Органы верховного управления

Государственный строй.

Русское самодержавие в первой половине XIX века продолжало оставаться феодально-крепостническим.

Император обладал неограниченной властью. Павел I в 1797 г. восстановил порядок перехода престола от отца к старшему сыну.

Правительство Александра I, напуганное ростом крестьянских выступлений в XVIII веке, решило провести ряд реформ центрального государственного аппарата. М.М. Сперанскому было поручено разработать проект государственных преобразований России. В 1809 году он представил Александру I план проведения ряда государственных реформ - «Введение к уложению государственных законов». В этом плане обосновывалась необходимость придать самодержавию строго внешний вид конституционной монархии с выборностью и ответственностью чиновников, разделением властей, организацией буржуазного суда, провозглашением законности и т.д. Однако Александр I и реакционные круги высшей знати встретили этот проект Сперанского враждебно. По проекту Сперанского было создано лишь одно учреждение – Государственный совет.

Большую роль в управлении государством стала играть канцелярия царя. Несмотря на принятые царским правительством меры, государственный аппарат находился в состоянии упадка и разложения.

Центральные государственные учреждения делились на органы верховного управления и органы подчиненного управления.

Органами верховного управления царь руководил сам, а органы подчиненного управления управлялись специальными должностными лицами, действующими от имени и по поручению царя.

Государственный совет относился к органам верховного управления. Был создан по инициативе М.М. Сперанского в 1810 г. Его предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 г. (из 12 человек с совещательными функциями). Государственный совет был совещательным органом при императоре и состоял из высших государственных чиновников по его назначению от 40 до 80 человек. В его состав входили также министры. Председателем Государственного совета являлся царь или по его назначению один из членов Государственного совета. Государственный совет обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех министров и ведомств и некоторые судебные и др. дела, которые выносились на его рассмотрение. Царь мог одобрить решение Государственного совета или отвергнуть его, не считаясь с тем, что это решение принято большинством членов Совета.

Государственный совет состоял из 5 департаментов:

1.законов; 2. дел военных; 3. дел гражданских и духовных; 4. государственной экономии; 5. дел царства Польского (после польского восстания 1830 -1831 гг.

Комитет министров – являлся вторым органом верховного управления. Был учрежден в 1802 г. и состоял из всех министров и руководителей других центральных ведомств. Будучи высшим административным учреждением царской России, он осуществлял надзор за деятельностью государственного аппарата, толковал законы, разрабатывал проекты законов, рассматривал дела, которые затрагивали интересы нескольких ведомств.

Постановления Комитета министров приводились в исполнение только после утверждения их царем, за исключением незначительных дел, которые решались на месте, например, назначение пенсий, пособий и т.д. Комитет министров сделался одним из совещательных органов при царе. Председателем Комитета являлся царь или по его поручению один из членов Комитета министров.

Царская канцелярия – являлся третьим органом верховного управления. При царе Александре I личная канцелярия царя стала превращаться в высшее государственное учреждение. В царствование же Николая I собственная канцелярия императора приобрела огромное значение. Она держала царя в курсе всех вопросов государственного управления, получая непосредственную информацию от руководителей высших государственных учреждений империи.

Усиление роли канцелярии царя объясняется тем, что Николай I, не доверял своим приближенным, иногда брал на себя непосредственное руководство той или иной отраслью государственного управления. В связи с этим первоначально небольшая канцелярия царя превратилась в огромное бюрократическое учреждение.

Канцелярия делилась на 4 постоянных и различные временные отделения.

Первое отделение канцелярии исполняло личные поручения царя, представляло ему поступающие на его имя бумаги и объявляло по ним его решения, ведало личным составом чиновников.

Второе отделение занималось кодификацией законодательства.

Третье отделение руководило тайной полицией и жандармерией.

Четвертое ведало благотворительными учреждениями.

Наибольшее значение имело третье отделение, ведавшее политическим сыскам и следствием по политическим делам, т. е. борьбой с революционным движением и крестьянскими волнениями. Начальник третьего отделения был одновременно и шефом корпуса жандармов. Это учреждение пришло на смену тем тайным канцеляриям по политическим делам, которые так характерны для XVII и XVIII вв. с их жестоким преследованием всего прогрессивного и передового, что было тогда в русском обществе.

Министерство двора и уделов – является четвертым органом верховного управления, который обслуживал царя и членов царской фамилии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: