Вопрос 2. Предмет и объекты анализа финансовой отчетности 10 страница

Повышение средней нормы амортизации увеличило амортизацеемкость продукции на 0,0146 [+0,039 x 0,3750], а снижение фондоемкости продукции на

0, 0077 уменьшило амортизацеемкость продукции - на 0,0371 [4,83 (-0,0077)] = -

0, 0371). Общее влияние: 0,0146 - 0,0371 = -0,0225 тыс. руб. Снижение амортизацеемкости позволило снизить затраты на производство в размере 41,6 тыс. руб. (см. табл. 3), в том числе за счет снижения фондоемкости продукции: 1067,58 тыс. руб. (-0,0077 x 138 648 / 100). Однако увеличение средней нормы амортизационных отчислений вызвало повышение затрат (+0,039 x 138 648 / 100 = 5407,2 тыс. руб.).


Тема 7. Анализ сегментарной отчетности План

1. Информационно- аналитические возможности сегментарной отчетности. Виды сегментов.

2. Особенности оценки результатов функционирования различных сегментов.

3. Факторный анализ как инструмент выявления резервов роста эффективности сегмента

Вопрос 1. Информационно- аналитические возможности сегментарной

отчетности. Виды сегментов

Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально­экономические и другие условия).

Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

• лучше понять результаты прошлой деятельности организации;

• точнее оценить риски и прибыли организации;

• принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.

В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Рассмотрим основные термины, используемые в анализе сегментарной отчетности.

"Сегмент" (лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида в разных регионах.

"Сегментарная отчетность" - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации.

Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утвержденные приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, которые в свою очередь были разработаны на основе МСФО 14 "Сегментная отчетность". В соответствии с этим положением сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий:

• организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности;

• организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.;

• организация осуществляет свою деятельность в различных географических регионах. Требования ПБУ 12/2000 не распространяются на субъекты малого предпринимательства.

В данном нормативном акте определены следующие понятия:

"информация по сегменту" - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации;

"операционный сегмент" - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным их группам; "географический сегмент" - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации;

"отчетный сегмент" - отдельный операционный или географический сегмент, информация о котором является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.

Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:

• определение отчетных сегментов;

• выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;

• сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учета;

• раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры. При выделении отчетных сегментов принимают во внимание следующие виды рисков: общеэкономические; валютные; кредитные; ценовые; политические. При этом не предполагается их количественное измерение и выражение.

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу (сегмент) при условии сходства по всем или большинству из следующих признаков: назначению товаров, работ, услуг; процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; методам продажи; системам управления деятельностью организации (если приемлемо).

При выделении информации по географическим сегментам следует исходить из следующих аспектов: сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации; наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах; сходства деятельности; рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе; общности правил валютного контроля; валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

Географические сегменты могут быть выделены:

• по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам РФ;

• по местам расположения активов (ведения деятельности) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей, покупателей). Как правило, второй критерий используется чаще первого.

Для признания сегмента отчетным, необходимо выполнение следующих требований:

1) значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям;

2) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от общей суммы выручки;

3) финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от финансового результата всех сегментов;

4) активы данного сегмента составляют не менее 10% суммы активов всех сегментов;

5) на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если получено менее 75%, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют "правилу 10%".

В целом единовременно должны быть соблюдены первое и пятое требования, а также одно из тех, что определены в ранее перечисленных пп. 2, 3 и 4.

При формировании бухгалтерской отчетности по сегментам необходимо выделить первичную и вторичную информацию по сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются в основном различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным является раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным - по географическим.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичным является раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичным - по операционным.

Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:

• общая величина выручки;

• финансовый результат (прибыль или убыток);

• общая балансовая величина активов (их суммарная величина вместе с не распределенными между сегментами активами должна соответствовать сумме, отраженной по стр. 300 баланса);

• общая величина обязательств (без учета задолженности по налогу на прибыль. Вместе с нераспределенными обязательствами она должна соответствовать сумме долгосрочных и краткосрочных обязательств организации);

• общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

• общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

• совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.

Как правило, не составляет больших сложностей определить величину выручки сегмента и его финансового результата, который определяется как разность между выручкой и расходами сегмента без общехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом.

Сложнее распределить между сегментами и прочими операциями все остальные показатели. Практика не выработала до сих пор точных методов распределения. Поэтому согласно МСФО 14 если распределение сумм активов, обязательств и других показателей является спорным, то лучше их обозначить в отчетности как нераспределенные. Как правило, не составляет труда распределение большинства показателей между сегментами тогда, когда эти сегменты являются составляющими не одной организации, а группы предприятий.

Если вторичной информацией признана информация по географическому сегменту, то в отчетности раскрываются следующие показатели:

• величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта;

• балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов;

• величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.

Если же вторичной признана информация по операционным сегментам, то в бухгалтерской отчетности должны быть отражены следующие показатели: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов;

величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

Вопрос 2. Особенности оценки результатов функционирования различных

сегментов

Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение стройной методики ее анализа, в составе которой целесообразно выделить две крупные части:

• анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации;

• анализ отчетной информации в разрезе географических сегментов деятельности организации.

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

По данным ОАО "Молочный комбинат", исходя из различий типов продукции в производственном и технологическом процессах выделены следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисло-молочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока.

Оценка количественных критериев признания отчетных операционных сегментов приведена в табл.

Из данных табл. следует, что выделенные ранее сегменты по качественным критериям все соответствуют и количественным критериям (доля выручки от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: в предыдущем году - 84,2%, в отчетном - более 89,6%. По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи вне шн им покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 15,8 и 10,4%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.

Таблица — Расчет количественных критериев для идентификации отчетных операционных сегментов

1 1 I Операционный сегмент I I I Выручка сегмента от продаж, % I Финансовый результат I сегмента, % I Соответствие 10%-му I критерию отбора I
I I I I Предыдущий год I Отчетный I год ^редыдущи^ I год I Отчетный I год I Предыдущий I год I Отчетный I год I
I Сливочное масло I 17,5 УО н о 1Л 14,8 + I + I
I Кисло-молочная продукция! 38,8 I 39,9 о 42,3 + I + I
!сухое молоко I 15.6 I 18,8   17,8 + I + I
I Заменитель цельного мо-I Iлока I 12,3   I 13,6 I I I 15,2 + I I + I

I Итого по выделенным| 84,2 | 89,6 | 86,4 | 90,1 |Набранный итог соответ-1 |сегментам... | | | | |ствует 75%-му порогу |

I__________________________ I_____________ I_____________ I___________ I____________ I__________________________ I

Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности. На анализируемом предприятии имеется возможность идентифицировать для каждого операционного сегмента не только выручку от продаж и финансовый результат, но и балансовую стоимость активов, общую величину капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационные отчисления по ним. Вместе с тем проблематичным является распределение между сегментами с достаточной точностью обязательств организации. Так как менее проблематичным является идентификация для выделенных операционных сегментов выручки и финансового результата, то становится возможным рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента:

• динамика выручки от продаж сегмента;

• удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом;

• динамика финансового результата сегмента;

• удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом;

• рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика;

• расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их изменение. Таблица — Отчетная информация по операционным сегментам деятельности ОАО "Молочный комбинат" за предыдущий год, тыс. руб.
1 1 | Показатель | I I 1 1 Сливочное |Кисло-молоч- | Сухое масло |ная продукция| молоко 1 1 I 1 | Заменитель | цельного | молока I | Прочие | операции | | 1 1 | Итого по | | комбинату | | | I 1
| Информация о выручке и финансовых результатах |
1 1 |Выручка от продаж внеш-| |ним покупателям | 1 1 1 1 152 324 | 337 723 | 135 786 | | | 107 062 | | | 137 526 | | | 1 1 | 870 421 | | | | |
1 1 [Финансовый результат| | (прибыль или убыток) | 1 1 32 963 | 87 902 | 35 979 | | 1 | 29 301 | | 29 301 | 1 1 | 215 446 | | |
| I     I Информация об I I активах и обязательствах I I 1
1 1 |Балансовая величина ак-| |тивов сегмента | | 1     | 71 | i   1 1 | 41 344 | 31 488 | | i i г | 17 664 | i i 1 1 | 212 129 | | | i i
1 1 |Амортизационные отчис-| |ления по основным сред-| |ствам и нематериальным| |активам | | 1     | 5 | | | |   i i | 3 043 | 2 318 | | | | | | i i | 1 299 | | | i i i i | 15 614 | | | | | | | i i
1 1 |Общая величина капита-| |льных вложений в основ-| |ные средства и немате-| |териальные активы | | 1         i i | 8 351 | 5 310 | | | | | | I I | 18 122 | | | I i i | 54 406 | | | | | | | I i
1 1 |Нераспределенные активы| |комбината | | 1         153 611    
| 1 |Суммарные активы комби-| |ната | | 1         365 740    
| 1 |Нераспределенные сум-| |марные обязательства| |комбината | | |         120 912   i

Таблица — Отчетная информация по операционным сегментам деятельности ОАО "Молочный комбинат” за отчетный год, тыс. руб.

i i | Показатель | | | i i 1 1 1 Сливочное|Кисло-молочная| Сухое | масло | продукция | молоко | 1 1 1 Заменитель цельного i | Прочие | операции i i i | Итого по | | комбинату | i i
| Информация о выручке и финансовых результатах |
i i |Выручка от продаж внеш-| |ним покупателям | | i 1 1 1 219 465 | 521 230 | 245 592 | i i i 184 195 i | 135 859 i i | 1 306 341 | | | i i
| i |Финансовый результат| |(прибыль или убыток) | I I i i i 47 173 | 134 826 | 56 735 | i i i 48 448 | 315 55 i i i | 318 737 | | | i i
| Информация об активах и обязательствах |
1 1 |Балансовая величина ак-| |тивов сегмента | | i i i i 49 385 | 95 448 | 55 488 | i i i 43 682 i | 35 610 i i | 279 613 | | | i i
| i |Амортизационные отчисле-| |ния по основным сред-| |ствам и нематериальным| |активам | | i i i i 3 854 | 7 449 | 4 330 | i i i 3 410 | 2 779 i i | 21 822 | | | | | | | i i
| i |Общая величина капиталь-| |ных вложений в основные| |средства и нематериаль-| |ные активы | | i i i i 5 877 | 9 310 | 6 344 | I I I 4 949 | 11 684 I i i | 38 164 | | | | | | | I i
| i |Нераспределенные активы| |комбината | | i        
| i |Суммарные активы комби-| |ната | | i        
| i |Нераспределенные суммар-| |ные обязательства комби-| |ната | | |       i

Таблица — Динамика доходов, расходов и финансовых результатов операционных сегментов организации

I----------------------------------- 1---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Показатель | Сегменты деятельности

| |------------------------------------------------------------------!---------------------------------!-------------------------- г--------------------------------- 1---------------------

| | Сливочное | Кисло-молочная | Сухое молоко| Заменитель | Итого

| | масло | продукция | | цельного молока |

    Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.  
1 1 Предыдущий год I 1 I 152 324 I 337 723 I I 135 786 I I I 107 062 I I 1 1 I 732 895 I I I
1 1 ^тчетный год I 1 I 219 465 I I 521 230 I I 245 592 I I I 184 195 I I I 1 I 1 170 482 I I I I I
1 1 [Изменение (+, -) I 1 I + 67 141 I I + 183 507 I I + 109 806 I I I 77 132 I I I + 437 587 I I I I I
1 1 ^емп роста, % I I 1 144,1 I I 151,7 i I 180,9 i I 172,0 i I 159,7 I i i
I Расходы сегмента, тыс. руб. I
1 1 Предыдущий год I 1 I 119 361 I 249 821 I I 99 807 I I I 77 761 I I 1 1 I 546 750 I I I I I
1 1 ^тчетный год I 1 I 172 292 I I 386 404 I I 188 857 I I I 135 747 I I I 883 300 I I I I I
1 1 Изменение (+, -) I 1 I + 52 931 I I + 136 583 I I + 89 050 I I I + 57 986 I I I + 336 I I I I I
1 1 ^емп роста, % I I 1 144,3 I I 154,7 i I 189,2 i I 174,6 i I 161,6 I i I
    Прибыль от продаж сегмента, тыс руб.  
1 1 Предыдущий год I I I 32 963 I 87 902 I I 35 979 I I I 29 301 I I 1 1 I 186 145 I I I I I
1 1 ^тчетный год I I I 47 173 I I 134 826 I I 56 735 I I I 48 448 I I I 287 182 I I I I I
1 1 Изменение (+, -) I I I + 14 210 I I + 46 924 I I + 20 756 I I I + 19 147 I I I + 101 037 I I I I I
1 1 ^емп роста, % I | 1 143,1 I I 153,4 i I 157,7 i I 165,3 i I 154,3 I i I
    Рентабельность сегмента, %    
1 1 Предыдущий год I I I 21,6 I 26,0 I I 26,5 I I I 27,4 I I 1 1 I 25,4 I I I I I
1 1 ^тчетный год I I I 21,5 I I 25,9 I I 23,1 I I I 26,3 I I I 24.5 I I I I I
I 1 Изменение (+, -) I I 1 - 0,1 II - 0,1 i I - 3,4 i I -1,1 i I - 0.9 I i i
I Расходы на один рубль выручки от продаж, коп. I
1 1 Предыдущий год I I I 78,4 I 74,0 I I 73,5 I I I 72,6 I I 1 1 I 74,6 I
I 1 ^тчетный год I I I 78,5 I I 74,1 I I 76,9 I I I 73,7 I 5,
I I Изменение (+, -) I | 1 + 0,1 I I + 0,1 i I + 3,4 i II + 1,1 i 1 1 I + 0,9 I i i

Если в отчетности по каждому операционному сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие:

• удельный вес активов сегмента в общей сумме распределенных между сегментами активов;

• удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации;

• аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;

• оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов);

• рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов).

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для вне шн их пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.). Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.

Таблица — Динамика структуры доходов, расходов и финансовых результатов операционных сегментов организации

| Показатель | i   Сдельный вес, %    
  |Сливочное |Кисло-молочная Сухое 1 1 | Заменитель | Прочие | итого |
  | масло I | продукция I молоко | цельного молока | I 1 операции | | |
| Выручка от продаж сегмента, тыс. руб. |
|предыдущий год | 17,5 | 38,8 I     2, 15,8 100,0 |
|отчетный год ю | 39,9 I     1 1 | 14,1 | I I 10,4 100,0 |
|изменение (+, -) | - 0,7 | + 1,1 | | + 3   1 I | + 1,8 | 1 1 - 5,4 | - |
    Расходы сегмента, тыс. руб.    
|Предыдущий год 1 3 1     1 1 | 11,9 | 16,6 100,0 |
|Отчетный год | 17,4 I 9,     3, 10,7 100,0 |
|изменение (+, -) | - 0,8 | + 1 0 + 3   1 1 | + 1,8 | I 1 - 5,9 | - |
| Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб. |
|Предыдущий год сп 5, | 40,8 I     1 1 | 13,6 | 13,6 100,0 |
|Отчетный год | 14,8 I I | 42,3 I     5, 9,9 | 100,0 |
|изменение (+, -) | | - 0,5 | | + 1,5 | 1 + 1   1 1 | + 1,6 | 1 1 - 3,7 | - |

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: