Учитывая условия баланса наличия и потребления
,
имеем a 1 - b 2 -…- bn = b 1 - a 2 - … - am.
Таким образом, оба полученных выражения для x 11 (1.35) и (1.36) совпадают.
В результате система (1.25) и (1.26) разрешена относительно неизвестных, стоящих в первой строке и первом столбце матрицы перевозок, и число этих неизвестных равно r=m+n-1.
После назначения предварительного плана перевозок его проверяют на оптимальность при использовании эквивалентного преобразования матрицы стоимости. В основе этого преобразования лежит теорема о потенциалах: если в матрице стоимостей ТЗ изменить все элементы строки (столбца) на одну и ту же величину, то оптимальный план ТЗ от этого не изменится.
Продемонстрируем это на примере. Пусть на матрице стоимостей
C =
определен оптимальный план перевозок Xопт и значение целевой функции Fопт:
Fопт = .
Изменим в матрице стоимостей С k - строку на величину q, т.е.
C* = .
Подсчитаем стоимость перевозок на оптимальном плане старой задачи для новой матрицы стоимостей:
F* = + = Fопт + = Fопт + qk ak = =Fопт + const.
Здесь = a k.
По условию Fопт - это минимальное значение целевой функции, F* отличается от нее на некоторую постоянную величину, значит, и F* имеет минимальное значение. Что и требовалось доказать. Можно так же показать, что теорема останется справедливой и для любого столбца, и вообще для любых строк и столбцов. При этом строки и столбцы можно изменять на любые величины, но обязательно одинаковые для каждого столбца и каждой строки.
Обозначим через Ui потенциалы станций отправления Ai, а через Vj - потенциалы станций назначения Bj.
Тогда условия оптимальности принятого плана могут быть записаны так:
- если загруженная клетка (ij) определяет какой - либо маршрут перевозки
Ui + Vj + Cij = 0; (1.37)
- если незагруженная клетка (ij) не определяет маршрут перевозки
Ui + Vj + Cij ; (1.38)
- если среди незагруженных клеток (ij) имеются отрицательные
Ui + Vj + Cij < 0. (1.39)
то за счет перераспределения грузопотоков можно уменьшить стоимость перевозок. Следовательно, план не является оптимальным и потенциалы используются для определения оптимальности плана перевозок.
В ТЗ потенциалы имеют простой экономический смысл. Они выступают как локальные поясные цены (или наценки к единой цене), создающие заинтересованность в правильном направлении перевозок. Если какая-то перевозка выполняется, то цена на станции назначения должна быть равна цене на станции отправления плюс транспортные издержки, в остальных случаях цена Vj не может быть больше, чем Ui + Cij, так как груз на станции j можно было получить по той же цене привозя его с затратами Cij из станции i. Таким образом, в обоих указанных случаях разность цен не превышает затрат по перевозке.