Становление общественно-политической системы БССР в 1921-1941

Экономические и социально-правовые отношения в Речи Посполитой.

Решения Виленского сейма 1563 г. положили начало земской реформе: уравниванию в правах всей шляхты как в политическом, так и в судебном от­ношении. В результате и родовитые князья, и паны, и рядовая шляхта одного повета составили одно поветовое шля­хетское сообщество.

Сначала, как уже упоминалось, единицами местного управления и территориального деления были земли во главе с наместниками. Земли делились на волости и тиунства

В ходе реформы с целью усовершенствования административно-территориального деления было увеличено число воеводств и поветов. Последние становились центрами государственно-административной и общественно-политической жизни.

Представителем ад­министрации в повете был староста, который также назначался государем. Он был управляющим гос имений в повете и воз­главлял городской суд

Местные суды были реформированы на основе Статута 1566 г. Здесь суд был публичным, на который собиралось много людей, интересовав­шихся результатами рассмотрения дел. Шляхта принимала актив­ное участие в судебных заседаниях. В своих решениях суды почти всегда учитывали мнение общественности.

Важным событием в государственной жизни Великого княжества Ли­товского стало принятие Статута 1588 г. По существу, в нем игнорировались многие положения Люблинской унии. Помимо под­тверждения того, что ВкЛ — это самостоятель­ное государство со своими законодательством, территорией, администра­тивным аппаратом, финансами и войском, Статутом отменялось разреше­ние для поляков приобретать земельную собственность на территории ВкЛ. Согласно это­му главному закону шляхта Короны не могла занимать государственные и судебные посты в ВкЛ. На границе Великого княжества с Польшей взимались по­шлины.

Статут утверждал также и государственность бел языка на территории ВкЛ. Значение этого велико не только в плане противопоставления Польше, где языком правовых документов был латинский, но и в плане соохранения извечных на Беларуси восточносла­вянских духовных ценностей.

Таким образом, административно-правовые и социальные отношения в Великом княжестве Литовском в период вхождения его в состав Речи Посполитой отличались сложностью и противоречивостью. На их совер­шенствование была направлена земская реформа, в результате которой повет становился не только административной, военной и судебной, но и общественно-политической единицей, своеобразной избирательной кури­ей. Реформировались судебные инстанции, реорганизовывались предста­вительные органы - сеймы. Статутом 1588 г. завершался процесс кодифи­кации государственно-правовых актов. Провозглашалось право всех гра­ждан, включая простых (свободных) людей, выбирать депутатов в пове­товые сеймы. Для того времени реформы явились важным шагом в на­правлении демократизации общества, они закладывали юридические ос­новы для формирования правового государства.

Иностранная военная интервенция и первые годы мирного строительства показали важность и необходимость экономического, политического и культурного сотрудничества между советскими республиками – укрепление их государственного союза.

Его целесообразность диктовалась задачами:

1. изменении в общественно-политической системе;

2. восстановлении производственных сил;

3. создании однотипного хозяйства на основе новых принципов и имущественных отношений;

4. опасностью, исходившей от капиталистических держав.

Образовавшийся в годы интервенции военно-политический союз советских республик с:

· общим политическим,

· общим военным руководством,

· единой денежной системой,

· одинаковым общественно-политическим строем,

явился основой развития их государственного Союза.

В соответствии с потребностями жизни стали складываться двусторонние межреспубликанские договорные отношения. В.И. Ленин в качестве основы создания многонационального социалистического государства предложил добровольную федерацию в форме Союза Советских Социалистических Республик /СССР/ при сохранении суверенитета каждой из них.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I Всесоюзный съезд Советов, принявший:

· Декларацию об образовании СССР,

· Союзный договор /РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР/,

· Открыл дорогу социалистическому национально-государственному строительству в БССР,

· Могли объединиться этнические белорусские земли.

Появилась возможность укрупнить территорию Беларуси за счет территорий с преобладанием белорусского населения, которое оставалось в составе РСФСР. В марте 1924 г. в БССР были включены 15 уездов Витебской, Гомельской, Смоленской губерний. Территория увеличилась более чем в 2 раза и составила 110584 км2, 1926 г. к БССР еще присоединялись – Гомельский и Речицкий уезды – территория увеличилась еще на 15727 км2, население на 649 тыс. человек.

Эти акты повышали для БССР:

· Экономический,

· Национально-культурный потенциал;

· Закладывали основы взаимного доверия и дружбы народов СССР.

Особенностью общественно-политической жизни начала 20-х годов явилось оформление однопартийной системы. Правящая компартия укрепляла свои позиции. Определенную роль в положении рядов сыграла амнистия 1923 г. всем участникам антисоветских организаций и формирований, действовавших в 1918-1920 гг.

Год Кол-во членов партии /в тыс./ Социальный состав /в тыс./
рабочие крестьяне
  4,834 2,172  
  33,380 19,864 7,095

Партия постепенно брала под свой контроль всю общественно-политическую и культурную жизнь. Ко второй половине 20-х годов завершился процесс сращивания партийного и госаппарата, и создание иерархии из секретарей партийных органов. В большинстве это были люди субъективно честные, разделяющие идею создания справедливого социалистического общества. Однако, уровень их общей и политической культуры был крайне низким. В 1927 г. /данные партийной переписи/ 27,5% членов КП(б)Б не имели начального образования, а с высшим их было – 0,6 %. Начались перемены, убиравшие политику НЭПа и возвращение к административно-командным формам управления. Политические репрессии в Беларуси начались на рубеже 20-30-х гг. Но не нужно думать и представлять дело так, что в республике /в стране/ отсутствовали полностью демократические формы общественно-политической жизни.

В 20-е годы важной общественно-политической проблемой стало оживление деятельности Советов. Связано это было с переходом от войны к миру, передачей власти от чрезвычайных органов, к избирательным – Советам. 11 апреля 1927 г. принята новая Конституция БССР.

Она:

· юридически закрепила успехи народа в строительстве социализма,

· провозгласила республику социалистическим государством диктатуры пролетариата,

· закрепляла союз рабочих и крестьян,

· власть в республике принадлежит Советам,

· провозглашала избирательные и гражданские права трудящихся,

· полное, всестороннее, бесплатное образование для трудовых классов.

В 1921-1927 гг. становление советской общественно-политической системы в республике завершилось.

Однако, общественно-политическая жизнь становилась все более заорганизованной, подчиненной решениям партийных и советских органов.

В общественной жизни стал, как бы, узаконенным, выдвинутый И. Сталиным в 1937 году, принцип, что «..по мере укрепления социализма классовая борьба в стране будет усиливаться». Пропаганда была поставлена таким образом, что народ одобрял все действия партии и советской власти, верил в необходимость жестокой борьбы с «внутренними врагами, врагами социализма». Поэтому: с одной стороны, имели место самоотверженный труд народа во имя социализма, пафос социально-экономического развития, значительные достижения в развитии экономики, повышения жизненного уровня народа; с другой – последовательная борьба с малейшими проявлениями политического инакомыслия, уничтожение лучший представителей интеллигенции, рабочих и крестьян, военных кадров. Фактически устанавливался диктаторский режим не только одной партии, но главным образом ее руководителя И. Сталина. Эмоционально-идеологическим оформлением диктатуры стал культ его личности, культ вождя. В основе этих отрицательных явлений лежало утвердившаяся в 30-е годы административно-командная система руководства обществом, которая брала в свое начало еще в политике «военного коммунизма».

Отсутствие демократии в правящей партии (превращалось в жестко-централизованную организацию) приводило к свертыванию демократических процессов и в обществе в целом. В начале 30-х годов начали широко применять репрессии: в партии приводились так называемые «чистки». О беззакониях трудящиеся, как правило, не знали. Они с энтузиазмом поддерживали политику и все начинания партии и советской власти, самоотверженно трудились на благо своей Родины.

Значительным событием стало принятие Конституции БССР 1937 года вызванное изменениями в:

- политической системе общественные отношения стали социалистическими по форме, т.е. установилась общественно-государственная форма собственности на основные орудия и средства производства;

- социально экономической жизни (изменилась социально-классовая структура общества).

В Конституции были зафиксированы положения:

1. республика - социалистическая;

2. политическая основа – Советы;

3. ведущая роль – ведущего класса;

4. всеобщее избирательное право, при тайном голосовании;

5. равноправие граждан;

6. демократические права и свободы;

7. экономическая основа – социалистическая система хозяйства, соцсобственность, государственная, кооперативно-колхозная на орудия и средства производства;

8. запрещалась эксплуатации человека – человеком;

9. плановый принцип развития народного хозяйства;

10. женщинам – равные права с мужчинами;

11. закреплялись все права человека;

12. утверждалось увеличение общественного богатства, подъем материального и культурного уровня трудящихся, как цель социалистического производства;

13. каждый гражданин БССР – гражданин СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: