Проблема определения компетенции органов местного самоуправления является одной из ключевых для формирования правовой основы местного самоуправления и организации деятельности местной власти. Более того, эффективность всей публичной системы власти находится в зависимости от рационального распределения компетенции между ее уровнями.
Сфере компетенции местного самоуправления посвящена ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которой основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Пункт 2 ст. 4 Хартии предусматривает полную свободу действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом,
для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другогр органа.
Закрепляя основы компетенции местного самоуправления, Конституция в ст. 130 вводит понятие вопросов местного значения и в ст. 132 предоставляет органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Кроме того, та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
|
|
На основании данных положений можно сделать вывод о выделении для местного самоуправления двух видов компетенции — собственной и делегированной. Собственная компетенция устанавливается законами (Конституцией, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровня. Делегированная компетенция является государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной местному самоуправлению (муниципальному образованию) федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно.
Важнейшие задачи местного самоуправления определены и в других статьях Конституции. Так, согласно ст. 40, «органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище», «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из... муниципальных... жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Статья 41 предусматривает, что «медицинская помощь в... муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается жителям бесплатно». В ст. 43 гарантируется «общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». В развитие Конституции Закон о местном самоуправлении 2003 г. в главе 3 устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по их решению;
|
|
глава 4 предусматривает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Такой подход законодателя к формированию компетенции местного самоуправления позволяет установить минимально необходимый перечень функций и полномочий, свойственный его природе и гарантированный Федеральным законом, уточнить его применительно к особенностям субъекта РФ и муниципального образования, а также передать на уровень местного самоуправления отдельные полномочия, свойственные государственным органам, но наиболее эффективно исполняемые на местном уровне, с сохранением государственного контроля за исполнением этих полномочий.
Под вопросами местного значения в названном Законе понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Указанный закон детально разграничивает вопросы местного значения по каждому уровню территориальной организации местного самоуправления (поселение, муниципальный район, городской округ) в соответствии с объективными возможностями муниципального образования и требованиями государственной политики в различных сферах. Он также предусматривает, что муниципальные образования вправе решать иные вопросы, не исключенные из их компетенции и не отнесенные к компетенции других муниципальных образований и органов государственной власти, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
Вопросы местного значения можно сгруппировать по направлениям деятельности:
1) управление муниципальной собственностью и местными
финансами (формирование, утверждение, исполнение бюджета
поселения и контроль за исполнением данного бюджета; уста
новление, изменение и отмена местных налогов и сборов по
селения; владение, пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в муниципальной собственности поселения);
2) организация, содержание и развитие муниципальных
служб: предприятий и учреждений, связанных с Ьбеспечением
жизнедеятельности населения в различных сферах местной
жизни, создание условий для удовлетворения потребностей
населения в различного рода услугах (организация предо
ставления коммунальных услуг; транспортное обслуживание
и дорожное строительство; обеспечение жильем; создание условий предоставления услуг связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, культуры; создание условий для организации досуга, массового отдыха, занятия физической культурой и спортом; организация благоустройства и озеленения, вывоза мусора и др.).
Выделяют следующие критерии определения принадлежности властных полномочий к вопросам местного значения: 1) вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, должны касаться, прежде всего, интересов населения соответствующей территории; 2) решаемые органами местного самоуправления вопросы должны составлять необходимый компонент повседневной жизни населения (жилье, городской транспорт, коммунальное обслуживание и т.п.); 3) решение данных вопросов может быть осуществлено исключительно по месту жительства граждан, где для этого созданы необходимые условия и механизмы; 4) реализация стоящих перед органами местного самоуправления задач требует подключения общественного компонента в виде органов территориального общественного самоуправления и других общественных формирований населения; 5) способность населения проконтролировать исполнение и объективно оценить результаты решения этих вопросов1.
|
|
Вопросы местного значения являются одной из составляющих компетенции органов местного самоуправления и дают представление о сферах и направлениях их деятельности. Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями.
Наиболее значимыми законодательно закрепленными полномочиями органов местного самоуправления являются:
1) принятие устава муниципального образования и внесе
ние в него изменений и дополнений, издание муниципальных
правовых актов;
2) установление официальных символов муниципального
образования;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений,
финансирование муниципальных учреждений, формирование
и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муни
ципальными предприятиями и учреждениями;
1 См.: Уваров АЛ. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти // Журнал Российского права. 2002. № 1. С. 43.
5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций
коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары
и услуги организаций коммунального комплекса — производи
телей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения),
тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструк
туры, тарифов организаций коммунального комплекса на под
ключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций
коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для
потребителей;
6) организационное и материально-техническое обеспе
чение подготовки и проведения муниципальных выборов,
местного референдума, голосования по отзыву депутата, чле
на выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления, голосования
по вопросам изменения границ муниципального образования,
преобразования муниципального образования;
|
|
7) принятие и организация выполнения планов и программ
комплексного социально-экономического развития муници
пального образования, а также организация сбора статисти
ческих показателей, характеризующих состояние экономики
и социальной сферы муниципального образования, и предо
ставление указанных данных органам государственной власти
в порядке, установленном Правительством РФ;
8) учреждение печатного средства массовой информации
для опубликования муниципальных правовых актов, обсуж
дения проектов муниципальных правовых актов по вопросам
местного значения, доведения до сведения жителей муници
пального образования официальной информации о социаль
но-экономическом и культурном развитии муниципального
образования, о развитии его общественной инфраструктуры
и иной официальной информации;
9) осуществление международных и внешнеэкономических
связей в соответствии с федеральными законами.
Объем полномочий органов местного самоуправления в тех сферах, где они действуют совместно с органами государственной власти, устанавливается и в отраслевых федеральных законах.
В настоящее время наблюдается несколько тенденций в регулировании федеральными законами полномочий органов местного самоуправления:
1. Некоторые законы гораздо шире определяют компетенцию органов местного самоуправления по предмету регулирования данного закона, чем это сделано в Законе о местном самоуправ-
лении 2003 г. Это характерно для Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральных законов от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Законов РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
и др.
2. В законах, принятых после вступления в силу Конституции, чаще всего закрепляется норма о том, что местное самоуправление в пределах своей компетенции самостоятельно решает соответствующие вопросы. Однако эти пределы не определены, поскольку Закон о местном самоуправлении 2003 г. не упоминает о данной сфере деятельности. Это касается Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
3. Немалая часть предметов ведения местного самоуправления, предусмотренных в Законе о местном самоуправлении 2003 г., получила необходимую конкретизацию в соответствующих отраслевых федеральных законах только в 2004 г. («О связи», «О почтовой связи», «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
В настоящее время большинство отраслевых федеральных законов приведено в соответствие с перечнем вопросов местного значения Федеральными законами от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» и от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».
Федеральное законодательство не регламентирует весь объем полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, предоставляя это право законодательству субъектов РФ и нормативно-правовым актам муниципальных образований. Полномочия органов местного самоуправления должны закрепляться в уставе муниципального образования.
13.3. Организационная структура местной администрации: направления совершенствования
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.
Под организационной структурой понимается состав и со-подчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления'.
Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.
На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются:
1. Тип муниципального образования. Он предопределяет
перечень вопросов местного значения, из которого складыва
ются полномочия администрации.
2. Цели и задачи социально-экономического развития му
ниципального образования. В зависимости от выбранных при
оритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на
1 См.: Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. СПб., 2005. С. 370.
которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач.
3. Размер территории, численность и состав населения
муниципального образования. В крупных городах выстраива
ются более сложные структуры администрации, предусматрива
ющие, в том числе, и наличие территориальных структурных
подразделений.
4. Уровень развития производства и рыночной инфра
структуры. В более развитом в указанном отношении муни
ципальном образовании существует больше возможностей для
аутсорсинга, т.е. передачи отдельных функций администрации,
не носящих властного характера, более эффективному ис
полнителю.
5. Различные местные особенности — географические,
природные, демографические, исторические. Они определяют
необходимость создания структурных подразделений, которые
не являются типичными по функциональному назначению и
могут отсутствовать в большинстве муниципальных образо
ваний.
Помимо перечисленных, на организационную структуру местной администрации оказывают значительное влияние внутренние факторы, такие, как личностные качества руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-техническое оснащение администрации
и др.
В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации: 1) вопросы социально-экономического развития территории; 2) вопросы муниципального хозяйства; 3) финансовые вопросы; 4) социальные вопросы; 5) административно-организационные вопросы; 6) исполнение переданных государственных полномочий.
Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
7 Гегедюш
Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:
1) руководящее звено: главу администрации, заместителей
главы, в числе которых может быть первый заместитель;
2) структурные подразделения, которые могут находиться в
подчинении главы администрации, одного из его заместителей
или в соподчинении между собой:
— отраслевые структурные подразделения, ведающие от
дельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-
коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохра
нение, транспорт и т. д.);
— функциональные структурные подразделения, испол
няющие одну или несколько функций во всех отраслях (эко
номическая служба, финансовый орган, орган по управлению
муниципальным имуществом и др.);
3) территориальные органы (например, для города с рай
онным делением);
4) аппарат администрации, обеспечивающий и организую
щий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная
службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан,
собственная бухгалтерия и др.
Подобные организационные структуры называют линейно-функциональных из-за основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми (линейными) и функциональными структурными подразделениями. Первые являются, как правило, инициаторами принятия решений, а вторые исполняют функции экспертизы, согласования проектов решений.
В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования.
1, Департаменты — функционально-отраслевые струк
турные подразделения, осуществляющие исполнительные,
распорядительные и контрольные функции в определенной
отрасли или сфере управления муниципальным образованием
и определяющие концептуальное развитие в данной сфере (от
расли); возглавляются заместителями главы администрации.
2. Управления — относительно самостоятельные структур
ные подразделения местной администрации, обеспечивающие
определенное направление деятельности местной администрации; вправе издавать акты управления.
3. Комитеты — структурные подразделения, созданные и
функционирующие на постоянной основе по приоритетному
направлению деятельности администрации.
4. Отделы — структурные подразделения местной админи
страции, осуществляющие оперативные, либо вспомогатель
ные функции.
5. Сектора — организационно не обособленные структурные
подразделения отдела (реже — управления), осуществляющие
исполнительную деятельность и формируемые для решения
однородных задач, как правило, на протяжении определенного
периода времени.
6. Комиссии — создаются на определенный срок для решения
какой-либо проблемы.
Вместе с тем указанный перечень не является унифицированным, и на практике зачастую проявляется значительное несоответствие наименований структурных подразделений, их места в организационной структуре и исполняемых функций. В современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию, ориентации на цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям внешней среды, объекта управления, потребностей граждан.
Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обусловливают необходимость формирования новых — проектных (программно-целевых) структур, основанных на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений в качестве главных исполнителей конкретной задачи на определенный период времени.
При таком подходе для решения приоритетных вопросов развития муниципального образования разрабатываются целевые программы, представляющие собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Для реализации программы предусматривается выделение необходимых ресурсов и формирование временного коллектива работников, которые на период действия программы находятся в некоторой степени в двойном подчинении: своему непосредственному руководителю и ответственному исполнителю программы. Как правило,
проектные структуры образуются в администрациях в виде комиссий и рабочих групп.
Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач).
При реорганизации существующих организационных структур местных администраций следует иметь в виду, что любые действия, направленные на организационные изменения, неизменно наталкиваются на сопротивление самой организации как социальной системы, ориентированной не на развитие, а на стабильность и выживание. Поэтому попытки радикального совершенствования организационной структуры не только не достигнут желаемых результатов повышения эффективности деятельности, но и способны повлечь разрушительные последствия. Залогом успеха в организационных изменениях является комплексный научный подход, основанный на соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным изучением системы «изнутри».
"При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:
—целесообразность и логика, четкое разграничение функ
циональных блоков;
—избежание дублирования и параллелизма;
—полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов
местного значения местной администрацией в целом;
—результативность, что предусматривает возможность
оценки (измерения) достигаемого результата работы;
—достаточность обеспечения, что предполагает предостав
ление структурному подразделению для надлежащего вьшол-
нения им своих функциональных обязанностей в достаточном
объеме материального, правового, информационного и других
видов обеспечения;
—системность и взаимосвязь с другими подразделениями,
т.е. учет при описании функций структурного подразделения
его взаимосвязей с другими структурами;
—структурирование (детализация), т.е. разделение функции
структурного подразделения на функции отдельных специ
алистов, которые вменены им в виде должностных обязан
ностей;
—эффективность, что означает достижение обозначенной
цели и решение задач подразделения с наименьшими затра
тами;
— недопущение принципа создания структур «под лю
дей»;
— унифицированный подход к формированию структур и
определению штатной численности органов местного самоу
правления1.
Очевидно, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.