double arrow

Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес..Политика и право. Гражданское общество и государство


Политическая философия – это область филосо­фии, которая изучает общие основания, границы и воз­можности политики, ее цели и идеалы, методологию политического знания и другие проблемы. Основные категории политичес­кой философии – полити­ка и власть. Политика – это отношения между большими социальными группами, которые воздействуют на государственную власть для реализации своих интересов. Субъектами политики являются отдельный человек, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные объединения и другие социальные общности. Полити­ка – это наука и искусство руководить и управ­лять обществом. Главной це­лью политики является власть. Власть – это способность и возможность воздействовать на поведение людей, заставить их исполнять свою волю. Существует множество классификаций власти. По функциям государственных органов различают за­конодательную, исполнительную и судебную власть. По способам организации власти – монархию и республику. По правовому признаку – законную и незаконную. По признанию власти народом – легитимную и нелигитимную. Политическая власть возника­ет вместе с государством и при­звана обеспечить общественный порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения.




Особую роль в жизни общества играет политическая система – это совокупность и взаимодействие всех политических институ­тов в обществе, регулирующих политическую жизнь. Она состоит из ряда подсистем:

– политические институты – государство, партии, общественные организации и движения;

– политико-правовые нормы – конституция, законы, традиции;

– политико-идеологическая подсистема – политических идеи, взгляды, чувства, идеологии;

– функциональная подсистема – отношения, связывающие субъектов политики, которые реализуются через формы политических режимов.

Политический режим – это методы осуществления политической власти. Режимы бывают тоталитарные, авторитарные и демократи­ческие. Для тоталитарных режимов характерны полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами деятельности, особая роль правящей идео­логии в обществе. В политической сфере этому соответствует монополизация власти. Ос­новными признаками авторитарного режима являются элитарность (принятие решений небольшим кругом лиц – элитой), антидемократизм, неподконтрольность власти народу и ее сильная централизация.

Традиционная и главная проблема философии политики на Востоке – как обеспечить порядок, стабильность и преемственность в обществе. Западная политичес­кая философия обращает главное внимание не на сам порядок, а на демократические способы его обеспечения. Демократический режим – такое устройство общества, в котором народ признается в качестве источника власти, граждане активно участвуют в решении государственных дел, имеют широ­кий круг прав и свобод. Политичес­кая философия рассуждает о фундаментальных основаниях демократии, т.е. о том, что нужно для ее построения и развития. К их числу можно отнести свободные, регулярные и конкурентные выборы, политический плюрализм, разделение властей. Политический плюрализм – при­знание многообразия независимых друг от друга идей, взглядов, интересов. Тем самым отрицается монополия на власть, возникает политическая конкуренция и складывается справедливый баланс интересов. Политический плюрализм предполагает разделение государственных властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые, будучи независимыми, в то же время контролируют, сдерживают и уравновешивают друг друга. Такую систему властных отношений называют принципом разделения властей. Законодательная власть принимает законы и решает принципиальные для развития страны вопросы. Исполнительная власть исполняет законы, принимая конкретные управленческие решения. Судебная власть следит за тем, чтобы в обществе, в том числе и всех ветвях власти, соблюдались общепринятые правовые нормы. В такой системе невозможно сосредоточение власти в одних руках, а значит, снижается вероятность злоупотреблений и установления чьей-либо диктатуры.



В процессе развития политичес­кой философии происходило формирование идеалов политичес­кого устройства общества. Современный политический идеал – это построение развитого гражданского общества и правового государства.



Гражданское общество включает несколько характеристик:

– это совокупность экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других негосударственных отношений;

– это связь между людьми через добровольно созданные негосударствен­ные объединения;

– это сфера свободной деятельности граждан, огражденная законами от прямого вмешательства со стороны орга­нов государственной власти. Гражданское общество формируется раньше государства и является самоорганизующейся и само­развивающейся системой. Постепенно развиваясь, оно заставляет государство меняться в сторону демократичности и строгого соблюдения законов.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом. В правовом государстве существует развитая правовая система, эффективный социальный контроль над политикой и властью. Отличительными признаками правового государства являются: верховенство закона; всеобщность права, связанность правом самого государства; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей; незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюде­нием прав и свобод граждан.

Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания.Политическое сознание – это со­вокупность знаний, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика. Одним из важнейших проявле­ний политического сознания является идеология. Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Идеология объединяет разные слои населения, определяет их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. В ней формируются государственно-нацио­нальные идеи, без которых нельзя добиться стабильного развития общества. Вместе с тем становление приоритетной национальной идеи не предпо­лагает переход к единой государственной идеологии, так как там, где ис­чезает плюрализм мнений и подходов и утверждается монополизм одного мнения, наступает конец демократи­и.

Для становления гражданского общества и правового государ­ства важно гармоничное взаимоотношение политики, морали и права. Можно выделить три основных модели взаимодействия между моралью и политикой:

– подчинение практической деятельности людей, включая политику, морали, что характерно для религиозных и гуманистических учений, а также этики и политики ненасилия;

– разрыв между политикой и моралью, что отразилось в принципе макиавеллизма «цель оправдывает средства» (Николо Макиавелли в XVI в. считал, что можно использовать все средства, включая насилие и убийство, для укрепления государ­ственной власти);

– достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью (на основе компромисса между политически целесообразным и гуманным решениями или по принципу выбора наименьшего зла).







Сейчас читают про: