Судебные органы

Высшей судебной инстанцией царской России являлся Сенат. В 1802 г. было учреждено Министерство юстиции, ведавшее личным составом судебных учреждений, организацией новых судебных органов, надзором за их деятельностью.

Первым министром юстиции был Державин Гавриил Романович. В первой половине XIX в. были упразднены следующие сословные судебные органы, созданные Екатериной II: верхние земские суды (для дворян), верхние и нижние расправы (для государственных крестьян) и губернские магистраты (для мещан).

В губернии действовали палаты уголовного суда и палаты гражданского суда. Они рассматривали дела всех сословий. Палаты уголовного и гражданского суда являлись апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых в уездных и городских судах, а также первой инстанцией по делам о должностных преступлениях, совершенных дворянами, поджогами и т.д.

Палаты гражданского суда рассматривали определенные дела о недвижимом имуществе.

В каждой губернии существовали совестные суды для рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних и умалишенных. В этих судах рассматривались и гражданские дела, в частности имущественные споры между родственниками. Совестные споры ставили своей целью привести стороны к примирению. Сторона, недовольная решением совестного суда, могла обратиться в обычный суд.

Кроме того, в Петербурге, Москве, Архангельске и Вильнюсе имелись надворные суды, которые рассматривали дела разночинцев, чиновников и военнослужащих, находившихся вдали от расположения своей воинской части. Низшими судами в уездах были сословные уездные суды (по делам дворян и государственных крестьян), а в городах – городовые магистры и ратуши (по делам купцов и мещан).

Во всех крупных городах, а иногда и в каждой части города были организованы торговые словесные суды. Они рассматривали споры между торговцами по поводу векселей, счетов и т.п. апелляционный и ревизионной инстанцией для словесных судов – городские магистры. В ряде крупных городов были созданы коммерческие суды, рассматривавшие вексельные и маклерские дела, а также дела о несостоятельности. Существовали также ведомственные суды: военные, морские, духовные, крестьянские волостные, лесные, горные и др.

Таким образом, в России в первой половине XIX века не было единой судебной системы, сохраняла принцип сословности.

Судебные функции выполняли не только суды, но и представители местной администрации и полиции. По мелким уголовным делам, например, судебные функции осуществляли в небольших городах – городничие, в больших городах – квартальные надзиратели, в деревнях – становые приставы.

Суды выносили приговоры и решения, которые подлежали утверждению представителями царской администрации - губернаторами, министром юстиции, а в некоторых случаях и Государственным советом. Другими словами, суды в царской России были лишь придатком царской администрации и целиком зависели от нее. За законностью действий местных управлений и должностных лиц осуществляли надзор губернские прокуроры. В уездах функции прокурорского надзора выполняли уездные стряпчие. Однако органы прокуратуры не играли большой роли на местах. Хотя губернский прокурор должен был осуществлять надзор за деятельностью губернатора, однако по своему служебному значению и положению он был значительно ниже губернатора. Поэтому он лишь прикрывал ширмой «законности» произвол и насилие господствующего класса - помещиков.

В России существовала система военных судов, возглавляемая Главным военно-судебным управлением военного министерства. После подавления восстания декабристов военные суды рассматривали дела о политических преступлениях не только военных, но и гражданских лиц, прикоснувшихся к движению декабристов.

Таким образом, главное противоречие в развитии российского общества в рассматриваемый период вытекало из назревавших социально-экономических изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Кризис крепостнической системы хозяйства шел с нарастающей силой, охватывая все важнейшие сферы экономики. Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходила в течении всего столетия. Определённо наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: