Анализ эффективности использования товарных запасов

Запасы в торговле как составная часть материальных ресурсов призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением и управлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса обращения. Как известно, запасы могут существовать в виде: средств производства; индивидуального потребления и товарного.

Товарный запас – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.

Необходимость образования запасов объясняется условиями транспортирования и реализации товаров, изменениями предложения и спроса, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров и т.д.

Качество и результаты анализа как всей хозяйственно-финансовой деятельности торговой организации, так и товарных запасов зависят от качества и полноты предоставляемой отчетности и учета. Отсутствие необходимой экономической информации о товарных запасах затрудняет их анализ. В интересах эффективного управления товарными запасами требуется полная экономическая информация как по товарным запасам в целом, так и в ассортиментном разрезе.

Анализ товарных запасов осуществляется на основе финансовой бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности, материалов текущего бухгалтерского учета, отчетов материально ответственных лиц, данных инвентаризаций, выборочных обследований и т.д.

Источниками анализа товарных запасов являются:

-бухгалтерский баланс по основной хозяйственной деятельности торговой организации (ф. № 1), в котором отражается общая сумма товаров по покупной стоимости. Для определения товарного запаса по фактической себестоимости к этой сумме прибавляются издержки обращения на остаток товаров, а для расчета товаров по продажным ценам еще добавляется торговая надбавка;

-отчеты материально ответственных лиц, по которым рассчитывается и анализируется размещение товарных запасов торговой организации по ее структурным подразделениям;

-Формы стат.отчетности.

Задачи анализа товарных запасов:

1. определение уровня обеспеченности предприятия товарными ресурсами и товарными запасами в частности;

2. расчет влияния факторов определяющих их размер и структуру;

3. выявление сверхнормативных (дефицитных) товарных запасов;

4. установление степени ритмичности поставок товарных запасов;

5. изучение показателей эффективности использования товарных запасов и их влияние на финансовые результаты.

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:

- объемом и структурой розничного товарооборота;

- соотношением спроса и предложения на товар;

- организацией закупок товаров (звенность товародвижения, спо­соб доставки и т.п.);

- уровнем цен и их динамикой;

- физико-химическими свойствами товаров;

- состоянием материально-технической базы предприятия и др.

Эффективность товарных запасов оценивается с помощью ряда показателей.

Причем эффективность использования товарных ресурсов может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю при­были:

Коэффициенты Э1 и Э2 показывают суммы товарооборота и при­были, полученных на каждый рубль, вложенный в товарные ресур­сы.

Чаще всего эффективность использования товарных запасов характеризуется временем обращения товаров в днях и скоростью обращения товаров в оборотах.

Рост показателя оборачиваемости в днях свидетельствует о замедлении оборачиваемости:

Увеличение коэффициента оборачиваемости в оборотах в динамике говорит об ускорении оборачиваемости (исходя из оборачиваемости в днях можно определить сколько требуется товарных запасов):

,

где Д – количество дней в периоде.

В процесс проведения анализа товарных запасов необходимо определить сумму высвобожденных (дополнительно вовлеченных) средств в оборот и сумму дополнительной прибыли (ее потери) в случае ускорения (замедления) товарооборачиваемости:

где - коэффициент рентабельности прибыли от продаж отчетного года, в единицах.

Изменение оборачиваемости в днях в целом по предприятию будет зависеть от такого фактора как структура товарооборота.

Влияние этого фактора можно измерить с помощью метода процентных чисел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: