Запасы в торговле как составная часть материальных ресурсов призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением и управлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса обращения. Как известно, запасы могут существовать в виде: средств производства; индивидуального потребления и товарного.
Товарный запас – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.
Необходимость образования запасов объясняется условиями транспортирования и реализации товаров, изменениями предложения и спроса, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров и т.д.
Качество и результаты анализа как всей хозяйственно-финансовой деятельности торговой организации, так и товарных запасов зависят от качества и полноты предоставляемой отчетности и учета. Отсутствие необходимой экономической информации о товарных запасах затрудняет их анализ. В интересах эффективного управления товарными запасами требуется полная экономическая информация как по товарным запасам в целом, так и в ассортиментном разрезе.
Анализ товарных запасов осуществляется на основе финансовой бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности, материалов текущего бухгалтерского учета, отчетов материально ответственных лиц, данных инвентаризаций, выборочных обследований и т.д.
Источниками анализа товарных запасов являются:
-бухгалтерский баланс по основной хозяйственной деятельности торговой организации (ф. № 1), в котором отражается общая сумма товаров по покупной стоимости. Для определения товарного запаса по фактической себестоимости к этой сумме прибавляются издержки обращения на остаток товаров, а для расчета товаров по продажным ценам еще добавляется торговая надбавка;
-отчеты материально ответственных лиц, по которым рассчитывается и анализируется размещение товарных запасов торговой организации по ее структурным подразделениям;
-Формы стат.отчетности.
Задачи анализа товарных запасов:
1. определение уровня обеспеченности предприятия товарными ресурсами и товарными запасами в частности;
2. расчет влияния факторов определяющих их размер и структуру;
3. выявление сверхнормативных (дефицитных) товарных запасов;
4. установление степени ритмичности поставок товарных запасов;
5. изучение показателей эффективности использования товарных запасов и их влияние на финансовые результаты.
Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:
- объемом и структурой розничного товарооборота;
- соотношением спроса и предложения на товар;
- организацией закупок товаров (звенность товародвижения, способ доставки и т.п.);
- уровнем цен и их динамикой;
- физико-химическими свойствами товаров;
- состоянием материально-технической базы предприятия и др.
Эффективность товарных запасов оценивается с помощью ряда показателей.
Причем эффективность использования товарных ресурсов может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:
Коэффициенты Э1 и Э2 показывают суммы товарооборота и прибыли, полученных на каждый рубль, вложенный в товарные ресурсы.
Чаще всего эффективность использования товарных запасов характеризуется временем обращения товаров в днях и скоростью обращения товаров в оборотах.
Рост показателя оборачиваемости в днях свидетельствует о замедлении оборачиваемости:
Увеличение коэффициента оборачиваемости в оборотах в динамике говорит об ускорении оборачиваемости (исходя из оборачиваемости в днях можно определить сколько требуется товарных запасов):
,
где Д – количество дней в периоде.
В процесс проведения анализа товарных запасов необходимо определить сумму высвобожденных (дополнительно вовлеченных) средств в оборот и сумму дополнительной прибыли (ее потери) в случае ускорения (замедления) товарооборачиваемости:
где - коэффициент рентабельности прибыли от продаж отчетного года, в единицах.
Изменение оборачиваемости в днях в целом по предприятию будет зависеть от такого фактора как структура товарооборота.
Влияние этого фактора можно измерить с помощью метода процентных чисел.