Бюджетная система и принципы ее построения. В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система Украины – это совокупность всех бюджетов, построенная с учетом экономических отношений

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система Украины – это совокупность всех бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального строя и регулирования нормами права.

Основная цель бюджетной системы государства заключается в создании равных условий для всех участников бюджетного процесса, обеспечении единых подходов и принципов формирования и выполнения местных бюджетов с целью сбалансированного развития отдельных территорий.

Бюджетная система Украины состоит из следующих звеньев (рис. 4.1.):

1) Государственный бюджет Украины;

2) местные бюджеты.


Рис. 4.1. Структура бюджетной системы Украины

К местным бюджетам относят бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления, среди которых выделяют бюджеты сел, поселков, городов, а также бюджеты городов Киева и Севастополя.

Совокупность показателей доходов и расходов всех бюджетов представлена в виде совокупного бюджета Украины, который необходим для анализа и определения принципов государственного регулирования экономического и социального развития Украины.

Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах:

– принцип единства (целостности) бюджетной системы Украины, которая имеет единую правовую базу, денежную систему, бюджетную классификацию доходов и расходов, единый порядок выполнения бюджетов и ведение бухгалтерского учета и отчетности, единое регулирование бюджетных отношений;

– принцип сбалансированности бюджетов, который заключается в том, что расходы бюджета должны отвечать доходам за соответствующий бюджетный период;

– принцип полноты – в состав доходов входят все доходы государства и органов местного самоуправления, полученные из любых источников. К расходам бюджета принадлежат любые бюджетные расходы на потребности государства или местного самоуправления;

– принцип самостоятельности бюджетов – самостоятельность бюджетов обеспечивается путем закрепления за ними соответствующих источников поступлений, правом на определение направлений использования средств согласно законодательству Украины;

– принцип обоснованности – бюджет формируется на реалистичных макроэкономических показателях экономического и социального развития государства и расчетах доходов и расходов бюджета, которые осуществляются согласно утвержденным нормативам и методикам;

– принцип эффективности – все участники бюджетного процесса должны использовать минимальный объем бюджетных средств, чтобы достичь максимального результата;

– принцип целевого использования бюджетных средств: бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетом;

– принцип субсидиарности – распределение расходов между государственным и местными бюджетами основывается на максимальном приближении общественных услуг к их непосредственному потребителю;

– принцип справедливости – бюджеты строятся на принципах справедливого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными обществами;

– принцип публичности и прозрачности – бюджеты всех уровней обсуждаются и утверждаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими органами;

– принцип ответственности участников бюджетного процесса – каждый участник бюджетного процесса отвечает за составление и выполнение соответствующих бюджетов.

4.4. Местные бюджеты – основа местных финансов Украины

Местные бюджеты – это фонды финансовых ресурсов, которые мобилизуются и расходуются на соответствующей территории. Система местных бюджетов существует во всех странах мира, однако ее развитие и функции предопределены рядом национальных, политических, экономических и других факторов. Наибольшее влияние имеют экономические и политические факторы.

Проблемы развития местных бюджетов следует рассматривать в двух аспектах:

1) как организационную форму мобилизации части финансовых ресурсов в распоряжение местных органов самоуправления;

2) как систему финансовых отношений, которые возникают между:

– местными бюджетами и хозяйственными структурами, которые функционируют на определенной территории;

– бюджетами и населением данной территории;

– бюджетами различных уровней по перераспределению финансовых ресурсов;

– местными и государственными бюджетами.

К местным бюджетам принадлежат областные, районные, городские, поселковые и сельские бюджеты (рис. 4.2):

Рис. 4.2. Система местных бюджетов Украины


Это фонды финансовых ресурсов, сосредоточенные в распоряжении местных советов народных депутатов и органов местного и регионального самоуправления. Всего местных бюджетов в Украине насчитывается почти 12 тыс.

Однако местный бюджет – это только часть финансовых ресурсов, необходимых для финансирования всех функций и задач, которые выполняют органы местного самоуправления.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основании нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя или потребителя социальных услуг с учетом экономического, социального, естественного состояний соответствующих территорий, учитывая уровень минимальных социальных потребностей, установленных законодательством.

Местный бюджет может состоять из общего и специального фондов. Общий фонд – поступление из текущего или регистрационного счета финансового органа на текущий или регистрационный счет учреждения платежным поручением. Эти поступления предназначены для обеспечения расходов и не направляются на конкретную цель.

Специальный фонд должен формироваться из определенных источников поступлений и использоваться на финансирование конкретных целей.

Местный бюджет подразделяется на текущий (административный) бюджет и бюджет развития (капитальный или инвестиционный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: