Ростовской области на период 1998 - 2001 годы

Федеральная целевая программа социально-экономического развития

Исходная информация

Целью Федеральной целевой программы социально-экономического развития Ростовской области на период 1998 - 2001 гг. являлось решение неотложных проблем развития экономики и социальной сферы данного субъекта Российской Федерации[17]. Программа разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.

В процессе осуществления Программы должны были быть решены следующие основные задачи:

– мобилизация инвестиционно-финансовых ресурсов Ростовской области на основе создания и укрепления ее инвестиционной инфраструктуры, реализации областного инвестиционного займа, развития инструментов областных гарантий финансирования эффективных инвестиционных проектов, региональных лизинговых, страховых и других институтов инвестиционного рынка;

– использование механизмов залогового обеспечения (залоговых фондов) для стимулирования частных инвестиций;

– перепрофилирование предприятий и реструктуризация хозяйства области, развитие производства потребительских товаров, продукции технического назначения и прогрессивного оборудования на базе использования производственных мощностей, научно-технического и кадрового потенциала предприятий;

– осуществление мер по преодолению кризисных процессов в агропромышленном комплексе (АПК), восстановление производства сельхозпродукции и продовольствия, повышение роли Ростовской области на федеральном продовольственном рынке путем:

· сохранения и наращивания ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, плодородия земель, племенного животноводства и семеноводства, материально-технической базы сельских товаропроизводителей, производственных мощностей по переработке скота, птицы, молока и других видов сельхозпродукции;

· создания рыночной инфраструктуры АПК и формирования областного продовольственного оптового рынка;

– развитие производственной инфраструктуры, в том числе портовых и терминально-технологических комплексов Азовского и Таганрогского портов для обеспечения внешнеэкономических связей России, осуществление обустройства автодорог федерального и областного значения на территории области;

– снижение социальной напряженности и смягчение последствий безработицы путем:

· сохранения и создания новых рабочих мест для увеличения занятости населения, трудоустройства безработных граждан, целевой поддержки лиц, потерявших работу, их обучения и переквалификации;

· финансового и ресурсного обеспечения деятельности предприятий социальной инфрастуктуры – здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты населения;

– реализация комплекса природоохранительных мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки в области.

Федеральная целевая программа социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 г. осуществлялась в два этапа:

первый этап – 1998-1999 годы;

второй этап – 2000-2001 годы.

На первом этапе предусматривается достижение целей и решение задач, обеспечивающих успех Программы в целом:

– реализация группы первоочередных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью;

– формирование инвестиционного потенциала Ростовской области для возобновления экономического роста;

– отработка новых механизмов финансирования инвестиционных проектов и мероприятий посредством сочетания собственных и заемных средств инвесторов и поддержки за счет федерального и областного бюджетов.

На данном этапе осуществляется разработка новых и пересмотр существующих законодательных актов, нормативных и методических документов, обеспечивается информационно-аналитическое сопровождение для контроля регулирования социально-экономического развития области, организуется управление реализацией Программы.

На втором этапе Программы были продолжены работы по всем направлениям (капитальные работы, НИОКР, прочие мероприятия); обеспечено финансирование всей совокупности инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках Программы; созданы благоприятные условия для социально-экономического развития области в период после завершения данной Программы.

В соответствии с п. 33 "Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация" предусмотрена возможность ежегодного уточнения целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы и состава исполнителей. В случае неполного финансирования Программы реализация некоторых первоочередных инвестиционных проектов может выйти за рамки первого этапа и, соответственно, выполнение мероприятий второго этапа будет завершено за пределами 2001 года.

Реализация Федеральной целевой программы социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 г. намечена по ряду взаимосвязанных направлений, в рамках которых координируются и финансируются однородные мероприятия различных участников Программы.

Инвестиционные проекты, осуществляемые в рамках Программы, разделены на две группы. Первая группа включает 28 первоочередных проектов, реализация которых обеспечивает увеличение инвестиционного потенциала региона, достижение целей и выполнение задач Программы. Критерием выделения другой группировки служит целевая направленность инвестиционных проектов, реализация которых предполагается в период действия Программы. Согласно целевой направленности все инвестиционные проекты делятся по следующим направлениям – важнейшим проблемам социально-экономического развития Ростовской области:

– преодоление кризиса в угольной промышленности и преобразование топливно-энергетического комплекса региона;

– структурные изменения в машиностроении как профилирующей отрасли хозяйства;

– санация предприятий на основе их перепрофилирования, производство товаров народного потребления;

– аграрно-промышленный комплекс;

– объекты транспорта и связи;

– социальная сфера.

Важную роль в реализации программы играет подсистема ее ресурсного (инвестиционного) обеспечения. Проведем анализ ресурсного обеспечения рассматриваемой Программы.

Ресурсное обеспечение Программы производится за счет финансовых ресурсов, привлекаемых из различных источников. Вопросы обеспечения мероприятий трудовыми и материальными ресурсами участники Программы решают самостоятельно. Суммарный объем затрат на осуществление Федеральной целевой программы по кругу включенных в нее проектов (в среднегодовых ценах 1997 г.) определяется на уровне 27497,6 млрд. рублей. В подготовленных бизнес-планах и технико-экономических обоснованиях затраты распределяются на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), прочих текущих расходов (табл. 1. 1).

Объем капитальных вложений на 1998-2001 гг. определен на основе утвержденной проектно-сметной документации, бизнес-планов по предприятиям-участникам, расчетов затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также прочих мероприятий.

Для реализации инвестиционных проектов и мероприятий Программы социально-экономического развития Ростовской области в 1998-2001 гг. предусмотрен широкий спектр различных источников финансирования:

– собственные средства предприятий-исполнителей Программы;

– кредиты коммерческих банков;

– средства Бюджета развития РФ;

– средства "Фонда финансовой поддержки важнейших отраслей промышленного комплекса Ростовской области";

– иностранные кредиты;

– средства федерального и областного бюджетов;

– средства в пределах лимита, выделяемого на реализацию отраслевых федеральных программ;

– финансовые ресурсы централизованных внебюджетных фондов и другие внебюджетные источники;

– другие источники, привлекаемые для финансирования мероприятий Программы.

Таблица 1. 1 - Проектируемый объем финансовых ресурсов на реализацию

инвестиционных проектов и мероприятий ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года

(млрд. руб. в ценах 1997 г.)

Источники финансирования 1998-2001        
Всего
Бюджет Российской Федерации Средства Бюджета развития РФ Безвозвратная основа          
Бюджет Ростовской области Кредит Безвозвратная основа          
Внебюджетные источники Собственные средства Другие источники          
Итого          
Капитальные вложения
Бюджет Российской Федерации Средства Бюджета развития РФ Безвозвратная основа          
Бюджет Ростовской области Кредит Безвозвратная основа          
Внебюджетные источники Собственные средства Другие источники          
Итого          
НИОКР
Бюджет Российской Федерации Средства Бюджета развития РФ Безвозвратная основа - - - - - - - - - -
Бюджет Ростовской области Кредит Безвозвратная основа - - - - - - - - - -
Внебюджетные источники Собственные средства Другие источники          
Итого          
Прочие текущие расходы
Бюджет Российской Федерации Средства Бюджета развития РФ Безвозвратная основа - - - - - - - - - -
Бюджет Ростовской области Кредит Безвозвратная основа - - - - -
Внебюджетные источники Собственные средства Другие источники          
Итого          

Позитивной характеристикой анализируемой Программы является то, что она удовлетворяет современным требованиям привлечения финансовых средств на возвратной и платной основе, в том числе – условиям конкурсного распределения централизованных инвестиционных ресурсов (кредитов и гарантий), предусмотренных механизмом Бюджета развития Российской Федерации.

Наряду с традиционными источниками финансирования предусмотрена мобилизация инвестиционно-финансовых ресурсов посредством механизма гарантий инвестиций, размещения облигационных займов, создания элементов залогового обеспечения реализуемых проектов и других институтов инфраструктуры рынка капиталов.

Данные по источникам финансирования и годам реализации проектов и мероприятий по Программе в целом приведены в табл. 1. 2.

Таблица 1. 2 - Источники финансирования мероприятий и проектов ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года (млрд. руб.)

  Всего        
Финансовые средства по проектам, всего в том числе: Собственные средства участников Средства федерального бюджета в том числе: на безвозвратной основе средства бюджета развития РФ Средства областного бюджета в том числе: на безвозвратной основе кредит Средства местных бюджетов Кредиты коммерческих банков в том числе: под гарантии Правительства РФ Иностранные кредиты в том числе: под гарантии Правительства РФ Другие источники на безвозмездной основе 27497,6 9388,7 1272,7 414,5 858,2 4324,7 3261,1 1063,6 1130,6 1117,5 308,6 679,7 479,7 9583,7 4194,8 1836,8 232,1 50,5 181,6 547,8 486,7 61,1 170,8 272,6 109,0 403,4 303,4 731,3 7113,8 2210,6 328,3 98,6 229,7 1003,2 812,6 190,7 270,2 376,1 100,1 208,3 118,7 2717,1 8031,4 2708,7 397,8 102,9 294,9 1230,4 875,9 354,5 380,5 329,3 99,5 59,5 57,6 2925,2 8157,6 2632,6 314,6 162,5 152,1 1543,3 1086,0 457,3 309,2 139,6 - 8,4 - 3210,0

Решение программной задачи создания инвестиционного потенциала Ростовской области на первом этапе предусматривает концентрацию средств на осуществлении ограниченного числа первоочередных высокоэффективных инвестиционных проектов. Учитывая высокую эффективность и короткие сроки оборота капитала, финансовые ресурсы на реализацию 28 первоочередных проектов предусматривается привлекать преимущественно на возвратной и платной основе. Реализация этих проектов позволяет не только создать финансовые условия для последующего "запуска" других проектов, но и обеспечить высокую отдачу на каждый рубль привлекаемых федеральных средств, а также – минимизировать совокупные затраты на осуществление Программы в целом.

Обобщенные данные, характеризующие источники финансирования первоочередных инвестиционных проектов Программы в 1998-2001 гг., приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3 - Источники финансирования первоочередных проектов ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года

(млрд. руб.)

Показатели Всего        
Объем финансирования, всего в том числе: Собственные средства участников Кредит за счет средств Бюджета развития РФ Средства областного бюджета в том числе: на безвозвратной основе кредит Средства местных бюджетов Кредиты коммерческих банков Иностранные кредиты 1852,95 709,05 245,09 101,84 4,24 97,6 0,35 69,98 505,6 1282,54 492,14 181,56 62,8 1,7 61,1 0,1 14,06 339,65 455,12 196,21 55,78 35,19 0,89 34,3 0,05 33,87 112,05 108,12 16,52 7,15 3,15 0,95 2,2 0,15 21,15 53,45 7,18 4,18 0,6 0,7 0,7 - 0,05 0,9 0,45

Согласно требованиям конкурсного распределения централизованных инвестиционных ресурсов, основными источниками финансирования первоочередных проектов в 1998-1999 гг. являются собственные средства предприятий-участников. Доля кредитов, привлекаемых из федерального бюджета через механизм конкурсов в общем объеме финансирования не превышает 20 %.

Распределение источников финансирования первоочередных проектов Программы по направлениям развития хозяйственного комплекса отражено в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Распределение источников финансирования первоочередных проектов ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 г. по направлениям развития хозяйственного комплекса, млрд руб

Название отрасли Ср-ва федер. бюджета Ср-ва обл. бюджета Собствен. ср-ва Иностран. инвестиции Др. источники
Металлургия          
Конверсия          
Химическая промышленность          
Лёгкая промышленность          
Связи          
Транспорт          
Градостроительство          
Агропромышленный комплекс          

Схема ресурсного обеспечения реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Ростовской области адекватна прогнозируемой на период 1998-2001 гг. экономической ситуации в регионе. В условиях дефицита собственных инвестиционных ресурсов и сокращения финансовой поддержки из федерального бюджета на первом этапе реализации программы предусматривается создать предпосылки для активизации инвестиционной деятельности в регионе за счет бюджета Ростовской области. Наряду с ресурсными мероприятиями, намечен ряд организационных мер, способствующих росту деловой и инвестиционной активности.

На начальном этапе Программы реализуется ограниченное количество перспективных инвестиционных проектов, выбранных с учетом высокой коммерческой эффективности проектов и способности быстрого возврата заемных средств; значительного вклада реализуемых проектов в формирование инвестиционного потенциала области; большого объема ожидаемых поступлений в областной и федеральный бюджеты; наличия квалифицированной команды для осуществления проекта. Эти инвестиционные проекты в составе мероприятий Программы дополнены единичными бесприбыльными проектами, реализация которых нацелена на решение конкретных неотложных экономических и социальных проблем Ростовской области.

В качестве мер государственной поддержки предусмотрено: 1) ограниченное использование гарантий Правительства Российской Федерации; 2) привлечение льготных инвестиционных кредитов за счет федерального и областного бюджетов; 3) выдача безвозмездных субсидий за счет областного бюджета. Формирование регионального инвестиционного потенциала начинается с размещения облигационных займов и создания в области залоговых фондов. Наряду с этим предусмотрено осуществление других программных мероприятий по развитию инвестиционной инфраструктуры.

Это позволяет создать необходимые предпосылки для существенного наращивания инвестиционно-финансового потенциала области – основы надлежащего финансирования значительного числа инвестиционных проектов, намеченных к реализации в рамках следующего этапа Программы. В этот период предусмотрено изменение масштабов и структуры государственной поддержки программных мероприятий, с увеличением в общем финансировании доли средств областного бюджета и частных инвесторов при одновременном сокращении масштабов участия средств федерального бюджета. На последующих этапах реализации Программы федеральные средства привлекаются, главным образом, для финансирования инвестиционных проектов экономической и социальной направленности, имеющих государственной значение. Таким образом, осуществление высокодоходных проектов в качестве первоочередных дает возможность существенно нарастить региональный инвестиционный потенциал, под которым понимается сумма свободных собственных средств предприятий, реализовавших проекты, и поступлений в областной бюджет, предназначенных для последующей поддержки инвесторов.

Администрация Ростовской области, в дополнение к увеличивающимся налоговым и прочим платежам в областной бюджет, мобилизует часть доходов предприятий, полученных от реализации первоочередных проектов. Эти средства направляются на финансирование других инвестиционных проектов Программы, нуждающихся в ограниченной бюджетной поддержке. Для этого, начиная с 1999 года, среди успешно действующих на рынке предприятий размещаются доходные облигации областного займа. Мобилизация дополнительных инвестиционных ресурсов области посредством размещения облигационного займа предопределяет возвратный и платный характер формирования ресурсов. Сравнительно высокий уровень дохода относительно других финансовых инструментов и своевременность погашения облигаций обеспечиваются поступлениями в областной бюджет за счет платежей в результате реализации новых инвестиционных проектов и создания (реконструкции) эффективно действующих предприятий, а также целым рядом других бюджетных поступлений. Эти факторы во многом определяют условия предоставления частным инвесторам кредитных ресурсов (сроки погашения кредитов, предоставляемых инвесторам; ставку кредитования и другие условия), формируемых посредством облигационных займов.

Положительное воздействие на инвестиционную активность в регионе оказывает создание областных залоговых фондов. Деятельность этих фондов на принципах самоокупаемости, особенно на втором этапе реализации Программы, дает возможность сформировать дополнительный источник заемных средств для осуществления эффективных коммерческих проектов. Новым для области направлением стимулирования деловой активности и эффективного использования инвестиционных ресурсов (в том числе полученных от размещения облигационных займов) является предоставление областных гарантий кредитным учреждениям, выделяющим заемные средства для реализации инвестиционных проектов Программы. Намеченные в этом направлении мероприятия адекватны механизму гарантирования кредитов, применяемому на федеральном уровне, и со своей стороны также ориентированы на достижение максимального мультипликативного эффекта от использования ограниченных средств областного бюджета для стимулирования частных инвестиций.

Наряду с развитием практики гарантирования кредитов, привлекаемых для осуществления инвестиционных проектов Программы, в период ее реализации создаются частные страховые и перестраховочные компании для снижения рисков долгосрочного вложения капитала частных инвесторов в реальный сектор экономики Ростовской области. Важным элементом формирования инвестиционной инфраструктуры области является организация лизинговых компаний, в частности, для стимулирования внутреннего спроса на относительно дорогостоящую сельскохозяйственную технику. Новым инструментом привлечения сбережений населения в качестве дополнительного источника финансирования эффективных инвестиционных проектов являются трастовые компании, создаваемые в период 1999-2001 годов. Росту деловой и инвестиционной активности в Ростовской области способствовало создание юридической службы сопровождения инвестиционных проектов.

В системе реализации Программы важную роль играет организационное обеспечение. Государственным заказчиком Федеральной целевой программы социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года является Министерство экономического развития и торговли РФ, которое на договорной основе делегирует осуществление отдельных функций государственного заказчика Администрации Ростовской области. В соответствии с договором, Администрация Ростовской области несет ответственность за организацию своевременного выполнения намеченных Программой мероприятий.

Для организации управления Программой и контроля хода ее реализации создана структура, обеспечивающая сочетание интересов Федерации и области, задач отраслевого и регионального, стратегического и тактического управления. Ею является Дирекция Программы, членами которой назначены представители заинтересованных общеэкономических и отраслевых органов управления РФ и исполнительной власти Ростовской области. В необходимых случаях к участию в рабочих группах Дирекции привлекаются предприятия и организации – участники Программы. Такой механизм позволяет эффективно осуществить на практике сочетание федеральных, территориальных и отраслевых интересов и задач, в том числе подготовку обоснованных рекомендаций по экономическому, организационному и правовому механизму исполнения Программы; координацию отдельных программных мероприятий и подпрограмм; утверждение планов распределения ресурсов по направлениям и проектам; обеспечение увязки текущей деятельности федеральных министерств и ведомств и областных органов исполнительной власти, имеющих отношение к реализации программных мероприятий, а также представление Программы в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Ростовской области.

Государственный заказчик и Администрация Ростовской области представляют на обсуждение и одобрение межведомственной Дирекции Программы следующие документы:

- проекты законодательных актов по проблемам социально-экономического развития Ростовской области, подготовленные для представления в Правительство Российской Федерации и последующего рассмотрения Федеральным Собранием РФ;

- проекты ведомственных нормативных актов по соответствующим проблемам;

- проекты решений органов законодательной и исполнительной власти Ростовской области по проблемам осуществления Федеральной целевой программы;

- решения по отбору проектов и мероприятий для реализации в рамках Программы;

- предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.

В функции Администрации Ростовской области входит прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий и инвестиционных проектов. Заявки проходят проверку их соответствия требованиям межведомственной Дирекции Программы. Рабочим органом областной Администрации является экспертная комиссия, которая проводит предварительное рассмотрение бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения государственной поддержки из Федерального или областного бюджета. Рекомендации экспертной комиссии по оказанию государственной поддержки принимаются с учетом высокой эффективности использования бюджетных средств, а также экономической и социальной значимости каждого проекта.

Администрация Ростовской области, согласно переданным ей функциям государственного заказчика, заключает государственные контракты, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов и мероприятий в рамках Программы, а также организует текущий контроль их выполнения. Администрация Ростовской области информирует Минэкономразвития РФ и Минфин РФ об указанных государственных контрактах. Минэкономразвития РФ, Администрация Ростовской области и Дирекция Программы участвуют в подготовке и согласовании межведомственных мероприятий, указаний и рекомендаций со сроком действия в 1998-2001 гг. Федеральные министерства, комитеты и службы, к компетенции которых относится разработка и утверждение ведомственных документов, обеспечивают их предварительное рассмотрение руководством Программы.

Организационное обеспечение включает в себя систему контроля исполнения Программы. Государственный заказчик и Администрация Ростовской области несут ответственность за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Административный контроль государственного заказчика и органов исполнительной власти Ростовской области дополняется текущим финансовым контролем использования средств федерального и областного бюджетов. Минфин РФ контролирует предоставление ресурсов исполнителям в сроки и объемах, утвержденных Программой. Коммерческие банки, непосредственно отвечающие за целевое использование государственных субсидий и кредитов, контролируют соответствующую деятельность предприятий – участников Программы. В соответствии с требованиями действующего Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ, федеральная служба государственной статистики совместно с государственным заказчиком организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации Программы.

Правовая база реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 г. включает: действующее законодательство РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам программной разработки и направлениям решения актуальных проблем социально-экономического развития России. Цели, задачи, мероприятия Программы соответствуют приоритетам экономической политики государства, указаниям Правительства РФ о развитии хозяйственного комплекса данного субъекта Российской Федерации, а также решениям Администрации Ростовской области, конкретизирующим указания Правительства РФ. Реализация Программы связана с принятием на федеральном и региональном уровнях ряда дополнительных законодательно-нормативных актов. В частности, принят Областной закон "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области", предусматривающий: 1) предоставление инвесторам налоговых льгот; 2) государственных гарантий; 3) субсидирование процентных ставок по кредитам. Приняты также Областные законы "Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области" и "О бюджете развития Ростовской области". Установлен порядок субсидирования за счет средств областного бюджета части процентной ставки по кредитам предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность.

Оценка социально-экономических итогов выполнения Программы позволяет определить эффективность управления процессом ее реализации.

В результате осуществления мероприятий Программы, роста деловой и инвестиционной активности должен быть сформирован значительный инвестиционный потенциал дальнейшего развития хозяйственного комплекса Ростовской области. Для расчета его количественных параметров оценены два основных источника финансовых средств, возникающие от реализации проектов, которые в той или иной мере могут быть использованы на инвестиционные нужды развития области: остаток свободных средств предприятий – инвестиционный потенциал предприятий; дополнительные поступления в бюджет области – бюджетный инвестиционный потенциал.

Рассчитанная в Программе прогнозная оценка интегрального инвестиционного потенциала области, определяемого как сумма бюджетного и инвестиционного потенциала предприятий, приведена в табл. 1. 5.

Таблица 1. 5 - Прогноз интегрального инвестиционного потенциала Ростовской области на 1998-2007 гг. (млрд. руб.)

          2002-2007 (ежегодно)
Бюджетный инвестиционный потенциал Инвестиционный потенциал предприятий Интегральный инвестиционный потенциал области 40,1 66,1 106,2 202,4 131,8 334,2 263,9 206,9 470,8 360,5 717,7 1078,2 489,9 1102,3 1592,2

Из данных табл. 1. 4 следует, что реализация ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 г. вызовет существенное увеличение интегрального инвестиционного потенциала области: в 2007 г. по сравнению с 1998 г. он должен вырасти в 15 раз.

Важной характеристикой социально-экономической эффективности инвестиционного проекта является его бюджетная эффективность. Результатом осуществления Программы является укрепление финансовой базы бюджетов всех уровней за счет обеспечения дополнительных ежегодных поступлений в объемах 2807,869 млрд. рублей, в том числе – 1432,758 млрд. рублей в федеральный и 882,541 млрд. рублей в областной бюджет. В табл. 1.6 приведены данные Программы, характеризующие ежегодные объемы поступлений в бюджеты всех уровней по Программе в целом.

Реализация первоочередных инвестиционных проектов Программы обеспечит высокую отдачу: получение 9,21 руб. на каждый рубль инвестируемых средств, в том числе – 14,56 руб. на 1 рубль заемных средств и 35,88 руб. на 1 рубль средств федерального бюджета.

Таблица 1. 6 - Поступления в бюджеты всех уровней по ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года (млрд. руб.)

             
Поступления, всего в том числе: федеральный бюджет областной бюджет местные бюджеты то же нарастающим итогом 2807,869 1432,758 882,541 492,566 2807,869 2807,869 1432,758 882,541 492,566 5615,738 2807,869 1432,758 882,541 492,566 8423,607 2807,869 1432,758 882,541 492,566 11231,47 2807,869 1432,758 882,541 492,566 14039,34 2807,869 1432,758 882,541 492,566 16847,21

Рассматриваемая Программа эффективна не только в экономическом, но и в социальном плане. Ее осуществление позволяет снизить социальную напряженность в области за счет сокращения уровня безработицы. Программа предусматривает создание новых рабочих мест в количестве 32040 ед. (табл.1. 7).

Таблица 1. 7 - Создание новых рабочих мест по ФЦП социально-экономи-ческого развития Ростовской области на период до 2001 года

Новые рабочие места, всего единиц в том числе: промышленность АПК транспорт и связь градостроительство инновации  

Реализация первоочередных инвестиционных проектов Программы обеспечивает сохранение 49634 рабочих мест на действующих (реконструируемых) предприятиях и создание 4074 новых рабочих мест (табл. 1. 8).

Таблица 1. 8 - Сохранение действующих и создание новых рабочих мест от реализации первоочередных проектов ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года

Всего по первоочередным проектам Программы, единиц в том числе: сохраненные рабочие места новые рабочие места  

Осуществление ФЦП социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 г. привело к значительному улучшению основных показателей экономики и социальной сферы региона, достигнутых в 2000-2002 гг.[18] Так, объем валового регионального продукта на душу населения вырос с 9,2 тыс. руб. в 1998 г. до 34,3 тыс. руб. в 2002 г., т.е. в 3,7 раза. Производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за указанный период увеличилось на 62,7 %. Сальдированный финансовый результат деятельности (прибыль) организаций всех отраслей экономики увеличился по сравнению с 2000 г. в 1,4 раза. Увеличились собственные доходы бюджета области в 1,4 раза в сопоставимых ценах. Сокращен плановый дефицит бюджета до уровня, значительно ниже установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации – менее 4%. В течение последних лет реализации программы появилась и сохраняется тенденция роста номинальных денежных доходов населения более чем на 30 %. Начал снижаться уровень бедности. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2001 г. 31,7 %, в 2002 г. – 27,8 %. Вместе с тем, имелось значительное число проблем в экономике и социальной сфере региона, требующих программного подхода к их решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: