Русский национальный характер и судьба России: существует ли связь между ними?

Россию (и ее наследника СССР) со времен Ивана Грозного отличали от стран Европы – а в более позднее время и от Японии – неравномерность исторического развития, его несбалансированность как по сферам общественной жизни, так и по скорости в отдельные временные периоды.

История России примечательна и поучительна тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности всегда оплачивались чрезвычайно дорого, но в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи наблюдались лишь в отдельных сферах деятельности (военной, искусства, литературы и даже науки), но эти успехи были непрочны. И во все времена явно отставали хозяйство (по многим параметрам, кроме “вала”, – экономичности, уровню технологии, качеству продукта и др.), повседневная бытовая культура и качество жизни и деятельности подавляющей массы населения.

Напомним некоторые факты, подтверждающие эти положения. Еще в царствование Екатерины II Россия выходила на первое место в мире по выплавке железа, но курная изба сохранялась в ряде мест до конца прошлого века. Уже в наше время Союз производил примерно пятую часть общемирового объема производства при неоправданно низком уровне жизни. Страна, создававшая совершенную ракетно-космическую технику (первый спутник и первый человек в космосе), не располагая современными технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве, не могла обеспечить должное качество предметов повседневного пользования, другой продукции. При этом на страну приходилась треть специалистов с высшим образованием от их общего количества в мире. Несомненный расцвет духовной жизни, приоритеты или, по крайней мере, передовые позиции в разных областях жизнедеятельности в предреволюционный период. Вспомним имена В. Вернадского, А. Попова, К. Циолковского, В. Соловьева, В. Кандинского, Ф. Шаляпина и других. И полное господство единственного учения, к тому же плохо усвоенного, но ставшего эталоном оценки всего – внутреннего и внешнего, общего и особенного – после революций.

Поскольку все эти особенности исторического развития оплачены слезами, потом и кровью, неслыханными страданиями нескольких поколений, поневоле задаешься вопросами: «Почему мы не развиваемся “нормально” и что такое “нормальное развитие”?» Можем ли мы вскрыть причины, определяющие странности нашего развития, или с фатальной гордостью обреченных до скончания века будем повторять: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Может быть, все-таки стоит поискать этот “общий аршин”?

Параллельно с особенностями нашего исторического развития существует еще одно любопытное явление, а именно стереотип, отражающий национальный русский характер. Весьма примечательно, что стереотипы, касающиеся других европейских народов, несут по отношению к национальному характеру любого из них какую-то конкретную информацию.

Основным свойством русского национального характера признается его неопределенность, непостижимость для европейца, поскольку банальностью стало выражение “загадочная русская (славянская) душа”. Иногда формулировка смягчается и говорят о “широте” русской души, но ведь по сути это тоже характеристика ее неопределенности.

Если особенности исторического развития России сопряжены, как надо полагать, с загадкой русской души, с ее специфическими чертами, то каковы эти черты и каков механизм этого сопряжения? Можно ли вскрыть его? Правомерны ли эти вопросы, и какие практические выводы следуют из ответов на них?

Не исключено, что поиск ответов на эти вопросы может показаться кому-то чистой схоластикой. Однако, если исходить из представлений о становлении единой планетарной цивилизации, в которой должны гармонично соединиться уникальные и самобытные этносы и социальные организмы, то подобный поиск следует признать делом первостепенной важности.

Таким образом, проблема самопознания представляется для русских, россиян (и отчасти всех граждан СНГ) наиважнейшей, ибо «для общества так же, как и для отдельной личности, – первое условие всякого прогресса есть самопознание» [Ф.И. Тютчев. Письмо к П.А. Вяземскому]. Не уяснив себе собственные фундаментальные свойства (свойства своего национального характера), русские, другие россияне не смогут с наименьшими издержками воспользоваться опытом мировой цивилизации. Предпринимавшиеся до сих пор попытки усвоения достижений Европы, ее цивилизации потому-то и были недостаточно успешны, как считал Ф. Тютчев, что не учитывались эти фундаментальные свойства (Н. Соколов).

◘ Проанализируйте смысловую структуру текста (выделите вступление, основную часть и заключение; разделите основную часть на смысловые блоки).

Найдите в каждом абзаце основную и дополнительную информацию. В каких абзацах есть примеры и оценочная информация? Определите их значимость для передачи основной информации текста. Для чего используются цитаты?

Задание 8. Произведите возможные сокращения текста Н. Соколова, ответив на следующие вопросы:

1. Какие особенности исторического развития отличали Россию от Европы? (См. абзац 1.)

2. Какое заключение можно сделать при изучении русской истории? (См. абзац 2.)

3. В каких сферах деятельности наша страна имела успехи, а в каких отставание? (См. абзацы 2, 3.)

4. При помощи каких вопросов характеризует ситуацию в России Н. Соколов? (См. абзац 4.)

5. Каковы черты русского национального характера? (См. абзацы 5, 6.)

6. Для чего автор статьи ищет связь между особенностями исторического развития России и загадкой русской души? (См. абзацы 7, 8.)

7. Какой путь предлагает русским людям Н. Соколов для усвоения опыта мировой цивилизации? (См. абзац 9.)

◘ Какой жанр (вид текста) у Вас получился?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: