Органы подчиненного управления

Сенат. В начале XIX века вновь делаются попытки превратить Сенат в высшее административное учреждение. В связи с этим ему были подчинены все высшие органы управления и суда, его власть ограничивалась лишь властью царя.

С учреждением министерств в 1802 г. Сенат получил право осуществлять контроль за деятельностью министров. Но вскоре он сначала фактически, а потом и юридически перестал играть роль высшего правительственного учреждения в России, превратившись снова главным образом в высшее судебное учреждение, сохранив лишь незначительные функции в области управления, например, право получать отчеты министров и др. Александр I считал, что сосредоточение высшей власти в Сенате может ущемить его неограниченную власть, т.е. функции конституционного суда – противоречие в законах.

Синод. В первой половине XIX в. Синод не играл большой роли. Он по-прежнему являлся высшим учреждением по делам русской православной церкви, высшее церковное учреждение по бракоразводным делам.

Министерства. Должности президента коллегий были преобразованы в должности директоров коллегий. Присутствие коллегии играло лишь совещательную роль при директоре.

Царь в 1802 г. издал манифест «Об учреждении министерств». Были созданы министерства, а коллегии постепенно упразднились. Первоначально было всего 8 министерств, а позже 11. В отличие от коллегий, которые решали вопросы коллегиально, в министерствах все вопросы решались единолично министром. Министры были наделены большой властью и подчинялись непосредственно царю.

Министерства делились на департаменты и канцелярии, во главе которых стояли директора. Министерства являлись бюрократическими учреждениями, в которых дела решались крайне медленно, не на основании законов, а по произволу и усмотрению высших чиновников, всюду процветало взяточничество, казнокрадство и волокита.

Министерства: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения, которое занималось кроме своих прямых функций, организацией подготовки кадров для государственного аппарата, ему подчинялись Академия Наук, университеты, музеи, библиотеки, осуществляло цензуру над издаваемой литературой.

Правительство Александра I в первые годы уделяло большое внимание образованию. Так было принято решение о создании единой системы просвещения от низшей школы до университета, на что было выделено больше средств, чем в предшествующие годы. Издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при непосредственном участии М. М. Сперанского завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств.

Кроме постоянно действующих высших государственных органов, Николай I создал ряд временных, как правило, секретных комитетов, которые занимались разработкой и обсуждением проектов наиболее важных законов, контролировали деятельность некоторых государственных органов. К ним относились Негласный комитет, Особый комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции, Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению обществ спокойствия, Комитет по делам расколаи др. На временные комитеты царское правительство возлагало задачу ускорить решение ряда важнейших вопросов государственного управления, минуя обычные государственные органы. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей. Секретность деятельности этих органов вызвало боязнь волнений крестьян и возможного недовольства дворян. Создан был Комитет по борьбе с голодом (1840 г.), по постройке Исаакиевского собора, секретный комитет, управляющий страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849 гг.).

Местные органы управления. В первой половине XIX в. функционировали органы местного управления, созданные еще Екатериной II. В Финляндии, Прибалтике, Сибири, а также в Петербурге и Москве во главе местного управления стояли генерал-губернаторы. В состав генерал-губернаторства входило несколько губерний. Во главе губерний стояли назначаемые царем губернаторы. Им подчинялись все государственные учреждения, находившиеся на территории губерний. Губернаторы должны были наблюдать за деятельностью финансовых органов по взиманию налогов и податей, осуществляли руководство рекрутскими наборами. В их ведении находились части местных войск. Губернаторы подчинялись Министерству внутренних дел.

В некоторые губернии вместо гражданских, назначались военные губернаторы. В ряде случаев в губерниях были военный и гражданский губернаторы. Военным губернаторам были подчинены не только местные органы управления, но и военные части и учреждения губерний.

В каждой губернии, как и прежде, имелось губернское правительство. В состав его входили: губернатор как председатель, вице-губернатор, советники и асессоры. Губернское правление должно было коллегиально управлять губернией, но фактически оно играло лишь роль совещательного органа при губернаторе. При губернском правлении имелась канцелярия.

Местными органами финансового управления в губерниях были казенные палаты. Они производили раскладку налогов и осуществляли надзор за их поступлением, ведали питейной и соляной монополией, производили ревизии финансовой деятельности местных учреждений и т.п. Во главе казенных палат стояли вице-губернаторы, а с 1845 г. – председатели казенных палат.

В каждой губернии было: межевая контора, наблюдавшая за проведением межеваний; приказ общественного призрения, ведавший благотворительными учреждениями и заведениями, работными и смирительными данными; врачебная управа; рекрутское присутствие, переименованное впоследствии в рекрутский комитет и др. Губернии делились на уезды, во главе которых стояли нижние земские суды. Земский суд состоял из выборных лиц. Кроме исправника, возглавлявшего суд, в состав его входили 4-5 дворянских заседателей и несколько заседателей от государственных крестьян. С 1837 г. исправник стал назначаться губернским правлением, были введены должности становых приставов, также назначаемых. Земский суд выполнял преимущественно полицейские функции. Управление городами было сосредоточено в руках городничих и управ благочиния. Уезды делились на волости. Волостью управляло волостное правление в составе волостного головы, старост, писаря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: