов – приобретение дополнительных машин и оборудования, более полное использование их фонда рабочего времени, повышение интенсивности использования машин и оборудования;

в) улучшение использования сырья и материалов – дополнительное приобретение сырья и материалов, сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов, сокращение расхода сырья и материалов на единицу продукции.

Для определения величины резервов применяются формулы:

По первой группе: Р↑ВПкр = Р↑КР*ГВф; Р↑ВПфрв = Р↑ФРВ*ЧВф; Р↑ВПчв = Р↑ЧВ*ФРВв;

где Р↑ВПкр, Р↑ВПфрв, Р↑ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет увеличения количества рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки; Р↑КР – резерв увеличения количества рабочих мест; Р↑ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р↑ВПчв – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и труда; ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе: Р↑ВПк = Р↑К*ГВф; Р↑ВПт = Р↑Т*ЧВф; Р↑ВПчв = Р↑ЧВ*Тв;

где Р↑ВПк, Р↑ВПт, Р↑ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет увеличения количества оборудования, возрастания фонда рабочего времени и увеличения выпуска продукции за один машино-час; Р↑К – резерв увеличения количества оборудования; Р↑Т – резерв увеличения времени работы оборудования; Р↑ВПчв – резерв роста выпуска продукции за один машино-час.

По третьей группе: Р↑ВПм = ∑(Р↑Мj:НРji пл * Цi пл);

Р↑ВПотх = ∑(Р↓Отхj:НРji пл * Цi пл);

Р↑ВПнр = ∑(Р↓НРji*VВПi пл /НРji пл * Цi пл);

где Р↑ВПм, Р↑ВПотх, Р↑ВПнр – резерв роста валовой продукции соответственно за счет дополнительного количества оборудования, уменьшения сверхплановых отходов и сокращения нормы удельного расхода сырья и материалов; Р↑Мj – дополнительное количество материалов, Р↓Отхj – резерв снижения сверхплановых отходов j-го видов материалов; Р↓НРji – резерв снижения нормы расхода j-го вида материалов на единицу i-го вида продукции, НРji пл – норма расхода j-го вида материалов на единицу i-го вида продукции, Цi пл – плановая цена единицы соответствующего вида продукции, VВПi пл – планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: