Тема 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Цели, задачи и функции государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс — целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия — «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.
|
|
Содержание государственной политики составляет совокупность целей, задач, приоритетов развития, программ, которые разрабатывают и реализуют органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества. Процесс формирования и реализации государственной политики называется «политическим циклом» и включает несколько этапов. Содержание первого этапа (инициирование политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений. Второй
этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования. На третьем этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль. Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.
Мировой опыт свидетельствует о существовании различных моделей разработки государственной политики.
1. Модель «сверху—вниз» предполагает, что государственные
решения принимаются на высших уровнях государственного
управления, а низовые уровни — пассивные исполнители по
литики.
2. Модель «снизу—вверх» предполагает, что формирование
государственной политики начинается с низовых структур
управления при активном привлечении граждан, обществен
ных институтов.
|
|
3. «Централизованная модель» предполагает, что политика
формируется и реализуется силами бюрократического аппарата
без привлечения институтов гражданского общества, без учета
общественного мнения.
4. «Демократическая модель» предполагает, что при сохра
нении централизованного управления государство создает
условия для активизации деятельности граждан, используя
механизмы привлечения к разработке государственной по
литики граждан и общественных объединений.
Ни одна из основных моделей разработки государственной политики не встречается в «чистом» виде; на практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования государственной политики.
1. Перспективный подход — планированию и реализации
политики предшествует анализ тенденций и прогнозирование
развития ситуации («работа на опережение»)..
2. Реагирующий подход — конкретные действия по разработке
и реализации политики начинаются после того, как проблема
приобрела определенный масштаб.
3. Рациональный подход основан на использовании экономи
ко-математических методов и принципа рациональности.
4. Антикризисный подход — все усилия субъектов политики
направлены на преодоление критической ситуации.
11с.кшисимо от типа и модели государственной политики, (П mm, кикой подход к решению проблем лежит в ее основе, пи у/нцм Шейнин политика должна удовлетворять определен-