Национальные и культурные традиции

На поведение полемистов в определенной мере влияют также национальные обычаи и культурные традиции народа, страны. Например, церемониальность, правила речевого общения не позволяют японцам спо­рить горячо. Это считается неблагопристойным и гру­бым.

Д.Я. Цветов в книге «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» отмечает, что понимаемая по-японски веж­ливость заставляет избегать ясных, хорошо аргументи­рованных заявлений. Вместо них японец пускает в ход прежде всего взгляды. Помимо взглядов, почувствозать настроение собеседника, выяснить его позицию, но не передать ему свои мысли японцу помогают обрывки фраз, жесты, косвенные двусмысленные высказывания. Способность дознаться посредством такой беседы о чужих намерениях, чтобы подладиться к ним или, наоборот, им противостоять, не уронив при этом до­стоинства противоположной стороны, считается у япон­цев важным качеством. Поэтому Японию называют страной, где люди не спорят. Японский физик X. Юкава считает, что быть полемистом – не для японца, пото­му что жаркие споры западного образца не в их обы­чаях. Слишком горячий спор может привести к ссоре, нечаянно обидеть собеседника, и естественно, что япон­цы таких споров избегают. На Западе этих проблем не возникает, наоборот, постоянные споры там сближают людей, делают их друзьями, там культивируется давняя традиция полемики – своего рода искусства, которому надо учиться. Полемистом в Японии быть трудно.

Своими наблюдениями о поведении японцев и англичан в споре, их манере высказывать свою точку зрения делится и публицист В. В. Овчинников в книге «Сакура и дуб». Например, он рассказывает, как япон­цы уходят от возникающих споров. Примечательно, что на всех уровнях они стремятся избегать категоричес­ких суждений, стараются не произносить слов «да», «нет», «за», «против». Как правило, участники дискус­сии не излагают сразу целиком свое мнение и уж тем более не предлагают что-либо конкретное. Обычно они вначале высказывают небольшую, наиболее бесспор­ную часть того, что думают по данному вопросу. Они как бы делают осторожный шаг вперед и тут же огля­дываются на остальных.

Японцы, какой бы пост они ни занимали, остере­гаются противопоставлять себя другим, боятся оказаться в изоляции, стараются не довести дело до открытого столкновения противоположных взглядов.

Дискуссии у них длятся долго, так как каждый участник излагает шаг за шагом свою позицию, по ходу видоизменяя ее с учетом высказываний других. Цель дебатов состоит в том, чтобы выявить различия во мнениях и постепенно привести всех к общему согласию.

Англичанам, как и японцам, тоже присуща склон­ность избегать категорических суждений или отрица­ний. Слова «да» и «нет» и они стараются выражать иносказательно, словно это какие-то непристойные понятия. Достоинством англичан считается их уравно­вешенный, уживчивый характер. В повседневном быту они умело избегают болезненных столкновений, при­норавливаются и приспосабливаются друг к другу, проявляя взаимную предусмотрительность, сдержан­ность и терпимость. Они способны сохранять самооб­ладание в споре, оставаться объективными и к себе, и к другим, признавая, что, поскольку любая истина имеет много сторон, о ней может быть много различных суждений.

Несмотря на многообразие образцов поведения в споре, на различия в манере отдельных полемистов, необходимо знать некоторые общие правила, соблюде­ние которых повышает эффективность и плодотвор­ность спора, способствует успеху в дискуссии и поле­мике. Они выработаны практикой публичного спора, сформулированы в старых и новых риториках, приво­дятся в книгах по искусству спора и многочисленной методической литературе.

6. ПОВАГА ДО ОПОНЕНТА

Остановимся более подробно на одном очень важ­ном требовании культуры спора – уважительном отно­шении оппонентов друг к другу.

В книге С. И. Поварнина «Спор. О теории и прак­тике спора.» читаем:

Важное условие настоящего, хорошего и честного спора (для убеждения он или для победы и т. д. – все равно) – уважение к убеждениям и веро­ваниям противника, если мы видим, что они искренни... Обычно люди... склонны считать человека, который держится других убеждений, или идиотом, или мерзавцем и во всяком случае настоящим «вра­гом»... Опровергать можно самым решительным об­разом, ко не оскорбляя чужих убеждений насмешка­ми, резкими словами, издевательством; особенно – не глумясь над ними перед сочувствующей нам тол­пой. – Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума.

К сожалению, это правило часто нарушается. Не­редко участники дискуссии, полемики нетерпимо от­носятся к людям, которые придерживаются иных взгля­дов, стоят на других позициях.

Спор, о котором пойдет речь, конечно, помнит каждый из вас. Он происходит между главными героя­ми романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Действие разворачивается в имении Николая Петровича Кирса­нова, отца друга Базарова Аркадия, куда молодые люди приехали отдохнуть. Брат отца, Павел Петрович Кир­санов, всеми силами души своей возненавидел Базаро­ва. Он считал его «гордецом, нахалом, циником, пле­беем». Павел Петрович подозревал, что Базаров тоже не уважает, а может, даже и презирает его. Между ними уже были столкновения. Эта схватка произошла за вечерним чаем. Автор отмечает, что Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы наки­нуться на врага, весь горел нетерпением. Наконец его желания сбылись. Речь зашла об одном из соседних помещиков, о котором Базаров равнодушно заметил: «Дрянь, аристократишко». Павел Петрович стал ярост­но защищать аристократов. Разгорелся спор об аристо­кратизме, либерализме, принципах, русском народе. Ба­заров сохранял невозмутимое спокойствие, а Павел Петрович становился все более несдержанным. Вот, например, как он прореагировал на реплику Аркадия «Мы ломаем, потому что мы сила»:

– Несчастный! – возопил Павел Петрович; он решительно не был в состоянии крепиться долее, – хоть бы ты подумал, что в России ты поддерживаешь твоею пошлою сентенцией! Нет, это может ангела из терпения вывести! Сила! И в диком калмыке и в монголе есть сила – да на что нам она? Нам дорога цивилизация, да-с, да-с, милостивый государь; нам дороги ее плоды. И не говорите мне, что эти плоды ничтожны: последний пачкун, un barbouilleur, тапер, которому дают пять копеек за вечер, и те полезнее вас, потому что они представители цивилизации, а не грубой монгольской силы! Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, госпо­да сильные, что вас всего четыре человека с полови­ною, а тех – миллионы, которые не позволяют вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!

«Нас не так мало, как вы полагаете», – отвечает ему на это Базаров и, когда речь заходит о художниках, бросает фразу: «Рафаэль ломаного гроша не стоит». Это вызывает новый взрыв Павла Петровича:

—Браво, браво! Слушай, Аркадий... вот как долж­ны современные молодые люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами! Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им про­слыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

—Вот и изменило вам хваленое чувство собствен­ного достоинства, – флегматически заметил Базаров, между тем как Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами.– Спор наш зашел слишком далеко... Ка­жется, лучше его прекратить.

Нельзя не заметить, что Павел Петрович неуважи­тельно относится к своим молодым оппонентам. Не разделяя взглядов Базарова и Аркадия, он и не пыта­ется понять их позицию, не хочет вникнуть в суть новых высказываний. Он просто ругает своих собесед­ников, иронизирует над ними, прибегает к резкому тону, употребляет даже оскорбительные слова. Все это считается недопустимым в публичном споре, не спо­собствует плодотворному обсуждению проблемы. На­против, стремление понять своего оппонента, уважи­тельное отношение его к убеждениям позволяют добиться положительного результата, помогают в поисках истины.

В связи с этим обратимся к истории некоторых широко известных споров, которые имели большое значение для развития не только отечественной, но и мировой культуры.

7. ПРИКЛАДИ ВІДОМИХ ПУБЛІЧНИХ СПОРІВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: