Деятельность, ее виды. Понятие о труде и его особенности

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА “ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.

1. Деятельность и ее виды. Понятие о труде и его особенности.

2. Дисциплины, изучающие труд, их взаимосвязь и история возникновения.

3. Понятие эргономики, ее цели и задачи.

4. Методы исследования эргономики.

В психофизиологии различают два основных понятия: деятельность и труд.

Деятельность - самая общая категория, которая выражает способ существования и развитие человека, проявления его социальной активности.

Деятельность это целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Особенности человеческой деятельности отличаются целенаправленность и носят общественный характер. Различают три вида деятельности:

1. Игровая (игра). Основная черта - привлекательность, познавательный характер, эмоциональная окраска и активизация интеллектуального компонента.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Ее целью является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Исследования показывают, что у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности, с помощью которой он познает окружающий мир. В процессе игры у ребенка формируется способность регулировать свое поведение представлением о социальной роли и соответствующих ей действиях. В процессе игры ребенок вступает во взаимодействие с другими детьми. Распределяя роли в игре, общаясь с друг другом в соответствии с принятыми ролями, дети осваивают социальное поведение, согласование действий, подчиненное требованиям коллектива.

Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений, закрепленными языковой практикой, и в оперировании этими значениями. Игра развивает сознание выполняемых действий, расширяет самосознание от восприятие себя как субъекта предметных действий и восприятию себя как носителя социальной роли - субъекта человеческих отношений. В игре формируются нравственные качестве человека, знание о свойствах предметов и их назначении.

2. Учебная. Для многих эта не очень привлекательная деятельность, позволяет приобретать навыки, знания, которые будут необходимы в дальнейшей жизни человека. Учение - это исторически обусловленный вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях и в развитии их сознания. Это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. Это деятельность, непосредственная цель которой - освоение определенной информации, действий, форм поведения. Она включает в себя:

а) усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов практической деятельности (продукт этого процесса - знания);

б) освоение приемов и операций, из которых складываются все виды деятельности (продукт этого процесса - навыки);

в) овладение способами использования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт - умения).

Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности. Она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами: умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом учение подготавливает человека к труду.

3. Трудовая. Основной вид деятельности человека. Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных продуктов - материальных или идеальных. Целями трудовой деятельность могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей - мебель, продукты питания, одежда, техника и т.д. Это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание).

В последнее время появилось понятие операторского труда, при котором человек выполняет свои функции посредством анализа информации, модели процесса, с которой он работает. Появление операторского труда связано с определенным этапом развития техники. Этот этап связана с НТП. Автоматизация освободила человека от выполнения тяжелой физической работы, но данная техника предъявляет повышенные требования к психическим функциям человека и создает особо опасную искусственную среду обитания.

Повышенные требования к человеку:

1. Высокая цена ошибки, непрерывность действий человека, что привело к снижению надежности работы человека.

2. Сокращается время, необходимо для принятия решения. В экстремальной ситуации люди ведут себя по разному.

3. Человек должен судить о состоянии процесса по информационной модели. Возникают проблемы декодирования информации, особые требования к практикованию школ, чтобы было легко считывать информацию.

4. Много информации идет через зрительный анализатор. Необходимы меры, чтобы задействовать слуховой анализатор.

5. Необходимость управления большим количеством объектов. Выполнение работы в различных условиях окружающей Среды, в том числе в условиях невесомости, повышенных температур, повышенного или пониженного давления.

В историческом аспекте выделяют три основные стадии развития техники и труда или системы “техника - человек”: ручной труд (орудийная техника), механизированный труд (машинная техника), автоматизированный труд. Все эти три этапа имеют место в современном производстве. В зависимости от стадии человеку предъявляются те или иные требования, трудовая деятельность изучается различными дисциплинами.

1 стадия. Все важнейшие функции выполняются человеком, и особую роли играют физическая сила и выносливость человека. На этом этапе изучением трудовых функций занималась физиология труда, которая изучает состояние физиологических систем в организме человека.

2 стадия. Машины заменяют человека при выполнении тяжелых физических работ. Продуктивность трудовой деятельности перестала зависить от физических особенностей человека. На первый план выступали такие особенности, как внимательность, тренируемость, обучаемость и т.д. Изучением этих особенностей занимается психотехника - дисциплина, изучающая труд - преломление физических особенностей человека.

3 стадия. Основные функции человека заключаются в управлении, программировании и контроле. Повышаются требования к надежности деятельности человека. Основной, на данном этапе, выступает эргономика как комплексная дисциплина, опирающаяся на достижения всех наук, изучающих труд. Процесс труда можно представить как циклически повторяющиеся элементы по приему информации, ее переработки, выдачи информации, а также контролю. Все эти элементы осуществляются при взаимодействии с техническими средствами, отображателями информации и органами управления, который находятся на его рабочем месте. Любой труд можно представить как процесс приема, обработки, выдачи информации.

С точки зрения эргономики труд можно рассматривать в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Внешний аспект: труд рассматривается, как процесс энергетического, информационного и материального взаимодействия со средствами труда. Внутренний аспект: труд - это всегда субъективное отражение человеком внешнего проявления трудовой деятельности. Сравнение полученного результата со своими способностями, квалификации, мотивации и со своим психическим состоянием.

С давних пор при создании орудий и средств труджа учитывадись те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечением научных данных решалась задача приспособления техники к человеку. однако предметом анализа последовательно становились различные свойства человека. На первых порах основное внимание уделялось вопросам строения человеческого тела и динамики рабочих движений. На основе данных биомеханики и антропометрии разрабатывались рекомендации, относящиеся лишь к форме и размерам рабочего места человека и используемого им инструмента. Затем объектом исследования становятся физиологические свойства работающего человека. Появляются рекомендации по организации режимов труда и отдыха, организации рабочих движений, борьбе с утомлением и т.д.

Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности человека. В современном производстве. на транспорте, в системах связи и т.д. все шире применяются автоматы и вычислительная техника: происходит автоматизация производственных процессов. Вместе с этим существенно изменяются функции и роль человека в производстве. Однако, каких бы успехов не достигла техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были. являются лишь орудиями труда человека.

Вместе с тем автоматизация производства ведет к перестройке трудовой деятельности человека. Освобождаясь от ряда функций, переданных машинам, человек получает новые возможности для реализации своих целей. Человек начинает регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные системы технологических процессов. При этом возрастает уровень его ответственности и цена допускаемых ошибок.

Таким образом, с развитием производства, НТР меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, существенно меняются функции человека в процессе труда, его роль. В зависимости от этого меняются задачи и аспекты изучения трудовой деятельности человека, озрастает значение человеческого фактора на производстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: