Социальное развитие Московской Руси

В период Московской Руси территориальная община вступила в новую фазу своего развития – захватная община превратилась в уравнительную общину, которую в зарубежной историографии часто называют русской. Суть превращения состояла в усилении контроля общины над индивидуальным землепользованием, в то время как в Западной Европе, напротив, община начинает разлагаться. Причины трансформации общины в России: нехватка свободных земель (вследствие формирования барщинного хозяйства и увеличения феодального, в первую очередь – поместного землевладения) и увеличение повинностей (что заставляло общинников стремиться к равномерной раскладке податей).
Признаки уравнительной общины:

уравнительное обязательное наделение пахотной землей; наделы предоставлялись общиной, а не захватывались, как ранее; площадь надела зависела от числа едоков в семье; землей наделялись все общинники по норме, независимо от их желания;

чересполосица; надел общинника состоял физически из нескольких полос, находящихся в разных рельефных зонах на землях разного качества;

регулярные переделы пахотных наделов; поскольку число едоков в семьях менялось, раз в несколько лет в общине переделяли наделы;

отчуждение земли с согласия общины; даже внутри общины между общинниками никакие сделки с землей были невозможны без согласия всех общинников;

наследственная принадлежность к общине; выход из общины был ограничен, общинники препятствовали выходу, т.к. это означало увеличение податей для остальных.

Важнейший социальный процесс Московской Руси – формирование крепостного права. Закрепощение крестьян – это прикрепление владельческих крестьян (тех крестьян, которые жили на землях церкви, вотчинников и помещиков) к земле, т.е. ограничение их свободы передвижения.

Причин закрепощения крестьян историки выделяют множество, наиболее существенные из них:

необходимость усиления армии; государство было заинтересовано в том, чтобы крестьяне не покидали, прежде всего, помещичьи земли, поскольку помещики – воины, основа русской армии – содержались и снаряжались за счет своих крестьян;

необходимость повышения налогов; жители свободных земель платили налоги государству, жители вотчин платили феодальную ренту владельцам земли, помещичьи же крестьяне платили и государству (поскольку земля помещиков – изначально государственная), и помещикам, выступая своего рода субарендаторами; естественно, что помещичьи крестьяне старались уйти либо на свободные, либо на вотчинные земли; в последнем случае государство теряло налогоплательщиков.

Причины введения крепостного права. Н.П. Павлов-Сильванский, верный своей идее о полной идентичности русского и западноевропейского феодализма, доказывал, что и до официального введения крепостного права оно, в сущности, уже было в России. В.О. Ключевский указывал, что русские крестьяне убегали от помещиков на земли монастырей, которые имели особые привилегии, чем и привлекали людей. Но от этих переходов происходили большие неудобства для общественного порядка и государственного хозяйства и особенно для хозяйства мелких служилых землевладельцев, у которых богатые вотчинники и помещики сманивали крестьян, оставляя их без рабочих рук, следовательно, без средств исправно отбывать государственную службу. А.П. Щапов утверждал, что крестьяне вследствие обеднения почвы и частых неурожаев для собственного прокормления, уплаты долгов и государственных налогов сами закабалялись в вечные холопы, что и стало основой крепостного права. Г.В. Вернадский прямо указывал на то, что поместья служилых людей способны были обеспечить своих владельцев и снарядить их на военную службу лишь при том условии, чтоб это не были пустые земли. Необходимо было обеспечить эти земли людьми, которые «сидели» бы на них и их обрабатывали. В советское время в соответствии с марксистской методологией, считалось, что крепостное право было установлено феодалами для того, чтобы было удобнее и легче эксплуатировать крестьян и держать их под контролем.

Крепостное право устанавливалось постепенно, в течение полутора столетий:

в 1497 г. Судебником Ивана III впервые был ограничен выход крестьян от помещиков правилом Юрьева дня, сверх того, уходящие крестьяне должны были заплатить пожилое (компенсацию за потерю работника);

в 1550 г. Судебником Ивана IV правило Юрьева дня было подтверждено, а пожилое увеличено;

в 1581 г., после опричнины, в конце Ливонской войны, когда экономика страны находилась в тяжелом состоянии, а крестьяне массами уходили с обжитых земель в поисках лучшей доли, Иван Грозный ввел заповедные лета (т.е. годы, когда правило Юрьева дня не действовало); фактически это означало запрещение перехода крестьян;

в 1592 г. были составлены писцовые книги, которые позволяли контролировать наличие крестьян;

в 1597 г. был принят первый указ об урочных летах (если крестьянин убежал от помещика в течение пяти лет после составления писцовых книг (1592-1597 гг.) его искали и возвращали на прежнее жительство со всем нажитым имуществом);

в годы Смуты, в 1607 г., когда побеги крестьян участились, все 15 лет с момента составления писцовых книг были объявлены урочными;

в 1649 г. Соборное Уложение ввело бессрочный сыск беглых крестьян (т.е. все годы стали урочными); сверх того, крепостное состояние стало наследственным.

Результатом формирования крепостного права было обострение социальных противоречий в XVII в.: многочисленные народные восстания, самое крупное из которых – II крестьянская война С. Разина (1669-1671 гг.).

«Бунташный век». Становление крепостного права, социальная дифференциация населения, усиление налогового гнета вызывали народный протест. XVII в. – век крупных народных восстаний. Крупнейшими из них в середине и второй половине этого века были городские восстания 1648-1650 гг., «медный бунт» 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1669-1671 гг. и восстания «раскольников».

Городские восстания 1648-1650 гг. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Главными движущими силами этих восстаний были «молодшие посадские люди» и стрельцы. Все началось с того, что в поисках новых средств для пополнения царской казны правительство по совету думного дьяка Н. Чистого в 1646 г. заменило прямые налоги налогом на соль, подорожавшую тотчас же почти втрое. Соляной налог был отменен в декабре 1647 г., но вместо доходов, поступавших в казну от продажи соли, правительство возобновило сбор прямых налогов – стрелецких и ямских денег, требуя уплаты их за два года. Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. («соляной бунт»). Восставшие заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования. Восстания охватили также ряд северных и южных городов – Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др. В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам. Реакцией правительства на городские восстания стало издание Соборного Уложения. Однако оно не удовлетворило широкие круги посадских людей и крестьян. Новые восстания произошли в Пскове и Новгороде в 1650 г. Поводом к восстанию явилась спекуляция хлебом, которая проводилась по прямому предписанию властей. Главное участие в восстаниях приняли посадские люди и стрельцы. Новгород продержался не более месяца и покорился царскому воеводе князю И. Хованскому, который тотчас же посадил в тюрьму многих участников восстания. Псков продолжал бороться и успешно отбивал нападения подошедшего к его стенам царского войска. Большинство пригородов Пскова присоединилось к восставшим. Правительство вынуждено было созвать Земский собор, который постановил отправить в Псков делегацию выборных людей. Делегация уговорила псковичей сложить оружие, обещав амнистию восставшим.

Восстание, получившее название «медного бунта», произошло в Москве в 1662 г. Ввиду недостатка серебряных денег правительство решило выпускать медную копейку, приравненную по стоимости к серебряным деньгам. Первоначально медные деньги принимались охотно, но их стали выпускать в чрезмерном количестве. К тому же появились фальшивые деньги, которые чеканились с ведома ответственных за чеканку монеты бояр. Недовольство посадских людей вылилось в большое восстание. Царь Алексей Михайлович обещал расследовать дело о медных деньгах, но тотчас же вероломно нарушил свое обещание. Вызванные им войска учинили жестокую расправу с восставшими, убитых, раненых, либо посаженных в тюрьму было больше 7 тыс.

Наиболее мощным народным восстанием XVII в. была крестьянская война 1669-1671 гг. под предводительством Степана Разина. Тяжелое положение крестьян приводило к усилению побегов на окраины. Крестьяне уходили в отдаленные места на Дон и в Поволжье, туда, где жили казаки. Здесь скапливалось большое количество людей, враждебных государству. Начало крестьянской войны было положено на Дону. Беднейшие казаки предприняли поход к берегам Крыма и Турции. Но домовитое (богатое) казачество помешало им прорваться к морю, боясь военного столкновения с турками. Казаки во главе с атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным перебрались на Волгу и стали грабить торговые суда. Беспрепятственно проплыв мимо Царицына и Астрахани, казаки вошли в Каспийское море и направились к устью реки Яика (Урала). Разин занял Яицкий городок (1667 г.), к его войску присоединились многие яицкие казаки. На следующий год отряд Разина на 24 судах направился к берегам Ирана за добычей. Затем казаки вернулись в Астрахань и распродали здесь захваченную добычу. Удачный морской поход на Яик и к берегам Ирана резко повысил авторитет Разина среди населения Дона и Поволжья, и в 1669 г. он решился на открытое выступление, начав собирать армию из беглых, холопов, гулящих людей. Весной 1670 г. Разин захватил Астрахань, затем пошел вверх по Волге. Восстание охватило Саратов, Самару, Симбирск, Саранск, Пензу, Алатырь, Козьмодемьянск. Правительство срочно мобилизовало 60-тысячное поместное войско. В Москве был установлен строгий полицейский режим, так как боялись волнений среди городских низов. Решительное столкновение между восставшими и царскими войсками произошло под Симбирском. Войска Разина потерпели поражение. Рассчитывая набрать новое войско, Разин отправился на Дон, но там был схвачен самими казаками и отвезен в Москву, где был казнен июне 1671 г. Поводом к церковному расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Правительство поддерживало начинания патриарха Никона, проводящего церковную реформу. Несмотря на то, что церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана, его реформа продолжилась. С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, отвергающую церковные реформы Никона. После собора 1666 г. на сторонников раскола обрушились гонения. Однако справиться с расколом было нелегко, так как он находил поддержку среди крестьян и посадских людей. Открытое сопротивление царским войскам оказал Соловецкий монастырь. Осада Соловецкого монастыря длилась восемь с лишним лет (1667-1676). Монастырь был взят лишь в результате измены.

В результате социальных процессов, происходивших в России, общество резко дифференцировались – царь и его окружение (бояре, высшие церковные иерархи) представляли собой слой населения, ничем не ограниченный в своих действиях. С другой стороны, формируются основы будущих сословий: служилые люди (дворяне, боярские и царские слуги); черные люди (свободные крестьяне (черносошные) и посадские); крепостные (вотчинные, поместные, дворцовые и монастырские крестьяне) и близкие им холопы. Особую социальную группу составляли казаки.

Казачество – этническая, социальная и историческая общность. Традиционно казачество рассматривается как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Казачество зародилось в ходе Золотой Орды. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А.А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в ХХ веке аргументированной критике. Но и теория местного происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое – «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Речи Посполитой. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Хлебопашеством заниматься воспрещалось. Одним из важнейших источников существования являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Итак, в период Московской Руси сформировалась уравнительная (русская) община; установилось крепостное право; сложились основы будущих сословий, т.е. сложились основные социально-экономические особенности России.

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЦАРСТВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: