double arrow

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)

Политико-государственное развитие СССР в годы Великой Отечест­венной войны происходило под влиянием различных факторов. Вой­на, явившаяся тяжелейшим испытанием для всего советского народа, не внесла принципиальных изменений в существовавшую систему го­сударственного управления и принципы организации Советского го­сударства. Более того, сложившаяся в 1930-е п. административно-ко­мандная модель управления обществом получила новый импульс в условиях военного времени, что нашло свое выражение в дальнейшей централизации управления во всех сферах государственной, хозяйст­венной и общественной жизни советского общества.

К концу 1930-х гг. политический режим диктатуры пролетариата окончательно перерастает в диктатуру правящей партии. Определяю­щее значение приобрел номенклатурный принцип подбора и расстановки кадров на руководящие посты в государстве, обеспечивавший личную зависимость назначаемых от тех, кто находился наверху управленчес­кой пирамиды. Можно говорить о формировании в этот период на ос­нове сращивания государственного и партийного аппарата особого класса партийно-политической бюрократии, превратившегося в силу его особой роли в управлении обществом в замкнутый привилегиро­ванный слой, получивший название советской номенклатуры.

Параллельно с этим непомерно возросла личная власть Сталина. Свидетельством наметившегося еще раньше процесса персонифика­ции высшей власти стало создание «секретариата тов. Сталина», фак­тически выполнявшего функции высшего исполнительного органа партии и превратившегося со временем в своего рода личную канце­лярию вождя. Являясь внеконституционным институтом, секретари­ат проводил практически все кадровые перестановки в высших эше­лонах власти (партии, правительстве, силовых ведомствах), определял направление внутренней и внешней политики государства.

В то же время напряженная международная обстановка и начав­шаяся осенью 1939 г. Вторая мировая война внесли ряд коррективов во внутреннюю политику сталинского руководства, оказав влияние на характер взаимоотношений власти и общества в новых условиях. Эти коррективы были связаны с предпринятой сталинским руковод­ством накануне войны попыткой пересмотреть прежние приоритеты и сделать ставку на традиционные ценности и институты, ассоцииро­вавшиеся в сознании сталинской партократии с государственной мо­щью и имперским величием старой России.

Однако осознавая опас­ность военного нападения извне и пытаясь найти новые возможности для укрепления социального консенсуса в обществе, правящая элита вынуждена была пойти на известное смягчение режима, отодвигая на второй план установки идеологического характера.

Смертельная опасность, нависшая над страной в связи с нападением 22 июня 1941 г. гитлеровской Германии на Советский Союз, заставила руководителей СССР искать опору в национальных и патриотических ценностях русского народа, призывать к национальному единению. В выступлениях руководителей государства (особенно в обращении Сталина к народу, переданном по радио 3 июля 1941 г.), средствах мас­совой информации прочное место занимают ссылки на героические страницы русской истории, вдохновляющие на подвиг мужественные образы великих предков. Была развернута широкая кампания по реаби­литации русской истории, призванная оживить патриотические чувства советских граждан. Знамением времени стало прославление в кино и официальной пропаганде национальных героев, государственных деятелей прошлого, способствовавших развитию и укреплению стра­ны, - Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. В 1937 г. была торжественно отпраздно­вана 125-я годовшина Бородинского сражения. В интересах сплочения многонационального советского общества активно пропагандирова­лась идея равенства всех наций и народностей, объединившихся в рам­ках Советского государства в «добровольной» федерации. Параллель­но с этим предпринимались шаги по демократизации отношений союзного центра с республиками, что нашло выражение в продвиже­нии в советские и партийные органы республик национальных кадров.

Отказавшись от идеи мировой революции, верить в которую после 20-летнего пребывания у власти большевиков могли только неисправи­мые идеалисты, сталинский режим в силу обстоятельств вынужден был рядиться в русские национальные одежды. Показателем идеологичес­кой его эволюции стала объявленная властью в начале войны новая по­литика по отношению к Православной церкви как институту, нераз­рывно связанному с национальными ценностями и традициями. В сентябре 1941 г. по указанию Сталина были закрыты антирелигиоз­ные периодические издания, распущен радикальный «Союз воинству­ющих безбожников». В сентябре 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с тремя высшими иерарха­ми Русской православной церкви, во время которой лидер Советского государства дал согласие на восстановление института патриаршества в структуре управления церковью. Состоявшийся 7 сентября Помест­ный собор избрал патриархом митрополита Сергия, занимавшего пост местоблюстителя пустовавшего с 1924 г. патриаршего престола. Позже, в августе 1945 г., уже при патриархе Алексии, церковь получила право приобретать здания и культовые предметы для отправления богослужения.

Анало­гичные процессы происходили и в действующей армии после упразд­нения института политических комиссаров. Некоторое ослабление идеологического контроля наблюдалось и в отношениях партии к творческой интеллигенции - писателям, поэтам, композиторам, чей талант был также поставлен на службу патриотической и националь­ной пропаганде.

Особое значение в условиях военного времени советское прави­тельство придавало укреплению обороноспособности страны, совер­шенствованию организации управления и комплектования армии. Завершился переход к кадровой системе комплектования вооружен­ных сил. В 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте.

В мае этого года произошла смена руко­водства Наркомата обороны: был снят с поста К.Е. Ворошилов, но­вым наркомом обороны назначен С.К. Тимошенко. В январе 1941 г. начальником Генерального штаба и заместителем наркома обороны бьш назначен Г.К. Жуков.

Неудачи Красной армии в финской кампа­нии 1939-1940 гг. и первые поражения в войне с гитлеровской Герма­нией заставили руководство СССР форсировать работу по перестройке всей экономики на удовлетворение военных нужд, что сопровождалось ужесточением командно-административных методов государственного управления, милитаризацией всех его основных звеньев. Наряду с этим принимались меры, направленные на укрепление тру­довой и производственной дисциплины. В июне - июле 1940 г. были из­даны указы Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавшие уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продук­ции. Вместо 6-дневной рабочей недели и 7-часового рабочего дня были введены 7-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день.

В преддверии войны получает дальнейшее развитие тенденция к уси­лению общесоюзного централизованного начала в системе государст­венного управления. К осени 1940 г. в правительстве СССР насчитыва­лось 25 общесоюзных наркоматов и 16 союзно-республиканских. для координации их деятельности при СНК СССР были созданы шесть но­вых хозяйственных советов по отраслям (по оборонной промышленнос­ти, металлургии и химии, машиностроению, топливу и электрохозяйст­ву, товарам широкого потребления, сельскому хозяйству и заготовкам). По мере нарастания угрозы военного нападения компетенция союз­ного правительства продолжала расширяться.

Другая особенность государственного управления накануне и в го­ды войны была связана с особой ролью, которая отводилась в этот пе­риод военным властям. Им передавались все функции органов госу­дарственной власти и управления, связанные с организацией обороны страны, сохранением общественного порядка и обеспечени­ем государственной безопасности. Параллельно с этим в условиях во­енного времени сворачивалась деятельность гражданских органов власти, не соблюдались демократические процедуры в их формирова­нии, выборное начало в работе местных Советов нередко подменя­лось системой назначений.

После нападения Германии на СССР были созданы чрезвычайные органы управления страной, призванные обеспечить организацию ее обороны и отражение агрессии. Учрежденный 30 июня 1941 r. совмест­ным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР Государственный комитет обороны (ГКО) во главе со Сталиным сосредоточил в своих руках всю гражданскую и военную власть в государстве. Го­сударственный комитет обороны, действовавший до 4 сентября 1945 г., осуществлял через наркоматы руководство работой государственных уч­реждений и ведомств, через Ставку Верховного главнокомандования ­военными операциями.

Для руководства военными действиями и опера­тивного командования фронтами на базе управлений и войск пригра­ничных областей на следующий день после начала войны была образова­на Ставка Главного командования, позднее преобразованная в Ставку Верховного главнокомандования (СВГК), которую, так же как и ГКО, возглавил Сталин.

24 июня 1941 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был обра­зован Совет по эвакуации. Его председателем был назначен первый сек­ретарь ВЦСПС Н.М. Шверник. Позже, в октябре 1941 г., был также со­здан Комитет по эвакуации под председательством А.И. Микояна, руководивший эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольст­вия.

В экстремальных условиях войны создавались и другие органы вла­сти и управления, выполнявшие чрезвычайные функции: Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и пред­приятий промышленности; Комитет по продовольственному и вещево­му снабжению Красной армии; Переселенческий комитет; Транспорт­ный комитет; Комитет по разгрузке транспортных грузов и др.

Деятельность чрезвычайных органов управления, создание которых было вызвано объективными условиями, оказалась достаточно эффек­тивной. Они обеспечили успешную мобилизацию ресурсов в масшта­бах огромной страны для победы над грозным противником. Только с июля по ноябрь 1941 г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано более 1500 крупных промышлен­ных предприятий и более 1О млн человек. Огромная работа по разме­щению, монтажу оборудования и пуску эвакуированных заводов, обустройству рабочих и их семей осуществлялась совместно с органами власти и управления на местах при самоотверженной помощи местно­го населения.

Следует помнить, что эффективность работы советского государст­венного управления в годы Великой Отечественной войны во многом объяснялась максимальной централизацией системы власти и управ­ления, позволявшей достигать чрезвычайных целей чрезвычайными средствами. На фоне резкого снижения деятельности выборных пред­ставительных органов, начиная с сессий Верховного Совета СССР и кончая местными Советами всех уровней, существенно возрастала роль органов исполнительной власти.

Параллельно с этим усиливались репрессивно-каратель­ные функции управления. В июле 1941 г. СНК СССР принял постанов­ление «О предоставлении Совнаркомам республик и край(обл)испол­комам права переводить рабочих и служащих на другую работу», в соответствии с которым местные власти могли за отказ от перехода на другую работу привлекать виновных к судебной ответственности, как за самовольный уход с работы.

Усиление репрессивных функций по­требовало реорганизации НКВД СССР. Он был разделен на два нарко­мата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссари­ат государственной безопасности.

Управление государством в годы войны осуществлялось узким кру­гом лиц, входивших в ближайшее политическое окружение Сталина. К их числу прежде всего относились В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Л.П.. Берия, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов, А.А. Жда­нов, Н.С Хрущев. На вершине этой пирамиды стоял Сталин, сосредото­чивший в своих руках всю полноту государственной власти, по существу абсолютной, ничем и никем не контролируемой. Он являлся генераль­ным секретарем ЦК партии, возглавлял ГКО, Ставку Верховного главно­командования, произвел себя в маршалы и генералиссимусы. Заменив перед войной Молотова на посту председателя Совнаркома СССР, Ста­лин впервые с 1917 г. соединил партийную и государственную власть. В июле 1941 г. он стал также наркомом обороны.

Достаточно эффективная в условиях военного времени, такая чрезмерная концентрация власти в руках одного человека имела ряд крупных недостатков, поскольку порождала бесконтрольность влас­ти, субъективизм в принятии решений, кадровую чехарду, неоправ­данно частую смену руководящих и военных кадров. В годы войны окончательно складывается культ личности Сталина. Вместе с успеха­ми Красной армии во второй фазе войны росла популярность лидера Советского государства, становившегося воплощением националь­ной гордости.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «культ личности». Что из себя представлял культ личности И.В. Сталина?

2. Как изменилась идеология советского государства со вступлением во Вторую мировую войну?

3. Охарактеризуйте отношения советского государства и церкви в годы Великой Отечественной войны.

4. Назовите высшие органы государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны.

5. Раскройте роль ГКО в системе управления советским государством в годы Великой Отечественной войны.

6. Какова была цель создания чрезвычайных органов управления в годы Великой Отечественной войны?

7. Что изменилось в структуре управления советской экономикой со вступлением СССР во Вторую мировую войну?

8. Как изменились отношения центра и союзных республик в годы Великой Отечественной войны и почему?

9. Какая из ветвей власти окончательно стала превалирующей в системе государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны?

10. Дайте общую характеристику системы государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны



Сейчас читают про: