double arrow

SWOT-анализ страны на примере Казахстана

Силы Слабости
Заложены основы независимого суверенного государства Строительство государства еще далеко до завершения
Произошел отход от старой политической и экономической системы, заработала новая Цели широкомасштабных социальных, политических и экономических реформ еще не достигнуты
В обществе возникла качественно иная система ценностей и новый тип человеческих отношений, базирующийся на свободе и частно-индивидуалистическом мировоззрении Во время переходного периода большинство граждан многое пережили и многим пожертвовали
Главный актив - качество челове­ческих ресурсов, высокообразо­ванное население с высоким уровнем научного и творческого потенциала Нужны новые и более цивилизованные условия для развития человеческого потенциала
Богатые природные ресурсы Много трудностей и нет продуманной стратегии использования богатства недр
Обширные земельные площади, сельскохозяйственные угодья Не хватает реальной и эффективной стратегии, людей и капитала для использования площадей и угодий
Политическая стабильность и отсутствие конфронтации в обществе До консолидации и единства общества еще далеко
Толерантность и терпение населе­ния, радушие и приветливость Тяготы переходного периода еще очень чувствительны
Возможности Угрозы
Географическое положение на перекрестке дорог в Евро-Азиатском регионе Менталитет в духе коммунисти­ческих принципов. Медленное привыкание к переменам, ожида­ние людьми помощи государства
Поддержка реформ со стороны иностранных государств и донорских организаций Существенное снижение объемов производства после развала СССР
Преимущества новых информаци­онных и телекоммуникационных технологий для большой, но малонаселенной страны Снижение доходов и уровня жизни большинства граждан. Мала прослойка среднего класса
  Малый рост национальных сбере­жений и накопления капитала, которые должны стать движущей силой экономики
  Новые большие масштабы бедности и безработицы и, как следствие, преступности, наркомании, общественной депрессии и потенциала общественной нестабильности
  Демографическая депопуляция, дефицит специалистов
  Недостаточно подготовленное и плохо организованное государственное управление, крайне низкое качество корпуса менеджеров предприятий
  Неполнота и нестабильность законодательства

5.3. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования

Одна из ключевых задач, определяющих степень успешности лю­бой стратегии, - оценка привлекательности стратегических зон хозяй­ствования (СЗХ). В отечественных переводах используются и другие названия-синонимы СЗХ - стратегический сегмент или стратегичес­кая область бизнеса (СОБ). СЗХ, или СОБ, по И. Ансоффу, - отдель­ный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет полу­чить) выход. Первый шаг анализа в стратегическом управлении со­стоит в определении таких зон (из числа принципиально доступных), их исследовании вне связей со структурой фирмы или ее текущей про­дукцией. Результатом подобного анализа является оценка перспекти­вы, которая открывается в этой области. Данная информация необхо­дима, чтобы решить, как именно фирма собирается конкурировать с другими фирмами в соответствующей области.

От правильности оценки СЗХ напрямую зависит, окажется ли стра­тегический выбор зоны хозяйствования верным или нет, сможет ли стратегия эффективно реализоваться. Если выяснится, что имеющийся рынок уже недостаточен для реализации потенциала фирмы и дости­жения намеченного уровня ее притязаний, то фирма окажется перед необходимостью искать новый рынок, новую зону реализации потен­циала. Условно говоря, надо будет решать: куда пойти со своим бизне­сом - в Тамбовскую область или в Воронежскую?

Частичный ответ на этот вопрос дает сопоставление уровней кон-курированности, сложившейся «рыночной власти» в каждой из воз­можных зон развития нашего бизнеса. Чтобы провести такое сопо­ставление, необходимо знать рыночные доли ведущих конкурентов в данном бизнесе, как они сложились в каждой из возможных СЗХ. Затем применяется так называемый индекс Герфиндаля-Гиршмана, представляющий собой сумму квадратов рыночных долей основных конкурентов.

Предположим, что в Тамбовской области лидер имеет рыночную долю 0,4 в совокупном объеме продаж по нашей товарной группе, пре­тендент на лидерство - 0,2; кроме того, есть еще восемь сравнительно мелких конкурентов, рыночная доля каждого из которых составляет 0,05. А в Воронеже ситуация иная: лидер имеет долю, равную 0,3, его ближайший конкурент - 0,1; на этом рынке также действуют еще 12 конкурентов с рыночными долями по 0,05.

Тогда индекс Герфиндаля-Гиршмана для Тамбовской области будет равен 0,42 + 0,22 + 8 х 0,052 = 0,16 + 0,04 + 8 х 0,0025 = 0,22, а для Воронежской 0,32 + 0,12 + 12 х 0,052= 0,09 + 0,01 + 12 х 0,0025 = 0,13. Индекс для Воронежской области оказался существенно ниже, что означает, что при прочих равных условиях ваша фирма будет себя луч­ше чувствовать именно здесь.

Понятно, что при данной методике расчета индекса его максималь­ное значение может быть равно единице (при наличии в регионе един­ственного конкурента со стопроцентной рыночной долей). Ясно так­же, что часто ускользающая информация о рыночных долях наиболее мелких конкурентов, скорее всего, окажется несущественной для ито­говой индексной оценки.

Обстоятельная оценка привлекательности стратегических зон хо­зяйствования опирается на алгоритм, предложенный И. Ансоффом, и включает в себя следующие шаги:

1. Оценка необходимой привлекательности СЗХ. Опирается на ана­лиз претензий организации и требования комплекса бизнес-проектов.

2. Анализ элементов действительного потенциала. Предполагает проведение собственно сопоставительной оценки различных СЗХ и осуществление предварительного выбора.

3. Разработка системы стратегий. Она должна учитывать резуль­таты предыдущих этапов и представлять собой систему комплексов, включающих: принципы отношений и действий, конкретные бизнес-проекты, основные средства их реализации.

4. Оценка соответствия действительного потенциала системе стратегий. Необходимо убедиться, что выбранная СЗХ и система стратегий (из имеющихся вариантов) наиболее соответствуют друг другу. В качестве возможного показателя экономической эффектив­ности может быть использован показатель чистого дисконтирован­ного дохода — разность дисконтированных на один момент времени показателей дохода и капиталовложений. Сопоставляются также дру­гие прогнозируемые величины результатов и потребных для их дос­тижения ресурсов, уровень сложности решаемых проблем (полити­ческих, социальных, технологических — в русле STEP-анализа, а так­же, при необходимости, климатических, геофизических и иных). На этом этапе возможны корректировки решения как в отношении выбора СЗХ, так и в отношении системы стратегий.

5. Оценка достаточной привлекательности СЗХ. Принимается окончательное стратегическое решение, учитывающее претензии орга­низации. При необходимости они могут подлежать корректировке.

Особый интерес представляет следующий этап пред­ложенного алгоритма - анализ элементов действительного потенциа­ла СЗХ. Это первый этап известной в маркетинге процедуры, называ­емой позиционированием. Вот какая весьма наглядная форма пози­ционирования пяти взаимодействующих муниципальных образований предложена отделом маркетинга администрации г. Ржева (Тверская об­ласть). Муниципальные образования сопоставлены по ресурсным со­ставляющим будущей стратегии (рис. 5.1). Интенсивность штрихов­ки соответствует степени обеспеченности муниципального образова­ния ресурсами конкретного вида.

Муниципальные образования Ресурсы
Природно-географические Земля Транспортные Историко-культурные Духовные Сырьевые Промышленно-экономические Экологические Интеллектуальные Кадровые Социальные Информационные
г. Ржев                        
Ржевский район                        
Зубцовский район                        
Оленинский район                        
Селижаровский район                        

Рис. 5.1 Ресурсный потенциал развития и сотрудничества пяти муниципальных образований Тверской области[3]

Интересный и продуктивный подход к позиционированию россий­ских регионов - субъектов Федерации - уже в течение нескольких лет практикует рейтинговое агентство журнала «Эксперт». В соответствии с разработанной здесь методикой оценке подлежит инвестиционный климат (инвестиционная привлекательность) регионов, включая ин­вестиционный потенциал региона и инвестиционный риск.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взве­шенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели сум­мировались — каждый со своим весовым коэффициентом. Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или ин­тегральный риск в 2001-2002 гг. году была получена в результате опро­са, проведенного среди экспертов из российских и зарубежных инвес­тиционных, консалтинговых компаний и предприятий, а также руко­водителей инвестиционных департаментов ряда субъектов Федерации. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, позволяющей установить, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой сте­пени велик риск инвестирования в данный регион.

5.4. Анализ современных макроэкономических факторов: глобализации и перехода к постиндустриальному обществу

Для того чтобы формировать эффективную стратегию, необхо­димо учитывать современные тенденции социально-экономическо­го развития, и в первую очередь те из них, которые влияют на вос­производственные процессы:

– переход от индустриальной к постиндустриальной стадии раз­вития, бурное развитие информационных технологий;

– глобализация социально-экономических процессов.

Универсальной тенденцией современного социально-экономичес­кого развития является переход от индустриальной к постиндустриаль­ной стадии развития. Эта тенденция носит глобальный характер и про­является практически во всех странах мира и практически во всех регионах и городах. Основной характеристикой этого перехода явля­ется изменение структуры воспроизводственных процессов как на мак­ро-, так и на микроуровне.

На макроуровне это прежде всего уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. В развитых странах сфера ус­луг занимает до 70-80% внутреннего валового продукта.

На микроуровне (уровне отдельного предприятия или на уровне цепочки создания стоимости конкретного продукта) все больший удельный вес в стоимости продукта занимают те виды деятельнос­ти, которые непосредственно относятся не к стадии производства, а к стадии «обслуживания»:

– создание нового продукта, инжиниринг;

– маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок;

– транспортировка, логистика;

– финансы, информационные системы;

– консультации, бухучет, аудит.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль в современном обществе. Эффективность общественного производ­ства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, копи­ровальных устройств и сканеров, телефонов, программного обес­печения), плотностью потока изобретений новых продуктов и но­вых технологий с помощью компьютерных программ.

В целом Интернет, мобильная связь, новые коммуникационные технологии революционным образом изменяют нашу жизнь. Про­гресс в этих сферах человеческой активности открывает все новые и новые возможности. Эти возможности возникают в первую оче­редь благодаря беспрецедентным темпам снижения стоимости ус­луг связи и проведения вычислительных операций.

Скорость распространения Интернет в мире беспрецедентна. Если для того чтобы появилось 50 млн. пользователей радио с момента его появления потребовалось 38 лет, для распространения в тех же масш­табах телевизоров - менее 13 лет, персональных компьютеров - около 16 лет, то для распространения Интернет среди первых 50 млн. пользо­вателей потребовалось немногим более 5 лет.

Интернет не просто уменьшил стоимость передачи данных, он создал полностью новую систему коммуникаций, позволяющую одно­временно передавать огромное количество информации ко многим точ­кам во всем мире. Он дал возможность вести общение между людьми и пользоваться многими базами данных в реальном масштабе времени. Взрывообразный рост технологий передачи данных по сети Интернет уже начал изменять возможности и саму структуру торговли в мире.

В экономике любой развитой страны или региона пользование ин­формацией становится базисом любого улучшения, любого продви­жения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информацион­ной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Информационные и коммуникационные возможности страны или региона становятся дви­жущей силой их развития. Другими словами, развитость информаци­онной инфраструктуры (которая одновременно является инфра­структурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техни­ка, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX века железные дороги: катализатором и фак­тором социально-экономического развития всего общества. Инфор­мация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информа­ционных технологий определяет темп этого развития.

Информационный характер производства стал критерием развито­сти общества. Чем более развито общество, тем больше удельный вес занимает в составе ВНП информационная продукция и тем сильнее воздействие информационного фактора на развитие общества в целом.

Новые информационные технологии изменяют многие экономи­ческие тенденции и закономерности и привносят принципиально но­вые явления, которые не всегда и не полностью изучены экономичес­кой наукой.

Глобализация социально-экономических процессов - также универ­сальная тенденция развития современного мира.

В самом общем виде термин «глобализация», по определению ООН, обозначает все более сложный комплекс трансграничных вза­имодействий между физическими лицами, предприятиями, инсти­тутами и рынками.[4]

Это сочетание свободной мировой торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы. Глобализация прояв­ляется не только в экономике, но и в культуре, в деятельности между­народных организаций, в изменении функций национальных прави­тельств. Если определить глобализацию наиболее широко, то она означает изменение всех сторон жизни общества под влиянием обще­мировой тенденции к открытости и взаимозависимости. Она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, характеристики.

С одной стороны, глобальная интеграция экономики может привес­ти к лучшему разделению труда, позволит перемещать капитал в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.

С другой стороны, глобализация может дестабилизировать финансовые рынки, негативно влиять на экологию, способствовать культурному обеднению, усиливать имущественное неравенство. Ее преимущества и риски распределяются неравномерно: рост и доста­ток, которые она несет одним, компенсируются все большей уязвимос­тью и маргинализацией других и разрастанием «антигражданского общества». Вне всякого сомнения, терроризм сегодня тоже существует как глобальное явление.

Аспекты глобализации весьма различны; это прежде всего эконо­мические, социальные, экологические и тендерные аспекты. Среди основных сторон, черт и последствий глобализации выделяются:

1) расширение потоков товаров, технологий, финансовых средств, туристов;

2) неуклонный рост и усиление влияния международных инсти­тутов гражданского общества;

3) глобальная деятельность транснациональных корпораций;

4) значительное расширение масштабов международных комму­никационных и информационных обменов, прежде всего с помо­щью Интернета;

5) перенос заболеваний и экологических последствий через гра­ницы;

6) все большая интернационализация определенных типов пре­ступной деятельности.

Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер, его различ­ные аспекты входят в предмет изучения почти всех общественных научных дисциплин. Экономисты акцентируют внимание на слиянии рынков, организаций и производственных цепочек, при котором эко­номические границы государств становятся все более прозрачными.

В настоящее время глобализация обусловлена в значительной мере снижением стоимости средств связи. Глобальные коммуникации по­зволяют осуществлять контакты между людьми независимо от того, где они находятся. Телекоммуникации и электронные средства массо­вой информации сближают деятельность людей всего мира.

Стоимость трехминутного телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном снизилась с 300 долл. (в эквиваленте цен 1996 г.) в 1930 г. до 1 долл. в 1997 г., а к 2003 г. цена такого звонка с учетом воз­можностей IP-телефонии упала до 30 центов. Затраты на вычисли­тельные мощности компьютеров снижаются в среднем на 30% в год в реальном выражении в течение нескольких последних десятилетий.

Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производственного процесса в разных странах, сохраняя при этом тесные контакты. Современная информационная технология также уменьшила необходимость физи­ческих контактов между производителями и потребителями и позво­лила некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. Любой вид деятель­ности, который осуществим на экране или по телефону, от подготовки программного обеспечения до продажи авиабилетов, можно произве­сти в любой точке мира, связанной с головным учреждением через спут­ник или компьютер. Даже медицинский совет или образовательные услуги продаются через сеть телекоммуникаций. Бурное развитие воз­душного транспорта, глобальных коммуникаций в виде электронных средств массовой информации, Интернета сильно воздействуют на со­временную производственную и социальную активность.

До сих пор не участвовавшие в международной торговле продукты все активнее включаются в процесс интернационализации. Это в первую оче­редь сервисные, транспортные, банковские и страховые услуги.

Современная глобализация характеризуется существенными сдви­гами в динамике мировой экономической системы. Именно в после­дние десятилетия процессы глобализации идут все более ускоряющи­мися темпами. Если в 1997 г. количество пользователей фиксированной телефонной связи составляло 800 млн. человек, сотовой - около 200, а Интернет — около 100 млн. то к 2005 г. прогнозировалось выравнива­ние этих сегментов рынка связи на уровне 1 млрд. пользователей в каж­дом из них.

Количество пользователей Интернет по данным международного союза по телекоммуникациям (ITU) увеличилось с 0 в 1985 г. до 315 млн. человек в 2000 г., причем 83 млн. из них проживали в развиваю­щихся странах. Если в 1988 г. Интернет-активность наблюдалась лишь в 8 странах: США, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, Исландии, Норвегии и Швеции, то в 2000 г. к Интернет были подключены жите­ли 214 стран. Количество пользователей Интернет в России с 2,5 млн. в 2000 г. должно было, по прогнозам Министерства связи и информа­тики РФ, возрасти в 2005 г. до 6 млн. но этот рубеж оказался пройден­ным уже в 2002 г. К 2010 г. прогнозируется дальнейший рост до 26,1 млн. человек.

Количество международных воздушных путешествий менее чем за 50 лет увеличилось с 25 млн. в 1950-м более чем в 16 раз. Так же, но в два с половиной раза быстрее вырос оборот денежного рынка валют: со 100 млрд. долл. в 1979 г. до 1,6 трлн. долл. в 1997 г. Осо­бенно впечатляет динамика депозитов нерезидентов: за 30 лет они выросли практически в 400 раз.[5]

Интеллектуальный капитал в современном воспроизводстве играет все большее значение. Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Знания представляют собой глобальный ресурс, в который вхо­дят человеческий капитал и технология. Существенным становится про­цесс не только создания новых знаний, но и их передачи, тиражирова­ния, трансформации и использования. В новых условиях начинают по-новому действовать школы, университеты, консалтинговые органи­зации, а также коммерческие предприятия, государственные и обще­ственные учреждения и организации, т. е. все участники процесса со­здания, трансформации и использования знаний.

В современном мире начинают проявляться тенденции, которые ранее либо просто отсутствовали, либо носили зачаточный характер. Знания становятся ключевым ресурсом развития, глобальная конкурен­ция, основанная на создании наукоемких продуктов и услуг, возрастает.

Роль знаний и информации в контексте социально-экономическо­го развития стран меняется. Переход к новому информационному постиндустриальному обществу, в котором знание становится факто­ром общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микро­уровне определяют самые существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себе­стоимости всех материальных продуктов, изменяются конкурентные стратегии, меняется содержание экономической практики.

Способность национальной экономики абсорбировать знание и производительно его использовать в ближайшем будущем будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благососто­яние. Открытость экономики, которая дает возможность получить эффект от товарного экспорта, от импорта капитала и прямых инвес­тиций, а также открытость общества для импорта знаний, идей и ин­формации и способность экономики продуктивно их использовать -вот что отличает успешное социально-экономическое развитие. Сегодня бедные страны отличаются от богатых прежде всего тем, что у них меньше знаний, а потом уже - отсутствием капитала.

К знаниям относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи о том, как должно быть организовано производ­ство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеет­ся скрытый спрос и пр. Все это является фактором социально-эко­номического роста. Стратегия роста, основанная на знании, не ог­раничивается инвестициями в человеческий капитал с помощью образования, она нацелена на обеспечение открытости для инно­ваций и знаний в более широком смысле. Она предусматривает ин­вестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат зна­ния, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности абсорбировать и использовать знания.[6]

Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Суще­ственным становится процесс не только создания новых знаний, но также их передачи, тиражирования, трансформации и исполь­зования. В новых условиях начинают по-новому действовать шко­лы, университеты, консалтинговые организации, а также конкрет­ные предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все участники процесса создания, трансформа­ции и использования знаний.

Разные авторы по-разному называют новую стадию развития об­щества. Э. Тоффлер называет ее эрой информации, известны и дру­гие названия - Цифровая эра, Золотая эра, Эра Парадоксов, По­стэкономическая эра. Журнал «Экономист» назвал ее Эрой Знаний. В отечественных публикациях используется еще один термин - «новая экономика». Впрочем, называть современный период соци­ально-экономического развития, в который вступает человечество, можно по-разному. Важно другое: знания становятся ключевым ре­сурсом развития, успеха в глобальной конкуренции, возрастающей на основе создания наукоемких и знаниеемких продуктов и услуг.

Современный воспроизводственный процесс расширяет свои тра­диционные рамки: он начинается с изучения потребностей рынка и включает в себя стадии фундаментальных и прикладных исследова­ний, инвестирования, производства, сбыта и обслуживания, а также соответствующие стадии маркетинга, инновационной деятельности и обучения. В связи с этим расширяются границы инфраструктуры производства: она включает в себя инфраструктуру интеллектуальной деятельности, технологической реорганизации, маркетинга и органи­зационного развития. Изменяется и суть современного производства. Основным его содержанием становится добровольное творческое уча­стие персонала (и не только персонала, но и всех контрагентов) в про­цессе постоянного совершенствования совместной работы.

Меняется не только производство, но и менеджмент. На место бюрократии с присущими ей автократическим управлением, иерар­хией, жестким разделением функций и ответственности приходит так называемая адхократия, характеризующаяся малыми команда­ми, управлением на основе участия, постоянным обучением пер­сонала, гибким разделением функций и ответственности.

Применение новейших систем и методов управления социаль­но-экономическими процессами становится неотъемлемой чертой современного экономического развития; речь идет в первую очередь о методах стратегического управления, маркетинга, интеллектуаль­ного прорыва, реинжиниринга бизнес-процессов, управления интеллектуальным капиталом, формирования обучающей и обуча­емой организации.

Знания и информация обладают рядом специфических черт, от­личающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют всю современную экономику.

Традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материаль­ными потоками и запасами, в то время как знания и информация характеризуются нематериальными потоками и запасами. Знания уве­личиваютс я, если они разделяются, передаются, тиражируются и используются. Знания уменьшаются, разрушаются, амортизируют­ся, если не используются. Этим они отличаются от физических эле­ментов капитала, которые, наоборот, чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшаясь по стоимости.

Знания, как правило, неотчуждаемы. Традиционный ресурс пред­ставляет собой, как правило, частное благо, т. е. такое благо, потреб­ление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс обычно представляет собой общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другим потребителем. Таким образом, в общественное производство втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому оценить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.

Традиционные ресурсы, как правило, носят ограниченный харак­тер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, часто нео­граниченны. Ярким примером неограниченного информационного ресурса могут служить информационные возможности Интернет.

Традиционные ресурсы могут «тиражироваться» с большими зат­ратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на про­изводство предыдущего автомобиля, при этом затраты на производ­ство первого прототипа, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль, составляют относитель­но небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования ин­формации, как правило, ничтожна, так что в каждой копии основ­ным компонентом цены информационного ресурса являются зат­раты на производство «прототипа».

В новых условиях, т. е. в самом конце XX века и в начале XXI века условия конкуренции изменились самым существенным обра­зом. Когда земля была основным активом и фактором производства, государства боролись за этот актив и, таким образом, происходили войны. То же происходит теперь с переманиванием талантливых людей. Мы сегодня наблюдаем постепенную трансформацию стра­тегии, основанной на использовании активов, в стратегию, осно­ванную на использовании талантов людей.

Большинство компаний, находясь в рамках прежних представлений о старой экономике, которая в большей мере ориентирована на изде­лия, сегодня тратит ресурсы, направляя их на развитие изделия, систе­мы управления и совершенствование материально-технического обес­печения. В то же время они могут достичь больших результатов, вкладывая капитал в торговую марку и ее позиционирование на рынке. Начало XXI века несет обществу самое большое изменение в экономике с того момента, когда обезьяны спустились с деревьев на землю. Мир старой конкуренции умер. Будущее уже наступило. Только оно еще не везде заявило о себе в полный голос. Старые парадигмы встречаются с новыми условиями современного мира. Новые вызовы требуют новых решений, в том числе и в стратегическом планировании.

Тема 6. Анализ конкурентных преимуществ и выбор конкурентной стратегии

6.1.Теории конкурентоспособности и основные конкурентные силы.

6.2.Центральная компетенция и цепочка стоимости.

6.3.Конкурентные преимущества товаров, организаций, стран, регионов и городов

6.4.Конкурентные стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

6.5.Конкурентные стратегии фирм-лидеров

6.6.Менеджмент знаний как конкурентная стратегия

6.1. Теории конкурентоспособности и основные конкурентные силы

Понятия конкуренции и конкурентоспособности - одни из цен­тральных в современной теории и практике стратегического управ­ления.

Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура рынка. Если имеется много мелких конкурентов, барьеры вхо­да на рынок низки и все участники в равной степени обладают необхо­димой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеет­ся лишь несколько конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. Эти два вида конкуренции сильно отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях олигополии основными инструментами конкуренции становятся сго­вор, выстраивание барьеров входа, ограничение доступа к информации и пр. Большинство практических ситуаций можно отнести либо к пер­вому, либо ко второму типу. В последнее время во всем мире, в том чис­ле и в России, все чаще встречаются случаи олигополистической кон­куренции. Именно этот вид конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной практике.

В самом общем виде конкурентоспособность - это способность товаров или различных субъектов экономики конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые по­зволяют им конкурировать. Конкурентные преимуще­ства - это проявляющиеся у конкретных товаров или субъектов факторы конку­рентоспособности.

Одним из первых исследователей конкуренции в экономической теории был А. Смит (1723 -1790) - шотландский экономист, чьи тру­ды сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т. е. в основных и простейших ее формах. Конку­рентоспособность, по А. Смиту, - это, прежде всего, способность про­изводить тот или иной товар лучшего качества с наименьшими издержками и соответ­ственно предлагать его конкретному рынку по наименьшей цене.

Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных преиму­ществ предпринял Д. Рикардо (1772 - 1823) - английский экономист, заложивший основы трудовой теории стоимости. Он исследовал меж­дународный аспект конкурентных преимуществ. Предметом его иссле­дований были условия, при которых странам становится выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соот­ношение издержек производства товаров внутри стран.

Под влиянием классиков экономической науки долгое время в экономической теории (и в опирающейся на нее управленческой практике) господствовал достаточно упрощенный взгляд на конку­ренцию и конкурентные преимущества. Этот взгляд был порожден простейшей моделью совершенной конкуренции в экономической теории, которая сводит всю конкуренцию преимущественно к про­стейшим ее видам - конкуренции по цене и качеству. В соответ­ствии с этим упрощенным взглядом на конкуренцию стратегия лю­бой фирмы сводилась к поиску путей и методов улучшения качества предлагаемого товара и снижения издержек его производства.

В последние годы экономическая теория и практика существенно продвинулись в изучении вопросов конкурентных преимуществ и при­менении выводов теории на практике. Среди авторов последних лет необходимо отметить М. Портера - профессора Гарвардской школы бизнеса, родоначальника современной теории конкуренции и конку­рентоспособности. Он разработал основы многих современных пред­ставлений о сущности конкуренции и соответственно конкурентос­пособности. М. Портер выделяет следующие основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации:

– барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау);

– ценовая власть потребителей;

– ценовая власть поставщиков;

– угроза заменителей услуг и товаров;

– степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса).

Формировать конкурентную стратегию - значит постоянно искать ответы на вопросы, вытекающие из классифика­ции факторов конкурентоспособности, по М. Портеру:

– как я могу уменьшить власть покупателей диктовать условия?

– как я могу уменьшить власть поставщиков диктовать условия?

– как я могу уменьшить вероятность замены моего продукта или услуги?

– как я могу воспрепятствовать проникновению новых участни­ков на мой рынок или в мою сферу деятельности?

– как я могу ослабить конкуренцию в моей отрасли?

Современный контекст конкуренции подразумевает, что продук­ты могут быть клонированы, а технология - дублирована. Преиму­щества в физических условиях производства уже не играют той роли, которую они играли несколько десятилетий назад, при этом на пер­вое место выходят преимущества в нематериальных условиях про­изводства (навыки, опыт, квалификация, инновационные возмож­ности, ноу-хау, информационные системы, базы данных, понимание рынка, дистрибьюция).

Наиболее исчерпывающая отечественная работа, посвященная вопросам конкурентоспособности, принадлежит Р.А. Фатхутдинову. Он определяет конкуренцию как процесс управления субъектом сво­ими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворе­ние объективных или субъективных потребностей в рамках законо­дательства или в естественных условиях.

Емкое определение конкурентоспособности дает И.М. Смолейчук. По его мнению, конкурентоспособность – это способность исследуемого объекта (субъекта) выполнять свои функции в условиях рынка не менее эффективно, чем конкуренты.

Однако на наш взгляд, наиболее обобщающим определением является определение конкурентоспособности, используемое в странах Организации экономического и социального развития (ОЭСР): конкурентоспособность – это способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Среди отечественных авторов, разрабатывающих проблемы конкурентоспособности, следует отметить А.Ю.Юданова, который предложил оригинальную классификацию видов конкурентных стратегий для фирм различной природы.

А.Ю.Юданов предлагает рассматривать несколько основных ти­пов конкурентной стратегии коммерческих фирм.

Виолентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы наибо­лее крупных фирм, состоящая в ставке на снижение издержек про­изводства. Это достигается за счет организации массового выпуска продукции и достижения экономии на масштабе производства. Такие фирмы нередко сравнивают со слонами и бегемотами.

Патиентная стратегия - стратегия нишевой конкурентной борь­бы, состоящая в выпуске ограниченного количества узкоспециали­зированной продукции высокого качества. За свою способность по­беждать не столько силой, сколько хитростью и умением эти фирмы часто сравнивают с хитрыми лисами.

Коммутантная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, предпо­лагающая максимально гибкое удовлетворение небольших потребностей локальных рынков. Мелкие фимы, придерживающиеся этой стратегии, называют серыми мышами за их неприметность и небольшую величину.

Эксплерентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, ори­ентированная на радикальные нововведения. Эти фирмы подобны первым ласточкам.

6.2. Центральная компетенция и цепочка стоимости

Многие идеи М. Портера получили свое дальнейшее развитие в трудах Г. Хамела и К.К. Прахалада, которые разработали идею цен­тральной компетенции фирмы (core competence). Центральная ком­петенция - это основное конкурентное преимущество фирмы, ко­торое появляется в том или ином виде деятельности сотрудников.

Центральная компетенция - это не простая сумма отдельно взятых навыков и технологий, а именно комбинация взаимосвязанных навы­ков и технологий. Это синтез всех знаний и всех навыков. Обычно вла­делец ключевой компетенции - именно фирма, а не отдельно взятый человек или небольшая команда. Чтобы достичь статуса ключевой ком­петенции, набор навыков должен обладать определенной ценностью для потребителя, быть уникальным и оцениваться руководством имен­но как ключевая компетенция, т. е. как ресурс, позволяющий выиг­рать конкурентную гонку.

Выявлению центральной компетенции фирмы помогает ответ на вопрос: «В чем мы можем достичь лучших в мире показателей?» Пос­ле того как этот ответ получен, доминирующую часть ресурсов ком­пании целесообразно направить на тот вид активности, который фир­ма способна осуществлять лучше других субъектов рынка и который поэтому представляет собой центральную компетенцию фирмы.

При этом полезно все элементы бизнеса рассматривать как ус­луги, которые можно либо купить, либо произвести на месте само­стоятельно. Целесообразно оценить потенциальные конкурентные преимущества каждой активности и на этой основе выявить истин­ные конкурентные преимущества компании.

Стратегия увеличения конкурентоспособности на базе централь­ной компетенции заключается в том, что компания должна культи­вировать центральную компетенцию, чтобы обеспечить отрыв от других конкурентов, и оберегать ее с помощью строительства дополнительных рыночных барьеров, чтобы оградить себя от новых конкурентов.

Источниками центральной компетенции фирмы могут быть ресурсы:

– материальные - земля, здания, оборудование и т. д.;

– нематериальные - репутация, связи, бренд, патенты и т. д.

Источником центральной компетенции являются не просто ресур­сы, а уникальные ресурсы, т. е. такие, которые имеются у данной фир­мы и отсутствуют у ее фактических и потенциальных конкурентов. В этой связи в современной экономике источниками центральной ком­петенции все чаще становятся способности персонала, планирование, основанное на уникальном знании, логистика, рыночная информация, технология, финансы, навыки обслуживания.

При формировании эффективной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности фирмы, необходимо ответить на вопросы: «Насколько ресурсы и способности уникальны и не могут быть скопированы?»; «Насколько преимущества устойчивы и имеют длительный характер?» При этом в стратегическом плане целесообразно развивать несколько выбранных видов активности, которые базируются на одной из центральных компетенций фир­мы, окружать их барьерами входа, а также создавать стратегические блоки и альянсы с поставщиками внешних услуг и комплектующих.

Рассмотрим несколько примеров из практики зарубежных и отече­ственных фирм, иллюстрирующих идею центральной компетенции.

Известный производитель спортивной одежды и инвентаря фир­ма Nike - это компания, осуществляющая только НИОКР, дизайн и маркетинг. Именно эти виды активности составляют ее централь­ную компетенцию, именно в этих видах активности она сильнее своих конкурентов. В то же время само производство не относится к сферам, в которых фирма Nike может побороть других производи­телей спортивной одежды и инвентаря. Поэтому она отказалась от того, чтобы иметь собственные производственные мощности и все то, что в мире продается под товарной маркой Nike, произведено на заводах контрагентов фирмы. Другими словам она полностью пе­редала непрофильный вид активности на субподряд. Более того, такая деятельность, как реклама, также не является центральной компетенцией фирмы, поэтому вся реклама осуществляется профес­сиональной компанией W&K. При этом Nike довела объемы произ­водства только обуви до 100 млн. пар в год и продолжает расширять свой бизнес с темпом 20% в год. Примерно то же можно сказать о крупных отечественных корпорациях и об их стремлении избавлять­ся от непрофильных активов. Избавляясь от непрофильных активов, они как бы вычищают свою деятельность, оставляя только профиль­ный бизнес, т. е. ту деятельность, в которой скрыта их центральная компетенция.

Аналогичный пример можно привести и из практики отечествен­ных компаний. Так, производитель компьютеров отечественная фир­ма R&K так же, как и многие другие производители компьютеров мира, базируется на собственной центральной компетенции, кото­рая заключатся в инженерной проработке, дизайне новых продуктов и маркетинге. Она осуществляет инженерную проработку и дизайн новых продуктов, размещает заказы на комплектующие среди фирм Юго-Восточной Азии и США. Производство осуществляется на зе­леноградском заводе «Квант». Главный объект инвестирования - рек­лама и бренд. Избегая инвестирования в производство, фирма оста­ется гибкой и адаптивной структурой, что позволяет ей быть конкурентоспособной в быстро изменяющихся условиях ведения бизнеса в России. Центральная компетенция фирмы - создание и продажа качественной продукции отечественной сборки.

Часто центральная компетенция фирмы перемещается в сферу взаимодействия с потребителями. Например, компания Procter & Gamble имеет хорошо отлаженную систему обратной связи с потре­бителями своей продукции. В частности, имеется горячая линия, по которой можно осуществить бесплатный телефонный звонок и сообщить свое мнение или замечание, касающееся продукции фир­мы. В течение года фирма обрабатывает более 900 000 звонков и та­ким образом выявляет проблемы потребителей, меняющиеся вку­сы, пр. В результате одной из центральных компетенций фирмы становится сама база данных о предпочтениях и вкусах потребите­лей, а также организация постоянного потока информации о каче­стве товаров, производимых фирмой, и использование этой инфор­мации в инновационной и производственной активности фирмы.

Еще одной продуктивной идеей теории конкурентоспособности является концепция цепочки стоимости. Под цепочкой стоимости подразумевается последовательность создаваемой добавленной стоимости на всех стадиях производства и потребления продукта. Эта последовательность включает в себя идею, разработку этой идеи, создание и отработку опытного образца, внедрение его в производство, маркетинг, продажу, обслуживание, потребление и утилизацию. Речь идет не только о материальных продуктах, но и об услугах, которые проходят аналогичную последовательность. Иногда рассматривают укороченную цепочку стоимости, ограничиваясь такими стадиями, как: сырье - полуфабрикат - промежуточный продукт - конечный продукт - обслуживание - утилизация. Концепция цепочки стоимо­сти позволяет каждую стадию и каждый системный блок производ­ства рассматривать как необходимый элемент производственного про­цесса, вносящий свой вклад в создание добавленной стоимости. Данная концепция позволяет рассматривать человеческие ресурсы, ин­формационные системы, инфраструктурные услуги бизнесу в качестве полноправных элементов производственного процесса.

Концепция цепочки стоимости позволяет формировать эффектив­ную стратегию конкурентоспособности фирмы. Для этого необходи­мо выделить те виды деятельности, которые в большей мере и наибо­лее эффективно создают вновь добавленную стоимость. Именно эти виды деятельности позволяют доминировать среди конкурентов.

Наиболее выгодные бизнесы в будущем будут действовать как брокеры знания, связывая знание того, что является доступным, со знанием индивидуальных потребностей клиентов и их предпочте­ниями. Это компании, которые построены на основе собственного бренда и которые продают «удовлетворение клиентов». Nike факти­чески не продает туфли. Nike продает опыт использования этих ту­фель, а также чувство победителя. И фирма выражает это в своем девизе: «Просто сделай это!» Этот девиз и это чувство являются абсолютно уникальными на мировом рынке.

Все больше компаний стремится сосредоточить внимание на сво­ем главном бизнесе и перевести на субконтракт все второстепен­ное, вплоть до функций управления человеческими ресурсами, за­купками и бухгалтерского учета. Формируются компании без активов. Консультанты по бизнесу советуют: «Не сохраняйте ниче­го в собственности, если только это возможно и целесообразно. Если можете, арендуйте даже ботинки».

Сегодня перспективность фирмы определяется не столько на се­годняшних, сколько на будущих рынках. Это можно назвать интел­лектуальным лидерством. Такие рынки еще не существуют, но их необходимо представлять уже сейчас и стремиться к их формирова­нию, на что может потребоваться пять, десять и более лет.

В практику стратегического управления вошли в последние годы термины «стратегические намерения» и «стратегическая архитекту­ра», означающие прояснение контуров будущей отрасли по мере ее создания. Чтобы «застолбить» место в будущем, важно не ограни­чивать стратегические цели имеющимися сегодня ресурсами, а, на­против, «отодвигать» цели от ресурсов как можно дальше. Если на­правление выбрано правильно и все подразделения фирмы движутся к цели согласованно, ресурсы нужно наращивать «на марше». Дви­жение к будущему - не бег с завязанными глазами, а использова­ние тех возможностей, которые необходимы для очередного шага, в том числе создание альянсов фирм с разными преимуществами, пробный маркетинг и т. д.

Важнейшим условием лидерства сегодня является умелое исполь­зование центральных компетенций. Если какой-то конкретный то­вар не пользуется спросом, ключевые компетенции позволят вый­ти с другими предложениями. Под таким углом зрения компания Canon не просто производитель видеокамер, копировальных машин и принтеров, а обладатель уникальных возможностей в области точ­ной механики и оптики, электроники и химического синтеза, ком­пания Honda - в области производства двигателей и т. д. Подобные компании стали создавать «свои» отрасли 15-20 лет назад и, когда планы реализовались, заняли в них ведущие места.

Богатство и процветание принесут принципиально новые виды биз­неса, нелинейные инновации и нестандартные решения. Так, услуги по Интернету потребовали новых организационных форм и управле­ния в режиме реального времени. Стратегическая гибкость (способ­ность быстро изменить продукт, каналы распределения и т. д.), безус­ловно, важна, но и она мало помогает, когда речь идет о новом бизнесе. Недостаточно предугадать, что может случиться с компанией в буду­щем, необходимо проектировать будущее, т. е. управлять им.

Чтобы радикальные идеи не заглохли в рутине стратегического планирования, необходимо превратить инновационность в посто­янно действующий фактор. Для этого нужны: дерзновенная мечта; эластичное понимание бизнеса; «новые голоса» молодых сотрудни­ков и менеджеров; открытые рынки идей, капиталов, талантов; эк­спериментирование; «клеточная» структура (как у развивающихся живых организмов); вознаграждение новаторов.

В инновационном портфеле должны находиться свежие идеи, результаты их экспериментальной проверки (негодные идеи отбрасы­ваются), венчурные проекты. На стадии венчурного проектирования идет поиск партнеров для получения инвестиций, приобретения не­достающих умений и активов, ускоренного проникновения на рынки. При поэтапном проведении инноваций их портфель должен «худеть», а сама корпоративная стратегия приобретать устойчивую форму.

Вместе с тем не отрицаются некоторые традиционные факторы конкурентоспособности. Так, для превращения инновационного пор­тфеля в корпоративную стратегию по-прежнему важны размер фир­мы для использования эффекта масштаба; выгоды от ассортимента и отраслевой стандартизации (например, вокруг поддерживаемой ком­панией Microsoft операционной системы Windows выстраиваются сотни небольших инноваций во всей отрасли программного обеспе­чения); ключевые компетенции; ценность торговой марки; потреби­тельские активы. Все это позволяет преобразовать разрозненные про­екты в завершенную стратегию.

6.3.Конкурентные преимущества товаров,

организаций, стран, регионов и городов

Конкурентные преимущества товара - это такие его свойства, которые позволяют данному товару на рынке успешно конкуриро­вать с аналогичными товарами.

Примеры конкурентных преимуществ товаров в современном мире весьма разнообразны. Традиционные преимущества - цена и качество. Например, многие китайские товары конкурентоспо­собны по критерию «цена». Чаще применяют одновременно два кри­терия - «цена» и «качество». Тогда говорят о конкурентном преиму­ществе по соотношению цена-качество. Так, конкурентоспособным является автомобиль «Фольксваген Пассат»: при относительно не­большой цене для автомобиля данного класса он обладает хороши­ми техническими характеристиками и долговечностью. По соотно­шению цена-качество конкурентоспособными являются вина чилийского и аргентинского производства. При схожих с француз­скими винами вкусовых качествах они продаются по существенно более низким ценам.

Часто модные товары конкурируют друг с другом на основе соб­ственного бренда. Так, например, галстук фирмы Germes может не очень сильно отличаться по качеству от галстуков корейского про­изводства, продаваемых по цене 3 доллара за пару, однако потреби­телю он обойдется в 150 долл. Здесь в конкуренцию вступает бренд модной фирмы. Потребитель в ряде случаев согласен заплатить за «раскрученный» бренд фирмы Germes.

Конкурентное преимущество организации - это активы и ха­рактеристики фирмы (оборудование, торговая марка, права соб­ственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация пер­сонала и пр.), дающие ей преимущества над соперниками в конку­ренции. Фирмы конкурируют, используя ценовую политику, варь­ируя качество товаров, а также выбирая собственную рыночную нишу и обеспечивая в ее рамках монопольное положение. Иногда выбор рыночной ниши обусловлен тем, что коммерческая фирма имеет технологические или технические преимущества, постоянно обновляя их за счет плотного потока нововведений. Конкурентные преимущества часто кроются в удачной интеграции производства или же, наоборот, в специализации фирмы.

Практика деятельности многих современных фирм показывает, что одним из решающих факторов конкурентоспособности сегодня является информационный фактор. Формируя базу данных о кли­ентах, об их предпочтениях, о регулярности и составе заказов, фир­ма наращивает собственный интеллектуальных капитал. Она полу­чает дополнительные преимущества перед конкурентами по ряду позиций. Среди них - способность в наименьшие сроки и каче­ственно обслужить клиента по максимально полному списку заяв­ленных позиций, а также снижение товарных запасов в расчете на единицу торгового оборота, что создает эффект финансового рыча­га и позволяет повысить отдачу от вложенных средств.

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современ­ной коммерческой, как, впрочем, и некоммерческой организации ста­новится человеческий фактор. Активное участие персонала фирмы в организационных и финансовых инновациях, формирование команд, развитие корпоративной культуры фирмы, нацеленной на постоянные новшества и на поиск эффективных путей разрешения каждодневных проблем, - все это стало не только средством стабилизации коллекти­ва фирмы, но и ее устойчивым конкурентным преимуществом.

Успехи многих современных организаций и фирм в значительной степени определяются тем, насколько слаженно и согласованно вза­имодействуют в них люди. Обучение сотрудников в современных условиях становится важнейшей функцией менеджмента. Практичес­ки все ведущие компании мира создают у себя целостную систему развития персонала, его обучения и повышения квалификации. Забота об обучении, непрерывном повышении квалификации каж­дого — непременный атрибут любой успешно действующей компа­нии. Обучение персонала становится относительно самостоятельным фактором формирования нововведенческого климата на фирме, создает предпосылки для постоянной адаптации к постоянно меня­ющимся условиям, повышает ее конкурентоспособность.

Конкурентные преимущества организации в современном мире не все­гда касаются технологии производства, очень часто они перемещаются в стадию маркетинга, обслуживания, НИОКР, управленческих и финан­совых инноваций. Например, современные производители лекарств свои конкурентные преимущества сконцентрировали именно в сфере постро­ения брендов, в дистрибьюции и НИОКР. Основные компоненты цены и затрат этих фирм - это НИОКР, патентная защита, быстрая и эффектив­ная процедура испытания новых форм, налаженная система дистрибью­ции. Очень часто крупнейшие производители лекарств не имеют собствен­ных производственных мощностей, так как производство не является их центральной компетенцией. В большей степени их центральной компе­тенцией становится разработка новых лекарств и удержание патентов на их производство. Фармацевтические фирмы, имеющие в своем распоря­жении патенты на те или иные лекарства, в течение долгого времени (до тех пор пока не истечет срок действия патента), имеют монопольные права на выпуск этих лекарств. Эти права обеспечиваются патентным правом, действующим во многих государствах.

Основное конкурентное преимущество фирмы Microsoft состоит не в том, что она создает безупречные программные продукты, а в том, что многие из ее продуктов стали фактическим отраслевым стан­дартом. Для потребителя важно не столько совершенство текстового редактора Word, сколько тот факт, что, пользуясь данным текстовым редактором и пересылая свои файлы другим пользователям даже в другие страны, пользователь уверен, что тот, кто получит его файлы, прочтет их без труда. Дело в том, что другой пользователь с вероят­ностью близкой к единице пользуется тем же текстовым редактором. Монополия на отраслевой стандарт обеспечивает фирме Microsoft значительные конкурентные преимущества.

Крупные международные консалтинговые компании, имеющие устойчивый авторитет и пользующиеся доверием, имеют безуслов­ное преимущество перед мелкими конкурентами за счет своего ав­торитета. При этом цена такого признания отражается в тарифах на услуги консалтинговых фирм.

Отели, соперничая друг с другом, конкурируют прежде всего по качеству услуг, которые, в свою очередь, определяются качеством персонала. Хорошо обученный, доброжелательный персонал, все­гда готовый придти на помощь клиенту, становится основным кон­курентным преимуществом многих успешно функционирующих и развивающихся отелей и их сетей.

В различных отраслях существенным конкурентным преимуще­ством становится степень развития на предприятии современных информационных технологий. Компании, поставившие и освоив­шие у себя современные информационные системы, такие как ERP и/или CRM, приобретают конкурентное преимущество перед дру­гими компаниями, которые в меньшей степени продвинулись в деле освоения новых информационных технологий.

Во всех приведенных примерах в качестве конкурентного преиму­щества выступает интеллектуальный капитал фирмы. Последние иссле­дования показали, что инвестиции в человеческий капитал, в инфор­мационные технологии и в другие составляющие интеллектуального капитала стали главным и ведущим фактором их экономического успе­ха и конкурентоспособности многих организаций. В последние годы все чаще конкурентные преимущества обусловливаются свойствами пер­сонала, а также эффективно встроенными в бизнес-процессы инфор­мационными технологиями. Источники конкурентных преимуществ коммерческих организаций сегодня - это не столько материальные ре­сурсы (земля, здания, оборудование и пр.), сколько нематериальные активы (репутация, связи, бренд, патенты, способности людей, навыки обслуживания, уникальная рыночная информация).

Города, регионы и страны также конкурируют друг с другом, пыта­ясь обеспечить для своих жителей наилучшие условия жизни. Пред­мет конкуренции здесь во многом схож с предметом конкуренции то­варов и фирм. С одной стороны, это цена, качество товаров и услуг для различных территорий, а с другой — качество и соответственно цена специфических услуг общественного сектора. Территории стремятся обеспечить собственное динамичное устойчивое развитие, которое на долгосрочной основе формирует условия повышения доходов населе­ния и бизнеса, функционирующего в городе, снижения уровня нище­ты, стабилизации политических и социальных условий.

Конкурентное преимущество территории (страны, региона, го­рода) - это преимущество, которое обеспечивает дополнительный приток высококвалифицированных людей на данную территорию, а также капиталов, способствующих ее развитию. Территории кон­курируют друг с другом по следующим направлениям:

– жизнеобеспечение (создание современной инфраструктуры жизнеобеспечения населения города);

– создание лучших условий для бизнеса, привлечение внутрен­них и иностранных инвестиций;

– сохранение имеющихся производственных мощностей;

– повышение уровня коммунального обслуживания и услуг общественного сектора (совершенствование набора и качества услуг, а так­же снижение цен на них);

– развитие индустрии гостеприимства;

– использование информационных технологий (развитие информационной инфраструктуры, стимулирование применения новых решений в сфере информационных технологий и Интернета);

– наличие квалифицированной и высокообразованной рабочей силы;

– ответственное и эффективное муниципальное управление (по­вышение открытости местной власти, развитие партнерства мест­ных властей и частного сектора, использование лучшей практики муниципального управления).

Традиционным конкурентным преимуществом многих территорий является климат: люди без дополнительных стимулов не поедут в места с экстремальными условиями для жизни, и наоборот, стремятся в места с наиболее благоприятным климатом, как, например, в Силиконовой долине в Северной Калифорнии. Еще одно традиционное конкурент­ное преимущество для города или небольшой территории - близость к транспортным магистралям. Так, одно из основных конкурентных пре­имуществ таких городов, как Сингапур, Роттердам, Санкт-Петербург, состоит в том, что это крупные порты.

В последнее время все большее значение наряду с другими конку­рентными преимуществами приобретают такие, как качество образо­вательных услуг на территории, качество системы жизнеобеспечения, развитость транспорта и связи, безопасность личности и бизнеса.

6.4.Конкурентные стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Стратегия конкурентной борьбы - это центральная часть страте­гии компании в целом. Стратегия в целом затрагивает не только воп­рос о том, как добиться конкурентоспособности, но и отражает функ­циональные стратегии, которые отвечают на вопрос о том, как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность (планиро­вание, мотивацию, обучение персонала и пр.). Стратегия конкурент­ной борьбы направлена прежде всего на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать собственные конкурентные преимущества, как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Существу­ет и обратная связь между двумя понятиями - стратегия и конкурен­тоспособность. Именно стратегическое управление обеспечивает дол­госрочную конкурентоспособность организации.

Конкурентная борьба в условиях, приближенных к условиям со­вершенной конкуренции и в условиях олигополии, принципиально от­личается. Именно на этом основаны практически все современные те­ории конкуренции и соответствующие им конкурентные стратегии. Если структура рынка, на котором действует та или иная организа­ция, приближается к идеальным условиям совершенной конкуренции (большое число покупателей продукции, большое число продавцов, отсутствие продуктов-заменителей, минимальные барьеры входа, все имеют одинаковую информацию), то в этом случае превалирующей конкурентной стратегией будет стратегия низких издержек. Страте­гия низких издержек особенно успешна, если эластичность спроса по цене высока, т. е. покупатели чувствительны в своем поведении к цене приобретаемого товара. Те фирмы, которые будут производить товар с минимальными издержками, в этих условиях получат главное конку­рентное преимущество.

Суть преимущества в том, что у фирмы появляются две новые воз­можности: либо увеличивать свою долю на рынке, предлагая продук­цию по ценам ниже, чем у конкурентов, либо с большей выгодой про­давать по ценам конкурентов. В обоих вариантах фирма получает большую прибыль. Основная угроза при этой стратегии состоит в том, что всегда может найтись производитель, у которого издержки будут еще ниже. Если основные издержки — это затраты труда, то в таких странах, как Бангладеш, Шри Ланка или Таджикистан, издержки бу­дут ниже. Если речь идет об уникальной технологии, то она может быть дублирована, и аналогичные преимущества может получить та компа­ния, которая осуществит это дублирование.

Стратегия достижения лидерства по издержкам наиболее успешна, если:

– ценовая конкуренция среди продавцов особенно сильна;

– производимый продукт стандартен;

– различия в цене для покупателя существенны;

– большинство покупателей используют продукт одинаковым об­разом,
т. е. отсутствует дифференциация покупателей по способу ис­пользования продукта;

– затраты покупателей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: