Экономические и социально-правовые отношения в Речи Посполитой.
Решения Виленского сейма 1563 г. положили начало земской реформе: уравниванию в правах всей шляхты как в политическом, так и в судебном отношении. В результате и родовитые князья, и паны, и рядовая шляхта одного повета составили одно поветовое шляхетское сообщество.
Сначала, как уже упоминалось, единицами местного управления и территориального деления были земли во главе с наместниками. Земли делились на волости и тиунства
В ходе реформы с целью усовершенствования административно-территориального деления было увеличено число воеводств и поветов. Последние становились центрами государственно-административной и общественно-политической жизни.
Представителем администрации в повете был староста, который также назначался государем. Он был управляющим гос имений в повете и возглавлял городской суд
Местные суды были реформированы на основе Статута 1566 г. Здесь суд был публичным, на который собиралось много людей, интересовавшихся результатами рассмотрения дел. Шляхта принимала активное участие в судебных заседаниях. В своих решениях суды почти всегда учитывали мнение общественности.
Важным событием в государственной жизни Великого княжества Литовского стало принятие Статута 1588 г. По существу, в нем игнорировались многие положения Люблинской унии. Помимо подтверждения того, что ВкЛ — это самостоятельное государство со своими законодательством, территорией, административным аппаратом, финансами и войском, Статутом отменялось разрешение для поляков приобретать земельную собственность на территории ВкЛ. Согласно этому главному закону шляхта Короны не могла занимать государственные и судебные посты в ВкЛ. На границе Великого княжества с Польшей взимались пошлины.
Статут утверждал также и государственность бел языка на территории ВкЛ. Значение этого велико не только в плане противопоставления Польше, где языком правовых документов был латинский, но и в плане соохранения извечных на Беларуси восточнославянских духовных ценностей.
Таким образом, административно-правовые и социальные отношения в Великом княжестве Литовском в период вхождения его в состав Речи Посполитой отличались сложностью и противоречивостью. На их совершенствование была направлена земская реформа, в результате которой повет становился не только административной, военной и судебной, но и общественно-политической единицей, своеобразной избирательной курией. Реформировались судебные инстанции, реорганизовывались представительные органы - сеймы. Статутом 1588 г. завершался процесс кодификации государственно-правовых актов. Провозглашалось право всех граждан, включая простых (свободных) людей, выбирать депутатов в поветовые сеймы. Для того времени реформы явились важным шагом в направлении демократизации общества, они закладывали юридические основы для формирования правового государства.
Иностранная военная интервенция и первые годы мирного строительства показали важность и необходимость экономического, политического и культурного сотрудничества между советскими республиками – укрепление их государственного союза.
Его целесообразность диктовалась задачами:
1. изменении в общественно-политической системе;
2. восстановлении производственных сил;
3. создании однотипного хозяйства на основе новых принципов и имущественных отношений;
4. опасностью, исходившей от капиталистических держав.
Образовавшийся в годы интервенции военно-политический союз советских республик с:
· общим политическим,
· общим военным руководством,
· единой денежной системой,
· одинаковым общественно-политическим строем,
явился основой развития их государственного Союза.
В соответствии с потребностями жизни стали складываться двусторонние межреспубликанские договорные отношения. В.И. Ленин в качестве основы создания многонационального социалистического государства предложил добровольную федерацию в форме Союза Советских Социалистических Республик /СССР/ при сохранении суверенитета каждой из них.
30 декабря 1922 г. в Москве открылся I Всесоюзный съезд Советов, принявший:
· Декларацию об образовании СССР,
· Союзный договор /РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР/,
· Открыл дорогу социалистическому национально-государственному строительству в БССР,
· Могли объединиться этнические белорусские земли.
Появилась возможность укрупнить территорию Беларуси за счет территорий с преобладанием белорусского населения, которое оставалось в составе РСФСР. В марте 1924 г. в БССР были включены 15 уездов Витебской, Гомельской, Смоленской губерний. Территория увеличилась более чем в 2 раза и составила 110584 км2, 1926 г. к БССР еще присоединялись – Гомельский и Речицкий уезды – территория увеличилась еще на 15727 км2, население на 649 тыс. человек.
Эти акты повышали для БССР:
· Экономический,
· Национально-культурный потенциал;
· Закладывали основы взаимного доверия и дружбы народов СССР.
Особенностью общественно-политической жизни начала 20-х годов явилось оформление однопартийной системы. Правящая компартия укрепляла свои позиции. Определенную роль в положении рядов сыграла амнистия 1923 г. всем участникам антисоветских организаций и формирований, действовавших в 1918-1920 гг.
Год | Кол-во членов партии /в тыс./ | Социальный состав /в тыс./ | |
рабочие | крестьяне | ||
4,834 | 2,172 | ||
33,380 | 19,864 | 7,095 |
Партия постепенно брала под свой контроль всю общественно-политическую и культурную жизнь. Ко второй половине 20-х годов завершился процесс сращивания партийного и госаппарата, и создание иерархии из секретарей партийных органов. В большинстве это были люди субъективно честные, разделяющие идею создания справедливого социалистического общества. Однако, уровень их общей и политической культуры был крайне низким. В 1927 г. /данные партийной переписи/ 27,5% членов КП(б)Б не имели начального образования, а с высшим их было – 0,6 %. Начались перемены, убиравшие политику НЭПа и возвращение к административно-командным формам управления. Политические репрессии в Беларуси начались на рубеже 20-30-х гг. Но не нужно думать и представлять дело так, что в республике /в стране/ отсутствовали полностью демократические формы общественно-политической жизни.
В 20-е годы важной общественно-политической проблемой стало оживление деятельности Советов. Связано это было с переходом от войны к миру, передачей власти от чрезвычайных органов, к избирательным – Советам. 11 апреля 1927 г. принята новая Конституция БССР.
Она:
· юридически закрепила успехи народа в строительстве социализма,
· провозгласила республику социалистическим государством диктатуры пролетариата,
· закрепляла союз рабочих и крестьян,
· власть в республике принадлежит Советам,
· провозглашала избирательные и гражданские права трудящихся,
· полное, всестороннее, бесплатное образование для трудовых классов.
В 1921-1927 гг. становление советской общественно-политической системы в республике завершилось.
Однако, общественно-политическая жизнь становилась все более заорганизованной, подчиненной решениям партийных и советских органов.
В общественной жизни стал, как бы, узаконенным, выдвинутый И. Сталиным в 1937 году, принцип, что «..по мере укрепления социализма классовая борьба в стране будет усиливаться». Пропаганда была поставлена таким образом, что народ одобрял все действия партии и советской власти, верил в необходимость жестокой борьбы с «внутренними врагами, врагами социализма». Поэтому: с одной стороны, имели место самоотверженный труд народа во имя социализма, пафос социально-экономического развития, значительные достижения в развитии экономики, повышения жизненного уровня народа; с другой – последовательная борьба с малейшими проявлениями политического инакомыслия, уничтожение лучший представителей интеллигенции, рабочих и крестьян, военных кадров. Фактически устанавливался диктаторский режим не только одной партии, но главным образом ее руководителя И. Сталина. Эмоционально-идеологическим оформлением диктатуры стал культ его личности, культ вождя. В основе этих отрицательных явлений лежало утвердившаяся в 30-е годы административно-командная система руководства обществом, которая брала в свое начало еще в политике «военного коммунизма».
Отсутствие демократии в правящей партии (превращалось в жестко-централизованную организацию) приводило к свертыванию демократических процессов и в обществе в целом. В начале 30-х годов начали широко применять репрессии: в партии приводились так называемые «чистки». О беззакониях трудящиеся, как правило, не знали. Они с энтузиазмом поддерживали политику и все начинания партии и советской власти, самоотверженно трудились на благо своей Родины.
Значительным событием стало принятие Конституции БССР 1937 года вызванное изменениями в:
- политической системе общественные отношения стали социалистическими по форме, т.е. установилась общественно-государственная форма собственности на основные орудия и средства производства;
- социально экономической жизни (изменилась социально-классовая структура общества).
В Конституции были зафиксированы положения:
1. республика - социалистическая;
2. политическая основа – Советы;
3. ведущая роль – ведущего класса;
4. всеобщее избирательное право, при тайном голосовании;
5. равноправие граждан;
6. демократические права и свободы;
7. экономическая основа – социалистическая система хозяйства, соцсобственность, государственная, кооперативно-колхозная на орудия и средства производства;
8. запрещалась эксплуатации человека – человеком;
9. плановый принцип развития народного хозяйства;
10. женщинам – равные права с мужчинами;
11. закреплялись все права человека;
12. утверждалось увеличение общественного богатства, подъем материального и культурного уровня трудящихся, как цель социалистического производства;
13. каждый гражданин БССР – гражданин СССР.