При формировании стратегии фирмы или организации целесообразно не ограничиваться анализом внешних и внутренних факторов развития, а соотносить стратегические решения с элементами конкурентной стратегии лучших аналогичных предприятий и организаций. Современная конкурентная стратегия организаций ориентируется на устойчивые характеристики, свойственные успешно действующим организациям. В частности, для коммерческих организаций, достигших лидирующих позиций в своем виде бизнеса, характерны некоторые характеристики конкурентной стратегии.
Свой сегмент на рынке. Почти каждая организация стремится иметь собственный сегмент на рынке, где ее не окружают конкуренты или имитаторы. Не масштаб, а уникальная специализация становится конкурентным преимуществом. Собственный сегмент на рынке невозможно удерживать долго, поэтому организация постоянно трансформируется и осваивает (более того, создает!) новые сегменты, раз за разом обретая на рынке временное монопольное преимущество.
Забота о качестве. Невозможно обеспечить конкурентоспособность, не осуществляя постоянной заботы о качестве производимых товаров и услуг. Контроль качества становится в связи с этим обязательным элементом эффективного менеджмента.
Инновации. Постоянное обновление продукции, технологии, методов управления, видов деятельности характеризует лучшие фирмы. Плотный поток нововведений на любом участке, на любом уровне управления - в отделе сбыта, бухгалтерии, на производстве - вот что отличает победителей в конкурентной борьбе. Организации-лидеры создают обстановку, в которой люди не препятствуют изменениям, а наоборот, ожидают их. Именно инновации обеспечивают адаптивность к постоянным изменениям во внешней среде. Организации постоянно учатся осваивать новые подходы, технологии и методы.
Быстрота действий. Лидеров отличает быстрота осуществления любых действий: и обновления продукции, и осуществления реконструкции, и освоения новых технологий, и ответа на телефонный звонок клиента.
Малая величина предприятий. Широко известно преимущество малых предприятий перед крупными. Малая величина обеспечивает большую адаптивность, более высокую скорость реакции, более плотный поток нововведений, большую приверженность персонала своему делу. Организации-лидеры наделяют свои филиалы и подразделения такими широкими правами, которые позволяют им действовать почти так же, как работают независимые предприятия. Крупнейшие сетевые корпорации Acea Brown & Bovery и Motorola состоят из таких самостоятельных подразделений и филиалов.
Партнерство. Партнерство во взаимоотношениях с контрагентами и потребителями позволяет повысить качество, ускорить внедрение нововведений, привлечь потребителей в процесс модернизации продукции, обеспечить ее кастомизацию (соответствие запросам потребителей), адаптировать и перенять передовой опыт контрагентов. В новых условиях конкурентная стратегия все чаще строится на стратегических альянсах, в рамках которых стороны объединяются для защиты общих лидирующих позиций.
Международная деятельность. Подмечено, что все фирмы-лидеры, как правило, активны на мировых рынках. Интернационализация деятельности становится стратегическим выбором, обеспечивающим устойчивую конкурентоспособность.
Квалификация персонала. Лидеры, повышая эффективность собственной деятельности, обычно добавляют в свой продукт (или услугу) новые характеристики так, чтобы дополнительные затраты привели к непропорционально большему улучшению потребительских свойств и соответственному повышению цены и коммерческого результата. При этом новые характеристики продукта становятся результатом применения высококвалифицированного труда. Организации ранее представлялись как соединение отдельных элементов технологии, принципов упорядоченности и прочего, при этом люди в организации представлялись лишь одним из ресурсов, который можно к тому же частично заменить механизмом. Сегодня главное в организации — не технологии, а политика, стратегии, менеджмент, культура, навыки и знания людей. Именно они определяют конкурентоспособность организации.
Рассмотренные характеристики лучших компаний мира не исчерпывают всех элементов конкурентных стратегий, приводящих к успеху. Их анализу посвящены исследования многих авторов, занимающихся теоретическим и практическим менеджментом.
Аналогичные характеристики отличают успешно работающие государственные организации. Так, собственная стратегия города предполагает использование уникальных городских преимуществ и создание новых преимуществ, например благоприятного предпринимательского климата, развитой инфраструктуры связи, достаточного количества квалифицированных кадров, уникальных туристических объектов с соответствующей инфраструктурой и пр.
Качество продукции применительно к городу означает прежде всего качество услуг, предоставляемых органами городского управления: по уборке мусора, услуг общественного транспорта, качество дорог и пр.
Инновации необходимы всем государственным учреждениям и организациям, в первую очередь - инновации в области информационных технологий, внедрения и использования новых методов управления.
Быстрота действий также определяет конкурентоспособность города или региона. Она зависит, в частности, от того, насколько быстро местные власти реагируют на чрезвычайные происшествия разного рода, на изменение условий финансирования хозяйства и пр.
Малая величина также становится одним из факторов конкурентоспособности государственных организаций. Во многих странах мира они все чаще дробятся на относительно самостоятельные структуры, а также широко используют передачу собственных функций стороннему субподрядчику, что позволяет им сохранить масштабы управляемости, обеспечивающие необходимую гибкость и адаптивность.
Партнерство с другими городами, регионами как внутри страны, так и за рубежом, а также установление партнерских связей с подрядчиками и потребителями услуг городского и регионального управления повышают конкурентоспособность соответств. городов и регионов.
Международные связи городов и регионов стали одним из важных факторов их конкурентоспособности. Эти связи играют важную роль в процессе адаптации и конструктивного использования зарубежного опыта городского и регионального управления.
Последний из упомянутых выше факторов - уровень квалификации персонала - также имеет прямое отношение к городскому и региональному развитию. В последние десятилетия во всем мире процветают, как правило, те города, регионы и территории, которые используют преимущественно высококвалифицированный труд, где в структуре занятости наблюдается тенденция повышения удельного веса рабочих мест, требующих высокой квалификации и хорошо оплачиваемых.
Однако для городов и регионов существуют и специфические факторы конкурентоспособности:
– качественное медицинское обслуживание;
– развитие рекреационных возможностей, объектов туристического интереса и пр.;
– включенность в так называемую новую экономику (связь, телекоммуникации, программное обеспечение) и пр.
6.6.Менеджмент знаний как конкурентная стратегия
Новое понятие «менеджмент знаний» (knowledge management), или управление знаниями, связано с современной управленческой наукой и практикой. Менеджмент знаний - это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять.
Первоначальные черты менеджмента знаний можно увидеть еще в трудах Платона. Однако именно в последнее время произошли драматические изменения в экономике и бизнесе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями. К ним можно отнести следующие:
– знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста;
– базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими отраслями;
– знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.
Управление знаниями - это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любой организации. Такое управление - это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением. Управление знаниями можно определить как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мыслей многих менеджеров, к отходу от многих устаревших, ортодоксальных подходов. Главная цель управления знаниями - это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Управление знаниями - это не абсолютно новая парадигма, а лишь заново осмысленные известные технологии управления, применяемые в современных условиях. Управление знаниями становится ведущим направлением стратегического менеджмента, в фокус которого попадают неэффективно используемые ресурсы.
Знания отличаются от данных и информации. Руководители организации начинают это осознавать после того, как затратят значительные средства на создание базы данных или информационной системы или же просто потратят эти средства «на компьютеризацию», причем без серьезного эффекта.
Данные - это совокупность разных объективных фактов. В корпорациях данными, например, являются структурированные записи о трансакциях (в частности, о продажах: сколько, когда и кто купил, сколько и когда заплатил и пр.). Из этих данных неясно, как следует оценить продажи, почему покупатель пришел именно сюда, и придет ли он еще раз, а самое главное - что надо делать.
Информация - это своего рода послание, обычно в форме документа, или в видео-, или аудиоформе. Она имеет получателя и отправителя. Она информирует, т. е. «придает форму» факту путем изменения оценок или поведения получателя. Является ли послание информацией, определяет получатель. Именно он оценивает, насколько информирует его полученное сообщение и информирует ли вообще.
Информация в организациях распространяется по сетям. Различаются жесткие и мягкие сети и их компоненты. Жесткие - это кабели, почтовые службы, компьютеры, адреса, в том числе электронные. Мягкие - процедуры распространения информации, включая совещания, тренинги, собрания и пр.
Данные превращаются в информацию несколькими путями:
– контекстуализации: мы знаем, для чего эти данные нужны;
– категоризации: мы разбиваем данные на типы и компоненты;
– подсчета: мы обрабатываем данные математически;
– коррекции: мы исправляем ошибки и ликвидируем пропуски;
– сжатия: мы сжимаем, концентрируем, агрегируем данные.
Знания - понятие более глубокое и широкое, чем просто данные или информация. Это высшая форма существования информации: это информация, пропущенная через личность. Обычно мы говорим о человеке как о знающем, подразумевая, что он обладает не только информацией, но мудростью, опытом, образованием, способностью проникать в суть предмета. Мы не относим понятие «знание» к документу, книге или базе данных, даже если они есть продукт труда знающего человека или группы знающих людей.
Таким образом, знание - это комбинация опыта, ценностей, экспертных оценок и контекстной информации, с помощью которой новый опыт инкорпорируется в информацию. Знание существует в сознании тех, кто знает. В организациях оно фиксируется не только в документах, но и в процессах, процедурах, нормах, в целом в практической деятельности.
Точно так же, как информация возникает из данных, знания возникают из информации путем:
– сравнения, определения области сопоставления (с информацией о других, аналогичных объектах);
– установления связей (с другой информацией об этом объекте);
– оценки (как можно оценить данную информацию и как ее оценивают другие);
– определения области применения информации к тем или иным решениям или действиям.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий отличие знаний от информации и данных.
У компании Chrysler имеется собрание компьютерных файлов, именуемое «Книгой инженерных знаний» и заключающее в себе исчерпывающие данные и информацию о создании автомобилей этой компании, чем может пользоваться каждый разработчик новых автомобилей. Когда управляющий получил данные о проведенных крэш-тестах, то он отказался их поместить в файлы без соответствующей обработки. Он предложил ответить на следующие вопросы:
– почему эти тесты проводились;
– каковы результаты по сравнению с проводившимися ранее аналогичными тестами данной компании и конкурентов;
– какие выводы были сделаны на основе результатов тестов относительно надежности конструкции автомобиля и его основных узлов.
Аналогичные вопросы трансформируют информацию в знания, более того, ответы на эти вопросы добавляют информации ценность, или, говоря другими словами, добавляют стоимость. Таким образом, на данном примере мы видим, как трансформация информации, или менеджмент знаний, создает стоимость.
На практике встречаются противоположные примеры, когда путем добавления ненужной, пустой информации исходная информация теряет в своей цене. Происходит потеря стоимости за счет размывания нужной информации в потоке информационного шума. Еще Эсхил две с половиной тысячи лет назад говорил, что мудрый человек -это тот, который знает много полезного, а не просто много знает.
Знанием обладают не только конкретные люди; знание - это также часть продукта или услуги. В современной экономике стираются грани между продуктом и услугой, а также между услугой и передачей знания.
Знания перестают быть относительно самостоятельным объектом экономического управления, который традиционно ограничивался в основном сферой НИОКР. Сегодня знания проникают во все сферы и все стадии экономического процесса, их уже сложно отделить от продукта или услуги.
Эту закономерность современного экономического развития можно проиллюстрировать примерами. Так, компания Xerox в последние годы позиционирует себя не как производитель копировальных аппаратов, а как компания по обработке документов (document company).
Компания ЗМ вообще называет себя компанией по производству знаний (knowledge company). Компания IBM производит не просто вычислительную технику, а комплексы для выработки решений в промышленности (industry solution units). Компания Steelcase, которая производит конторское оборудование, утверждает, что она продает знания. Что добавляет стоимость в деятельности всех этих компаний? В основном решения, базирующиеся на знаниях: технические и технологические ноу-хау, дизайн продукта, маркетинговые исследования, выявление истинных нужд клиентов. Именно знания дают устойчивое конкурентное преимущество этим компаниям.
В отечественной практике имеются также интересные примеры использования менеджмента знаний в управлении предприятием. Так, например, проблеме формирования внутренней коммуникации много внимания уделяет новое руководство одного из российских предприятий - Голицынского автобусного завода. Этот завод создавался в рамках совместного проекта между правительствами СССР и ФРГ, предусматривающего производство автобусов «Мерседес». В 1996 г. завод выиграл тендер Международного Банка реконструкции и развития на поставку городских автобусов в ряд регионов России. Из-за ошибок менеджмента и кризиса 1998 г. ГолАЗ был объявлен в 1999 году банкротом и в 2001 г. куплен группой компаний «Сибирский Алюминий».
Со сменой менеджмента завода появилась основа для формирования «электронной нервной системы предприятия». Силами сотрудников заводского отдела информационных технологий локальная сеть была подключена к Интернету, запущен почтовый сервер и, таким образом, появилась возможность использовать электронную почту как внутри завода, так и за его пределами.
Сначала сотрудники с большим трудом обращались друг к другу посредством электронной почты. Причин этому было несколько, главная - люди не привыкли совместно решать проблемы, т. е. они не привыкли работать по горизонтали. Они сразу «скидывали» проблему на плечи руководства, что в итоге приводило к перемещению проблемы на самый высокий уровень, где сам генеральный директор решал, кто, как и где будет «копать траншею для резервного кабеля».
Постепенно руководство завода стало отказываться принимать решения за подчиненных, и люди были вынуждены обращаться за помощью к коллегам. Вот тогда необходимость в электронной почте проявилась в полной мере.
Обычное письмо может потеряться, о телефонном звонке можно забыть, а вот с электронной почтой все по-другому: легко выяснить кто, что и когда, кому отправил и кто, что и когда получил. Эта закономерность привела к тому, что люди стали ответственнее относиться к просьбам, требованиям, запросам коллег.
Кроме того, получив в свое распоряжение инструмент электронной почты, новое руководство завода обязало всех потенциальных участников еженедельных совещаний рассылать по электронной почте тезисы своего сообщения или выступления. Это заметно сократило продолжительность совещаний и повысило их эффективность, так как участники приходили подготовленными к решению проблемы.
Разветвленная компьютерная сеть предоставила ГолАЗу возможность использовать чат - программу для он-лайнового общения сотрудников. Как правило, такие программы, кроме основного поля, имеют «окно», в котором высвечиваются все работающие в локальной сети, а также выполняют функции отправки он-лайновых сообщений конкретному адресату либо группе. Единственным ограничением была обязательная регистрация в чате под своей фамилией. Запуск такой программы позволил оперативно задавать вопросы коллегам, не отвлекая их от работы, поскольку большая часть вопросов не требует моментального ответа. В этом случае, направив свой вопрос по чату, вы получаете ответ после того, как ваш адресат заметил окошко с вопросом или когда смог на него ответить.
Но наибольший эффект использования чат-программы проявляется, когда руководству необходимо оповестить о чем-либо большую группу людей. В этом случае телефон не может составить конкуренцию. Это могут быть сообщения о дате и времени выдачи зарплаты (их удобней «вывешивать» на общую доску для всеобщего обозрения) или срочные производственные вопросы, касающиеся участников сети.
Менеджмент знаний включает в себя следующие компоненты:
– стимулирование прироста знаний;
– отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников;
– сохранение, классификацию, трансформацию, обеспечение доступности знаний;
– распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации;
– использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений;
– воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;
– оценку знаний, измерение и использование нематериальных активов организации;
– защиту знаний.
Внедрение систем управления знаниями на крупных предприятиях началось совсем недавно, но они уже считаются одним из главных факторов в борьбе с конкурентами. Согласно оценкам Gartner Group, в 2001 г. американские компании на построение таких систем потратили около 5 млрд. долл. Наибольшую пользу управление знаниями способно принести в таких областях, как планирование, обслуживание клиентов, обучение персонала и сотрудничество в рамках проектов.
В России дальше других в направлении создания систем управления знаниями продвинулись государственные структуры, которым приходится работать с большим объемом информации: ФАПСИ, ФСБ, МВД, Центробанк, МНС и МПС. В ту же сторону движутся такие крупные российские корпорации, как ЮКОС и ЛУКойл. То, что они делают, можно назвать развитой системой документооборота с базами данных по прецедентам, исслед-ям, тематическим подшивкам. Аккумуляцией идей и опыта сотрудников начинают заниматься и менее крупные организации.
Одна из центральных идей управления знаниями - более эффективно использовать уже существующее знание, не изобретать заново колесо там, где можно просто распространить имеющийся эффективный опыт.
Примером результативного применения менеджмента знаний может служить каталог маркетинговых решений в отечественной фирме ССТР (см. Приложение к предыдущей главе).
Одна из основных опасностей при реализации того или иного проекта в рамках менеджмента знаний - это излишне технократический или попросту количественный подход. Главное - не «всемерно расширять» информационную базу, а делать ее всеобщей, культивировать свободный доступ к ней и командный подход к работе над общими знаниями. Часто компании терпят поражение в сфере управления знаниями, безуспешно пытаясь осуществить тот или иной проект, в силу того, что они не разделяют понятия «информация» и «знания». Управление знаниями не тождественно информационному менеджменту, так как в дополнение к организации информационных потоков менеджмент знаний фильтрует, синтезирует, суммирует информацию, развивает персонал с целью более эффективного использования информации и уже имеющегося знания для создания добавленной стоимости.
Управление знаниями - это процесс, который обеспечивает синергетическое взаимодействие обработки информации и данных с помощью информационных технологий, а также инновационную активность работников. Управление знаниями обязательно предполагает синергию между технологическими и поведенческими аспектами.
Система управления знаниями на предприятии не даст эффекта, если корпоративная культура не поощряет сотрудников к обмену идеями и опытом. Поэтому процесс внедрения системы управления знаниями предполагает изменение внутренней структуры и культуры компании. Корпоративные лидеры тоже должны показать, что открыты для общения с сотрудниками, и установить на предприятии систему вознаграждений за передачу знаний.
В последнее время многие фирмы на Западе стали вводить специальную должность директора по управлению знаниями. В разных фирмах и организациях эта должность называется по-разному. В Mac-Kinsey эта должность называется «директор по знаниям», в Scandia - «директор по интеллектуальному капиталу», в Buckman Labs - «директор по передаче знаний», в Dow Chemical - «директор по интеллект. активам». В обязанности этих управляющих входят такие функции, как:
– создавать и применять инфраструктуру передачи знаний, включая библиотеку, базы знаний, человеческие и компьютерные сети, исслед. центры, оргструктуру, ориентированную на знания;
– управлять отношениями с внешними поставщиками информации и знаний;
– содействовать процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований, НИОКР и воплощению в новых продуктах и технологиях;
– измерять величину интеллектуального капитала и содействовать его увеличению;
– управлять персоналом в сфере менеджмента знаний;
– формировать и реализовывать стратегию в сфере менеджмента знаний.
Многие отрасли сегодня - это отрасли, основанные на знании. Так, например, сутью фармацевтики является не столько производство таблеток, сколько производство и тиражирование знаний в виде новых свойств химических соединений, а также новых способов тестирования лекарств, их патентной защиты и продвижения на рынке. Кино, телевидение, консалтинг, аудит, медицинские и образовательные услуги - примеры отраслей, которые производят и передают информацию. Во многих отраслях производимый продукт в значительной степени является результатом переработки информации (компьютеры, мобильные телефоны, программное обеспечение).
Стратегии управления знанием могут эффективно использоваться не только в коммерческих, но и в некоммерческих организациях. Более того, значительная часть некоммерческих организаций имеет прямое отношение к управлению знаниями. Основа их деятельности состоит именно в управлении знаниями. Среди них особо выделяются органы гос. управления. Здесь потенциальная эффективность управления знаниями может оказаться весьма высокой. Однако этот аспект управления знаниями пока еще мало разработан в отечественной и мировой научной литературе. Мало разработаны и технологии управления знаниями в органах государственного управления.
В то же время концепция управления знаниями вполне подходит для органов государственного и муниципального управления. В частности, в местных администрациях большую пользу могут принести системы управления знаниями, нацеленные на продуктивное взаимодействие и применение лучшей практики.
Обычно и в теории, и на практике ограничиваются стандартными подходами к повышению индивидуальной компетенции работников государственных организаций. Это традиционный набор действий, охватывающий подбор, распределение, воспитание и обучение кадров. Концепция управления знаниями позволяет по-новому подойти к работе с кадрами. Обучение может происходить не только в аудиториях, но и непосредственно на рабочем месте, в процессе общения с клиентами и в других не столь тривиальных формах. Важнейший элемент обучения сегодня - это обучение приемам системного мышления, технологиям совместного решения проблем. Для многих государственных организаций весьма актуальным является формирование организационной культуры, нацеленной на обмен знаниями.
В рамках управления знаниями можно выделить и такое направление совершенствования работы государственных организаций, как формирование информационных систем, позволяющих осуществлять эффективный обмен знаниями и снабжение необходимыми знаниями. В качестве примеров можно привести геоинформационные системы, систему мониторинга предприятий в Центральном банке РФ, систему данных Госкомстата и пр.
Важную роль играют также стратегии формирования положительного имиджа государственных организаций и государственной службы в целом, стратегии, обеспечивающие продвижение управляемых объектов (в частности, продвижение городов и регионов на рынке инвестиций). Большое значение имеют управленческие технологии, обеспечивающие эффективное взаимодействие учреждений и организаций государственной службы с потребителями услуг. Это и социологические исследования, и технологии «горячих» телефонных линий, и приемы бенчмаркинга, и базы данных о потребителях услуг. Все эти вопросы требуют своего дальнейшего научного изучения и активного практического применения.
Тема 7. Разработка маркетинговой стратегии на различных уровнях управления
7.1. Маркетинговый подход в стратегическом планировании
7.2. Маркетинговые стратегии фирм: особенности, содержание, виды и формирование
7.3.Последовательность этапов формирования маркетинговой стратегии.
7.4. Маркетинговые стратегии территорий: стратегии имиджа, привлекательности, инфраструктуры, персонала
Мини-кейс «Проблемы проникновения на зарубежный рынок»