double arrow

Кризис внешней задолженности

Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Основные меры:

1. экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей государственного бюджета по обслуживанию внешнего долга);

2. политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами);

3. социальные (обеспечение социальной стабильности);

4. по обеспечению национальной безопасности (сохранение независимой от кредиторов политики).

Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является возможность страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей достижение собственных целей, и уменьшение внешнего долга.

В 70-80 гг. XX века проблема внешнего долга превратилась в мировой кризис задолженности в результате повышения мировых цен на энергоносители и экспериментов по социальному планированию в развивающихся странах. Кредиторы и должники пришли к выводу: если в условиях обострения проблемы внешнего долга они не будут идти навстречу друг другу, то должники обанкротятся, а кредиторы не смогут получить от них даже части своих средств. Для смягчения проблемы внешнего долга стала применяться его реструктуризация (переоформление).

В рамках Парижского клуба (неформальная международная организация, объединяющая два десятка государств – ведущих кредиторов мира, включая Россию) идет реструктуризация межправительственных займов на базе различных схем в зависимости от экономического состояния страны-должника и требований стран-кредиторов.

Что касается коммерческих займов, кредитов и ссуд, то их реструктуризация у наименее развитых стран на практике шла через их выкуп с дисконтом (скидкой) самими странами-должниками с помощью Международной ассоциации развития, являющейся дочерней организацией Всемирного Банка.

Для стран со средним уровнем развития реструктуризация шла в соответствии с «планом Брейди». Его условием являлось проведение странами-должниками экономической политики, одобренной МВФ и МБРР. Согласно плану страна-должник может выкупить часть своего долга за наличные со скидкой за счет средств международных финансовых организаций или превратить часть долга в долгосрочные государственные облигации, или обменять ее на национальную валюту с правом использования последней для покупки акций национальных компаний страны-должника. Все эти операции можно проводить одновременно, в различном сочетании и последовательности.

В рамках Парижского клуба было реструктуризировано несколько десятков миллиардов долларов внешнего долга, по «плану Брейди» – больше двухсот миллиардов долларов, преимущественно латиноамериканских и некоторых восточноевропейских стран, в результате чего они смогли смягчить проблему своего внешнего долга.

Государственный долг России был сформирован, во-первых, из внешнего долга СССР, во-вторых, из нового российского долга. Но на данный момент РФ сумела расплатиться со своей задолженностью, теперь выплачивает только текущие долги.

РФ является и кредитором: в 1992г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г. – 76,7 млрд. долл. Сокращение произошло главным образом в результате списания долговых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: