Существует ряд преимуществ малого бизнеса, которые должен четко представлять начинающий предприниматель, чтобы учитывать их при создании своей фирмы, в дальнейшей ее работе:
Сравнительно низкая капиталоёмкость и поэтому широкая доступностъ населению;
Независимость действий. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю;
Быстрая адаптация на внешнем рынке;
Более низкие операционные расходы. Сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы;
Массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство различных товаров и услуг;
Ориентация на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
Мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
Быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
|
|
Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса;
Способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность малым предприятиям быстрее и с меньшими затратами, чем крупным предприятиям, реагировать на конъюнктурные изменения в товарах и услугах, технологических процессах и на рынках;
Долгосрочные выгоды. Если дела идут успешно, предприниматель всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости;
Сохранение предпринимательского духа. В малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры).
Значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
Однако малые предприятия (МП) обладают рядом существенных конкурентных недостатков, обуславливающих высокий процент банкротств по сравнению с крупными.
Среди слабых сторон МП можно выделить следующие:
Слабый уровень диверсификации продукции (расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств е целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства);
Невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);
|
|
Зависимость от крупных компаний;
Слабая компетентность руководителей;
Неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;
Высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
Невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность МП для крупных специалистов.
Проанализировав преимущества и недостатки малого бизнеса, можно сделать вывод, что сильных сторон значительно больше. МП продают потребителям большую часть продукции, выпускаемой крупными производителями. Кроме того, они обеспечивают крупные предприятия множеством необходимых услуг, материалов и сырья, потому что крупные предприятия не могут осуществлять поставки так дешево, как МП.