double arrow

Практическое занятие № 1


Пояснительная записка

Методические рекомендации к изучения курса для студентов

Кафедра истории литературы и фольклора

Курганский государственный университет

Министерство образования и науки

Базовые учебники и пособия

1. Абелюк Е., Поливанов К. История русской литературы XX века. В 2 книгах. М., 2008.

2. В поисках новой идеологии / Ред. О. Казнина. М., 2010.

3. Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины XX века. М., 2008.

4. «Нэповская оттепель». Становление института советской литературной критики / Ред. Н.В. Корниенко. М., 2010.

5. Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов. В 2 томах. М., 2008.

6. Славина В.А. В поисках идеала. История русской литературы первой половины XX века М., 2011.

Дополнительная литература

1. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. СПб., 2005.

2. Лейдерман Н.Л. С веком наравне. Русская литературная классика в советскую эпоху. СПб., 2005.

3. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М. Современная русская литература (1950 – 90-е гг.). В 3 кн. М., 2001 (или позднее издание).

4. Чупринин С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель. М., 2007 (или – 2-е изд. 2009).




5. История русской литературы XX века в 4 кн. / под ред. Л.Ф. Алексеевой. М., 2005.

6. Русская литература XX века. В 2 т. / под ред. Л.П. Кременцова. М., 2005.

Русская проза конца XX в. / под ред. Т.М. Колядич. М., 2005.

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

История русской литературы XX века (I ч.)

филологического факультета специальности 031001, 050301

Курган 2009

Кафедра истории литературы и фольклора

Дисциплина: «История русской литературы XX века» (I ч.)

(специальность 031001,050301)

Составил: доцент, канд. филол. наук Нежданова Н.К.

Утверждены на заседании кафедры « 26 »____декабря 2008 г.

Рекомендованы методическим советом университета

« »____________200 г.

Курс русской литературы XX века читается на старших курсах в течение двух семестров. В основу курса положено изучение истории русской литературы XX века в свете основного фактора литературного процесса – концепции личности и формирующихся под ее непосредственным воздействием творческих методов.

Настоящие рекомендации предназначены для студентов 4 курса и включают в себя программу курса, планы практических занятий, список художественных текстов, рекомендуемую литературу по изучаемому материалу, систему самостоятельной работы студентов, творческие задания.

В начале рекомендаций определяется концепция курса. Далее материал разделен на две части (в соответствии с разделением курса по семестрам). В каждой части предлагаемый список текстов и литературы обновляется по мере выхода новых материалов.



На практические занятия выносятся темы, которые в лекционном курсе либо не затрагиваются, либо освещаются обзорно. Выделяется группа практических занятий, посвященных литературным дискуссиям. Вторая группа занятий – альтернативная. Студентам предлагаются на выбор две-три темы практических занятий, близких по проблематике. Третья группа включает изучение обзорной темы.

Указанные виды практических занятий формируют разносторонние навыки студентов: анализ текста, исследования литературного явления, оценки дискуссий. Все практические занятия объединены наличием сквозных проблемных вопросов. Таким образом, система практических занятий позволяет затронуть широкий спектр проблем русской литературы XX века и знакомит студентов с новой концепцией курса.

Система самостоятельной работы включает в себя ряд конкретных заданий по важнейшим темам, которые не вычитываются лекционно, но достаточно освещены в критике («Эволюция военной прозы») или рассмотрены на практических занятиях, но нуждаются в осмыслении или детализации самими студентами («Монографическое изучения творчества Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина или Ч. Айтматова (одного по выбору); «Литературно-критические споры 20-х годов» (по одной из предложенных монографий). Проверкой самостоятельной работы студентов является собеседование или контрольная работа.



Обратим внимание на то, что в данные Методические рекомендации не включены темы по современной русской поэзии. Этот аспект разработан нами в методическом пособии «Современная русская поэзия», которая включает в том числе и темы практических занятий.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕАТУРЫ

ХХ века» (ч.I, II)

Задача курса - восстановить всю картину литературного процесса без купюр, без избирательности. В основу курса положены наблюдения над концепцией личности как главным фактором, влияющим на литературный процесс и непосредственно преломляющимся в эстетическом идеале кон­фликта, а также вызывающим к жизни для своего эстетического освоения определенные литературные направления и течения, жанровые процессы и стилевые тенденции.

Введение в курс содержит определение специфики литературы XX века: политизация, новые грани общественного статуса, внутри- и внетекстовые проблемы личности и социума, своеобразие реализма на данном этапе, взаи­мосвязь с философией, воздействие пространственных искусств.

Есть достаточно веские основания утверждать, что с 1917 года началась новая литературная эпоха. Социалистическая концепция личности стала главным объектом эстетического освоения. Основные этапы истории литера­туры советского периода раскрываются через противоборство между социа­листической концепцией личности и другими концепциями, а также между разными тенденциями внутри самой социалистической концепции. Отсюда сопоставление публицистики А. Блока («Интеллигенция и революция»): М. Горького («Несвоевременные мысли»), И. Бунина («Окаянные дни»), В. Короленко («Письма к Луначарскому») или эстетических критериев ком­сомольской поэзии и поэтов, продолжателей традиции Серебряного века. Со­временное знание позволяет представить развитие художественной прозы 20-х годов не столько как движение от романтической к реалистической тен­денции, сколько как поиск взаимодействия романтической, реалистической и авангардных структур в художественных системах (Е. Замятин, Б. Пильняк).

Особую сложность представляет период 30-х годов. Именно в этот пе­риод возобладала концепция «гомо советикус», возводящая в идеал отказ че­ловека от личностных ценностей, растворение в коллективе, беспрекословное служение грандиозной государственной машине. (Теория социалистического реализма, носящая откровенно нормативный характер). Полемикой с этой концепцией человека и мира является творчество А. Платонова, О. Ман­дельштама, М. Булгакова, М. Шолохова («Тихий Дон»).

Большая полнота информации, которой мы сейчас располагаем, возвра­щение или приход к нам произведений А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булга­кова делают очевидным, в какой мере политизация литературы, превращение ее из эстетического феномена в орудие идеологии воздействовали на ее ху­дожественную природу. Ущерб от политизации, наступление на «вечные ценности» сказались ив тенденциях развития поэзии В. Маяковского, и в приходе М. Горького от 1 ко 2-ой редакции «Вассы Железновой». Достижение М. Шолохова в «Тихом Доне», М. Горького в «Жизни Клима Самгина», Б. Пастернака в «Докторе Живаго», А. Ахматовой и М. Цветаевой в поэзии позволяют включить русскую литературу в мировой литературный процесс.

В периоде 30 - 50-х годов выделяются блоки: утопия и общество, нор­мативная литература и литература Сопротивления, историческая проза 20 – 30-х годов.

Единым блоком следует рассматривать все, что связано с темой Великой Отечественной войны, подчеркнув стилистические, родовые и жанровые особенности произведений военных лет, первого послевоенного десятилетия; литературы о войне, сформировавшейся под влиянием идей XX съезда партии и в период «застоя». Обратим внимание на то, как в годы войны публи­цистика восстанавливала связи между советским человеком и европейской цивилизацией. В лирике через развитие и взаимодействие одической и элеги­ческой линий происходит своего рода «интимизация» патриотического чув­ства, и одновременно отвоевывал права микромир человеческой души.

Логика развития литературы следующего этапа (сер. 50-х - сер. 80-х годов) определяет ряд сквозных тем: «Эстетика и судьбы шестидесятников»,
«Деревенская проза», «Историческая проза 60 - 80-х годов». В этот период
идет не только политика новой концепции «простого советского человека» с
казенной идеей «гомо советикус», но так же внутренний диалог между разными гранями концепции «простого человека». Этот диалог ведет от идеализации «простого человека» к откровению драматической противоречивости в нем. Сложен процесс исследования нарастающей бездуховности («Пожар»В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева) и формирование проти­водействующего ей «человека-трудолюбивой души» (Ч.Айтматов).
«Деревенская проза» с ее ориентацией на народно-поэтическую традицию и оживление памяти народной смеховой культуры (В. Шукшин, Ф. Ис­кандер, В, Войнович) в сочетании с углублением реализма(Ф. Абрамов, Ю. Трифонов, В.Маканин) и развитием традиций прозы «новой волны» (А. Битов, А. Ким, В. Пьецух, Т. Толстая, Л. Петрушевская) - это разные по­токи одного художественного процесса, исследующего, в противовес официозным «народным эпопеям» А. Иванова, П. Проскурина, М. Алексеева, без­душные души и время безвременья, и ищущего в спасительном опыте народ­ной культуры и мирового разума выход из духовного тупика, в который заведено общество «развитого социализма».

Тяжелый кризис идей, которые переживало общество в 80 - 90-е годы, кризис концепции «гомо советикус», обнаружившей свою антигуманность – все это обусловило хаотическое состояние литературного процесса 80 - 90-х годов. Новые тенденции а поисках концепции человека и мира наиболее осязаемы в разнообразии новел листики, где соседствует натурализм и постмодернизм, романтизм и экспрессионизм в соеденении или в полемике с реали­стической тенденций. Литература ищет Человека - Личность со всей многомерностью внутреннего мира, во всей полноте и сложности ее отношений с обществом, государством, природой, Вселенной, жизнью и смертью. Целесообразно связать эстетические поиски «новой волны» с традициями русского авангарда, обэриутов, а новое самоощущение поколений 80 - 90-х годов - с опытом русского зарубежья, например, В. Набокова и И. Бродского.

С начала 90-х годов зреет новое качество литературы. Критика предполагает, что происходит качественный сдвиг ситуации. И выражается он не только в окончательной смене поколений, не только в новой расстановке журналов, но прежде всего в смене внутренних установок самих писателей. Сегодня скорее можно видеть параллельные литературы, нежели единый ли­тературный массив. Структура литературной ситуации мозаична, поэтому наиболее эффективным является жанровый подход к анализу литературного процесса.

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

I семестр

1. Введение. Начало новой литературной эпохи.

Начало новой литературной эпохи связано с провозглашением социали­стической концепции личности. Острейший драматизм развития русской литературы советской эпохи был обусловлен, во-первых, относительной ограниченностью социалистической концепции, сводящей представление о сущности человека лишь к совокупности социальных отношений, во-вторых, противоречием внутри самой социалистической концепции между гумани­стическим представлением о человеке как "мере вещей" и тоталитаристическими представлениями в духе казарменного социализма, видящего в чело­веке прежде всего "колесо и винтик" государственной машины. Борьба меж­ду этими концепциями личности определила динамику и сам характер лите­ратурного развития в эту эпоху: поиски новых творческих методов, форми­рование и угасание тех или иных направлений и течений, соперничество ме­жду ними, место и роль русской национальной литературы в новой идейно-эстетической системе. Традиции классики и новаторские поиски в художест­венном открытии нового мира. Проблема периодизации истории русской ли­тературы. Основные этапы ее развития: 1) 1917 - 1931; 2) 1932 - 1955; 3) 1956 - 1984; 4) современный этап. Развитие поэзии на рубеже 17-20-х годов. Творчество А. Блока 1917-1921г.: проблемы культуры и цивилизации, целей искусства, концепция революции. Образ революции в поэме «12». Споры вокруг поэмы.

2. Русское зарубежье. Роман В. Набокова "Приглашение; на казнь".
Традиции Ф. М. Достоевского в романе. Система образов и место главно­го героя. Категории "прозрачности/непрозрачности". Проблема двоемирия. Решение Набоковым проблем "человек-художник" и "публика", "личности", несостоятельности данного мира. Смысл финала. Своеобразие стиля В.Набокова: роль игры (словом, персонажем, действием - смыслом), метаморфо­зы, афористичность.

3. Проблемы осмысления революции в публицистике 20-х годов.
Публицистика: М. Горький "Несвоевременные мысли", А. Блок "Интеллигенция и революция", В. Короленко письма к Луначарскому, И. Бунин "Окаянные дни". Трактовка происходящего с разных классовых и идейных пози­ций, отражение противоречий революции. Героико-романтическая трактовка революции. Социально-философская концепция путей развития революционной России.

4. Современное литературоведение о творчестве М. Горького. Развитие реа­листической традиции.

Мировоззренческий комплекс М. Горького. Публикации последних лет о концепции творчества Горького (Колобаева, Барахов, Парамонов, Басинский). Система философских, эстетических и этических взглядов Горького и их роль в развитии русской и многонациональной советской литературы. Ре­волюционно-гуманистический характер эстетики, утверждение роли народа и труда в формировании культуры, народного творчества в развитии литера­туры и искусства. Противоречия в творчестве Горького как литературного критика и его роль в воспитании поколений писателей нового типа.

Отношение Горького к событиям революции и гражданской войны ("Не­своевременные мысли"). Культурно-организаторская деятельность в первые годы Советской власти. Сборник "Заметки из дневника. Воспоминания". Отъезд Горького за границу и его причины. Завершение автобиографической трилогии "Мои университеты" (1923); проблема формирования новой лично­сти. Сборник ''Рассказы 1922 - 1924" ("Отшельник", "Карамора" и др.). Но­вые принципы психологизма. Социальное звучание новых для Горького принципов изображения человека и бытия. Обращение к традициям Достоев­ского. Жанр литературного портрета в творчестве Горького: «Лев Толстой», «В. И. Ленин» (1924, 1930); концепция личности, революционера и вождя, Ленин и народ, революционный гуманизм; идейно-художественное значение очерка.

Философский роман "Жизнь Клима Самгина" (1927 - 1936) - "художест­венное завещание", итог творчества и общественной деятельности, раздумий над судьбами России и революции. История замысла. Философско-историческая концепция Горького. Художественная панорама русской жизни в эпоху трех революций. Эпическая основа произведения, образ народных масс в структуре романа. Социально-исторический конфликт эпохи как осно­ва художественной коллизии в романе. Типы русской буржуазии. Клим Самгин как тип эпохи. "Поток сознания" героя как принцип познания изображе­ния действительности. "Жизнь Клима Самгина" как философский роман. Горьковское понимание истории и роли народа в ней, сущности и места че­ловека в революционно изменяющемся мире. Проблемы культуры в романе. Поэтика и стиль.

5. Формы и деформации литературы 20 - 30-х годов.

Ленинская концепция социалистической культуры и реальная практика социалистического строительства в СССР. Диалог культурологических концепций Г. В. Плеханова, А. В. Луначарского, А. А. Богданова, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина. "Пролетарская культура" и массовое культурное движе­ние в стране; В. И. Ленин о Пролеткультуре. Установка на соревнование раз­личных школ, течений, направлений в искусстве.

Основные литературные группировки: «Кузница», «Октябрь», объединение крестьянских писателей, РАПП, Серапионовы братья, «Перевал», комфуты, имажинисты, ЛЕФ, конструктивисты и их судьбы. Резолюция ЦК РКП (б) 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы" и разви­тие в ней ленинских идей о свободе творчества. Отход от ленинских позиций в деятельности РАПП. Тенденция к объединению в идейно-творческой пози­ции и конкретной практике литературных группировок. Поиски новых орга­низационных норм (ФОСП, Всероссийский союз писателей и др.).

Тенденция развития русской литературы 1917 - 1931 гг. Мировоззренче­ские и идейные искания писателей. Поиски творческого самоопределения и своей позиции в общественной жизни страны. Новаторство в "искусстве ви­деть мир" (А. Воронский) и принципиальные разногласия в отношении к классическому наследию. Дискуссии по проблеме.

Многообразие творческих методов в русской литературе 1917 - 1931 гг. Переходные явления от модернизма к романтизму и реализму. Развитие со­циалистического реализма (Горький, Маяковский, Фадеев, Шолохов), реа­лизм Вересаева, Замятина, А. Толстого (в 20-е годы), Сергеева-Ценского, раннего Федина, Пришвина; тенденции натурализма у Б. Пильняка, А. Весе­лого, П. Романова; гротескный реализм философской прозы М. Булгакова, А. Платонова; различные типы романтизма в прозе (Вс. Иванов, Б. Лавренев, А. Грин) и поэзии; синтез романтических и реалистических тенденций в творчестве С. Есенина, импрессионизм А. Белого и т. д. Богатство творче­ских индивидуальностей, многообразие жанровых и стилевых поисков (сказ, орнаментальная проза и т. д.).

Формирование в СССР административно-государствеенного социализма. Укрепление авторитарного режима И. Сталина и его воздействие на социаль­ную и духовную жизнь общества. Смена форм литературной жизни. Поста­новление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных органи­заций" (1932). Деятельность оргкомитета СП. Дискуссии о творческом мето­де советской литературы.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934) и его роль в сплочении многонациональных литературных сил. Многообразие идейно-творческих позиций на съезде. Канонизация одного литературного направле­ния в Уставе ССП и ее последствия. Дальнейшее вмешательство командно-административной системы в развитие литературы и культуры.

Основные этапы развития: литература предвоенных лет (1932 - 1941), литература военных лет (1941 - 1945), литература послевоенного десятиле­тия (1945 - 1955).

Успехи и трудности преобразования жизни на социалистических осно­вах. Деформация социализма и ее воздействие на развитие культуры и литературы, на судьбы писателей. Аресты и гибель П. Васильева, О. Мандель­штама, Б. Корнилова, Б. Пильняка, И. Бабеля, В. Киршона, писа­телей национальных республик и областей. Трагическая судьба М. Цветае­вой. Запрещение произведений М. Булгакова, А. Платонова, "Метели" Л. Ле­онова.

"Серапионовы братья": судьба и творчество. Литературное объедине­ние "Серапионовы братья" в контексте литературной ситуации 20-х годов. Проблема освоения русской прозой модернистской эстетики в деятельности "Серапионовых братьев". Принцип бестенденциозности. Искусство как про­цесс конструирования реальности. Способы введения иррационального нача­ла в художественную ткань. Генезис "серапионов" в статьях В. Шкловского, Е. Замятина, А. Гениса.

6. Поэзия 20-30-х годов. Проблема типологии. Изменение характера эпоса и лирики. Поэты – романтики (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов, И. Уткин) общность поэтической биографии. Литературные традиции. Своеобразие лирического героя. Развитие романтической традиции.

«Новокрестьянские» поэты (С. Клычков, Н.Клюев, П. Орешин, А. Ширяевец). Концепция русского национального характера. Темы и образы деревенской жизни и русской природы. Связь с фольклорной традицией. Драматизм судьбы «крестьянских поэтов» в истории литературы. Классическое направление в поэзии. Ориентация на развитие традиции серебряного века. Эстетические идеалы. «Чувство вечности» и «чувство современности в поэзии.

Официальное лицо поэзии 30-х годов. Пафос оптимизма, преобразования, социалистической перестройки общества и человека. Феномен массовой песни.

7. Исторические метаморфозы Б. Пильняка.

Творчество Б. Пильняка в контексте литературы и критики 20-х годов. Своеобразие историософской концепции. Антиномия как ведущий принцип художественного мышления. Восприятие мира как единства и противостоя­ния исторического и природного. Роман "Голый год": концепция революции и авторское предупреждение. Своеобразие стиля («метельный, орнаментализм»). Метафора в романе "Машины и волки". Судьба «Повести непогашен­ной луны».

8. Жанр антиутопии в литературе 20-х годов.

Антиутопия как жанр социального предвидения. Соотношение антиуто­пии-утопии - социальной фантастики. Принципы появления и активного раз­вития жанра в 20-е годы. Проблема личности и тоталитарного государства в романе Е. Замятина "Мы". Оценка романа в критике. Изображение государ­ства "разумного бытия". Бунт личности в тоталитарном обществе. Своеобра­зие жанра в творчестве А. Платонова. "Чевенгур" - художественная ревизия методов претворения социализма в романе. "Жертвы" истории и "здравомыс­лящие" в романе.

9. Творчество И. Бабеля.

И. Бабель в контексте эпохи. Своеобразие отношения к событиям револю­ции (трагическая нераздельность) "Конармия". История создания. Образ ев­рейского местечка. Летопись будничных злодеяний. Проблема интернацио­нализма и гуманизма. Образы-символы вечных святынь. Многообразие чело­веческих типов. Сквозные образы - Илья Брацлавский и Кирилл Лютов. Со­отношение Лютов /автор. Стилистический протеизм - самая характерная черта творческой индивидуальности И. Бабеля. Тенденции телесности и рассекновения структурной закономерности. "Осколочный" стиль. Своеобразие хронотопа. Жанровые особенности. "Одесские рассказы" - апофеоз раскре­пощенных сил жизни.

10. Сатира в литературе 20- - 30-х годов.

М. Зощенко. Обусловленность развития сатиры. Сатирическая проза 2-ой половины 20-х годов. Особенности философской сатиры М. Булгакова ("Роковые яйца", "Собачье сердце") и А. Платонова ("Город Градов" сатириче­ский гротеск в "Чевенгуре" и "Котловане"). Освоение традиции сатиры XIX века (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин). Сатирическое творчество ОБЭРИУ (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников). М. М. Зощенко (1899 - 1958). "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова", "Аристократка", "Ува­жаемые граждане" и др. Форма сказа в творчестве писателя, фигура рассказ­чика, своеобразие комической новеллы. Концепция личности в "Сентимен­тальных повестях" М. Зощенко. Критики о творчестве М. Зощенко. И. Ильф и Е. Петров "Двенадцать стульев", "Золотой теленок".

11. Творчество С. Есенина.

С. А. Есенин - великий национальный поэт. Народность его поэзии. Ран­нее творчество. Тема и образ России. Социально-нравственные мотивы. Своеобразие лирического героя. Мифологические и фольклорные символы, образы и мотивы, их идейно-художественные функции. Есенин и Октябрь. Противоречия творчества Есенина как отражение трагического пути кресть­янства в революционных преобразованиях. Социально-нравственные идеалы и крестьянская утопия ("Инония" - 1916; "Иорданская голубица" - 1918). Формирование философско-эстетических взглядов Есенина ("Ключи Марии" - 1918). Судьбы крестьянской культуры в творчестве поэта. Есенин и имажи­нисты. Лирическая трагедия "Пугачев" (1921): история и современность, ху­дожественные принципы раскрытия образа вождя народного мятежа. Тра­гизм противоречий между городской цивилизацией и крестьянством ("Соро­коуст" - 1920) и его отражение в судьбе лирического героя ("Москва кабац­кая" - 1924; "Черный человек" - 1925). Поездка за границу и книга очерков "Железный Миргород" (1923). Идейно-художественная эволюция поэта в 1924 - 25 гг. Новый этап в понимании и художественном отражении револю­ции ("Русь советская", "Русь уходящая", "Письмо к женщине"). Усиление гражданских мотивов. Тема родины и ее исторических судеб. Цикл "Персид­ские мотивы" (1925). Философская лирика С. Есенина 1924 - 1925 гг. Новые эстетические и художественные принципы освоения мира и изображения че­ловека. Есенин о месте поэта в новой действительности. Гражданское и ин­тимное в любовной и пейзажной лирике Есенина. Основные доминанты по­этики С. Есенина.

12. Творчество В. Маяковского.

В. Маяковский и Великая Октябрьская социалистическая революция. Роль поэта в становлении советского общества и его духовной культуры, в собирании литературных сил и развитии советской поэзии. Революционно-героическая лирика Маяковского в период Октября и ее значение для разви­тия советского искусства. Эстетика жизнестроительства. Борьба за действен­ное участие поэзии в строительстве нового мира. Поэма "150 000 000". Жанр поэмы в творчестве Маяковского. Общественное и личное в лирико-философских поэмах "Люблю" и "Про это", переосмысление в них проблема­тики и структуры поэмы "Человек", традиции Достоевского. Гуманистический смысл и героико-трагический пафос в поэме "Про это". Утверждение социализма как главная тема творчества Маяковского 2-ой половины 20-х годов. Поэма "Хорошо!" (1927). Изображение революционной современно­сти как истории. Проблема личности в эпоху строящегося социализма. Лири­ческий герой и его роль в раскрытии художественной концепции произведе­ния. Новаторство поэтики. Поэма "В. И. Ленин". Осознанный художествен­ный историзм как принцип осмысления и изображения эпохи революционно­го преобразования мира. Образ автора в художественной структуре поэмы. Синтез эпоса и лирики. Особенности поэтики. Лирика Маяковского, ее жанрово-тематическая система. Гражданская лирика: тема революции, России, судьбы народа и человечества. Цикл стихов о людях нового мира. Любовная лирика. Маяковский о месте поэта в рабочем строю. Своеобразие лирического героя. Сатира послеоктябрьских лет ("О дряни", "Прозаседавшиеся" и др.). Маяковский и авангард; воздействие поэта на становление революционной, пролетарской поэзии в мировой литературе. "Окна РОСТА". Роль поэта в форми­ровании и развитии творческого метода советской поэзии. Сатира Маяков­ского. Активная защита революции от бюрократизма, борьба с издержками НЭПа, с "совмещанами" в различных социальных прослойках. Сатирические стихи. Своеобразие драматургической системы Маяковского-сатирика. Принципы и приемы раскрытия конфликта в пьесах; символика названий ("Клоп", "Баня"). Художественная условность в изображении отрицательных (Присыпкин, Баян, Победоносиков) и положительных (Зоя Березкина, Поля, Чудаков) персонажей. Образ-идея Времени и его функция в идейно-художественной структуре пьес. Принципы воссоздания будущего и их специфика в каждой из пьес. Образ Фосфорической женщины в "Бане". Особен­ности поэтики. Новаторство поэтического языка, стиха, ритмики, рифмы. Статья "Как делать стихи". Теория "социального заказа" и ее издержки в ли­тературной практике. Эволюция жанров и стилевые поиски поэта. Дискуссии разных лет вокруг личности и творчества В. Маяковского. Книга Ю. Карабчиевского "Воскресение Маяковского".

13. Творчество М. Булгакова.

Место Булгакова в истории литературы. Булгаков и революция. Начало литературной деятельности писателя. "Записки врача"; картины про­винциальной жизни и драматизм судьбы интеллигента.

Сатира Булгакова 20-х годов. Повести "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце". Фантастический сюжет как средство выражения социаль­но-нравственной позиции писателя в оценке послереволюционной действи­тельности. Сатирические комедии "Зойкина квартира", "Багровый остров".

Роман "Белая гвардия" (1925). Символико-философское изображение ис­торической обреченности белого движения. Библейские мотивы как художе­ственные принципы постижения революционного разлома. Судьбы русской интеллигенции и культуры. Трагизм утраты дома и распад семьи Турбинных.

Своеобразие жанра. Соотношение романа и пьесы "Дни Турбиных" (1926). Ее сценическая история. Социальная и нравственная проблематика. Система образов. Своеобразие жанра.

Философская пьеса в снах "Бег" (1928). Сложность и противоречивость социально-философской концепции революции и человека в ней (Хлудов и Чарнота). Эволюция библейского и евангельского мифа в творчестве Булга­кова. Мотивы апокалипсиса в пьесе. Изображение русской эмиграции: Хлу­дов, Чарнота, Корзухин, Люська и др. Судьбы интеллигенции (Голубков, Се­рафима).

Драматургия Булгакова З0-х годов. Трагедия художника в пьесе "Кабала святош" (1929). Новаторство пьесы "Последние дни".

Философский роман "Мастер и Маргарита" (1928 - 1940). Особенность
его философско-исторической концепции, проблема художественного метода. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды 20-30-х годов. Гротескный реализм в изображении Воланда его свиты, их ме­сто в идейно-художественной структуре романа. Конкретно-историческое и фантастическое в судьбе Ивана Бездомного. Образ Мастера и его судьба. Философские и нравственные проблемы изображения творческой личности.
Образ Маргариты. Философия любви и вечной женственности в романе.
Фаустианские мотивы. Роман и евангельский миф. Основные философские
антиномии романа: страха и бесстрашия, жизни и смерти, добра и. зла, света и
покоя. Иешуа Га-Ноцри и Мастер, прием двойничества. Роман о Понтии Пилате и его место в структуре романа. Внутренняя противоречивость персона­жей и финала произведения. Своеобразие художественного метода и поэтики романа.

14. Развитие жанра исторического романа. Формирование жанра исторического романа (Ю. Тынянов, О. Форш, А. Чапыгин и др.), его идейно-тематическое и стилевое многообразие.

Роман "Петр Первый" А. Толсого (1929 - 1945) как крупнейшее произведение советской исторической прозы. Концепция петровской эпохи, отличие от символического мифа о Петре в романе Д. Мережковско­го "Христос и Антихрист", развитие историографии Пушкина и Белинского. Жанровое своеобразие. Проблема историзма мышления и художественного воплощения эпохи. Конфликт и композиция. Пути и художественные прин­ципы изображения исторической эпохи. Эпоха, народ, личность. Эволюция образа Петра, его идеализация. Сподвижники Петра в романе. Особенности художественной типизации. Образ народа, его социальная структура и эво­люция (семья Бровкиных, Андрей Голиков, Федька Умойся Грязью, Кузьма Жомов и др.). Особенности повествования и язык романа. Принципы исполь­зования исторического документа и языка петровской эпохи в повествова­нии. Место « Петра Первого» в советской исторической романистике.

15. Творчество А. Платонова.

Идеалы социализма в творческих исканиях Платонова. Социально-философская повесть "Котлован"(1930).Классовое и общечеловеческое как основная коллизия романа. Образ Вощева и его роль в раскрытии философской концепции романа. Образ Чиклина и проблема взаимоотношений рабочего класса с крестьянством, интеллигенцией. Своеобразие авторской позиции. Ирония и гротеск в изображении "максимального класса" - бюрократической прослойки (Пашкин, Софронов, деревенский активист и др.). Символика образа Насти и авторский комментарий к ней.

Художественное воплощение процесса раскрестьянствования в "Котловане" и документальность бедняцкой хроники - "Впрок" (1931).Отношение Платонова к жертвенному накоплению счастья впрок. "Ювенильное море»(1930 - 1932). 3амысел повести, подсказанный реальными фактами социалистического строительства. Образы. Вермо и Босталоевой в контексте производственной прозы начала 30-х гг.: Поиски равновесия между мечтательностью и прозекторством. Андриан Умрищев как воплощение "исторического идиотизма" бюрократии. Противоречивость образа, отражающего диалектическую сложность жизни. Жанровая специфика повести и особенности финала.

16. Литература периода Великой Отечественной войны как особый период развития отечественной литературы. Изменение пафоса, конфликта, героя, стилистики художественного кода. Активизация художественных тенденций, вызванных к жизни всенародной трагедией.

Публицистика как ведущий жанр и публицистичность как основанная стилевая характеристика литературы первых военных лет. Расцвет лирики. Национальная трагедия и общечеловеческие ценности в поэмах О. Берггольц, П. Антокольского, М. Алигер.

Очерково-публицистический жанр в прозе военных лет. Индивидуальное своеобразие публицистики И. Эренбурга, А. Толстого, Л. Леонова, М. Шолохова. Драматургия военных лет. «Фронт» А. Корнейчука как пример политического государственного заказа. Социально-философский смысл драмы Л. Леонова «Нашествие». Причины широкого распространения и политическая суть современных концепций литературы данного периода. (Е. Добренко, И. Есаулов).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ч.I)»

I

История русской литературы XX века (1920-1990-е г.): Основные имена: учебное пособие для филологических факультетов/ под ред. С.И. Кормилова. М:, 1998.

История русской литературы XX в.: в 4 кн../ под ред. Л.А. Алексеевой – М.: Высшая школа, 2008.

История русской литературы XX в.: в 2 кн./ под ред. В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2007.

Русская литература XX в.: в 2 т. / под ред. Л. Кременцова, - М.: Академия, 2005.

Русские писатели XX в.: библиографический словарь/ под ред. Н. Скатова . – М.: Просвещение, 1998.

II

Скороспелова Е. Русская советская проза 20 - 30-х годов: Судьба романа. - М.,1985.

Шешуков С. И. Неистовые ревнители. - М., 1984.

Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. - М., 1989.

Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. - М., 1972.

Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия (1917-1935). - М., 1963,(1936-1945). -М., 1965.

Журавлева А. Проза периода Великой Отечественной войны. - М., 1969.

Выходцев П. В поисках нового слова. - М., 1980.

Григорьева Л. Возвращенная классика. - Л., 1990.

Кулинич А. Новаторсво и традиции в русской поэзии 20-х годов. - Киев,

1967.

Советская поэзия 20-х годов. - Л., 1971.

Александрова Л. Советский исторический роман. - Киев, 1971.

У истоков русской советской литературы (1917-1922). - Л., 1990.

Андреев Ю. Революция и литература. - М., 1987.

Русская литература XX в.: Школы, направления, методы творческой работы. СПб., 2002.

Литература Факта. – М., 2002.

Русская литература XX в.: закономерности исторического развития. – Екатеринбург, 2005.

Добренко Е. Формовки советского писателя. – СПб., 1999.

Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. – М., 1977.

Васильев И. Русский поэтический авангард XX в. – Екатеринбург, 2000.

Голубков М. Утраченные альтернативы: формирование монистической концепции советской литературы. – М., 1992.

Грознова Н. Ранняя советская проза: 1917-1925, - Л., 1976.

Лейдерман Н. Русская литературная классика XX века. – Екатеринбург – 1996.

Николаев Д. Русская проза 1920-1930-х годов: авантюрная, фантастическая и историческая проза. – М., 2006.

III

Вайнберг И. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. - М., 1971.

Бялик Б. Судьба М. Горького. - М., 1973.

Овчаренко А. Горький и литературные искания XX столетия. - М., 1971.

Тагер В. Творчество Горького советской эпохи. - М., 1964.

Басинский П. Максим Горький. – М., 2005.

Бялик Б. Судьба М. Горького – М., 1986.

Сухих С. Заблуждение и прозрение М. Горького – Н. Новгород, 1992.

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковско­го. – Л.,1984.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.

Михайлов А. Мир Маяковского. - М., 1990.

В мире Маяковского. - М., 1984.

В поэтическом мире В.Маяковского. – Л., 1984.

Гончаров Б. Поэтика Маяковского. – М., 1983.

Карпов А. Маяковский-лирик. – М., 1988.

Кацис Л. В. Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. – М., 2000.

Маяковский и современность. - СПб., 1995.

Паперный З. Поэтический образ у Маяковского. – М., 1961.

Субботин А. Маяковский: Сквозь призму жанра. – М., 1986.

Тренин В., Харджиев Н. Поэтическая культура Маяковского. – М., 1970.

Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха - М., 1978.

В мире Есенина. - М., 1986.

Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.

Михайлов А. Пути развития новокрестьянской поэзии. - Л., 1990.

Наумов Е. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. – Л., 1973.

Занковская Л. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. – М., 1997.

Боборыкин В. А. Фадеев: Писательская судьба. - М., 1989.

Чудакова М. Поэтика М. Зощенко. - М., 1979.

Жолковский А. Михаил Зощенко: Поэтика недоверия. – М., 1999.

Лицо и маска М. Зощенко. – М., 1994.

Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М., 1983.

Творчество М. Булгакова. - Томск, 1991.

Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991.

Зеркалов А. Евангелие М. Булгакова. – М., 2003.

Химич В. В мире Михаила Булгакова. – М., Екатеринбург, 2003.

Яблоков Г. Художественный мир М. Булгакова. – М., 2003.

Соколов Б. Три жизни М. Булгакова – М., 1997.

Соколов Б. Энциклопедия Булгакова. – М., 1996.

Баранов В. Революция и судьба художника (А. Толстой). - М., 1983.

Васильев В. А. Платонов. - М., 1990.

Чалмаев В. Андрей Платонов. – М., 1989.

Малыгина Н. Художественный мир А. Платонова. – М., 1995.

Соколов А. Судьбы русской литературной эмиграции 20-х годов. - М., 1991.

Пьяных М. Слушайте революцию (Поэзия А. Блока). - М., 1980.

Фролов В. Муза пламенной сатиры. -М., 1988.

Скороспелов Е. Идейно-стйлевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. - М., 1979.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой – Л., 1989.

Саакянц А. Марина Цветаева: жизнь и творчество. – М., 1997.

Швейцер В.А. Марина Цветаева. 2-е изд. – М., 2003.

Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология-поэтика – идентичность в контексте эпохи. – М., 2002.

Долгополов Л.А. Л.А. Блок: Личность и творчество. – Л., 1990.

Орлов Вл. Поэма Блока «12». – М., 1974.

Слово и судьба: Осип Мандельштам: Исследования и материалы. – М., 1992.

Серапионовы братья. – М., 1994.

IV

Русская литература XX века/ под ред. Ф. Кузнецова. - М., 1991.

Боборыкин В. М. Булгаков: Кн. для учителя. - М., 1991.

Горький в школе М., I960.

Станчек Н. Изучение лирики Маяковского в школе. - Л., 1972.

Алпатов А. Творчество А. Толстого. - М., 1967.

Локшина Б. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. - Л., 1978.

V

Бунин И. Окаянные дни.

Малышкин А. Падение Даира.

Сейфуллина Л. Виринея. 1 по выбору

Фурманов Л. Чапаев.

Серафимович А. Железный поток.

Лавренев Б. Сорок первый.

Фадеев А. Разгром. Последний из удэге. Молодая гвардия. (1 по выбору).

Веселый А. Россия, кровью умытая.

Бабель И. Одесские рассказы. Конармия.

Замятин Е. Мы. Пещера. Мамай. Я боюсь.

Пильняк Б. Голый год. Красное дерево. Повесть непогашенной луны.

Грин А. Алые паруса. (Можно по выбору).

Зощенко М. Сентиментальные повести. Рассказы.

Ильф И. и Петров Е. 12 стульев. Золотой теленок.

Фелин Е. Города и годы.

Леонов Л. Соть.

Гладков Ф. Цемент.

Катаев. В. Время, вперед! 1 по выбору

Паустовский К. Колхида.

Островский Н. Как закалялась сталь.

Малышкин А. Люди из захолустья.

Горбатов Б. Непокоренные.

Бек А. Волоколамское шоссе.

Симонов К. Дни и ночи.

Шишков В. Емельян Пугачев.

Чапыгин А. Степан Разин.

Форш О. Радищев. Современники. 2 по выбору

Тынянов Ю. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. Пушкин.

Горький М. Несвоевременные мысли. Рассказы. Л. Толстой Жизнь Клима Самгина. Васса Железнова. Егор Булычев и другие. По союзу Советов. Достигаев и другие.

Блок А. 12. Скифы. Интеллигенция и революция.

Маяковский В. Клоп. Баня. Мистерия-буфф. 150 000 000. Про это. Люблю. Хорошо. Лирика.

Писатели русского зарубежья: Н. Шмелев, В. Зайцев, Н. Тэффи, А. Аверчен­ко,

Есенин С. Ключи Марии. Черный человек. Страна негодяев. Москва кабац­кая. Анна Снегина. Персидские мотивы. Лирика.

Булгаков М. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия. Зойкина квартира. Багровый остров. Дни Турбиных. Кабала святош. Мастер и Маргарита.

Платонов А. Епифанские шлюзы. Город Градов. Усомнившийся Макар. Koтлован. Чевенгур. Ювенильное море. Джан. Впрок. 14 красных избушек.

Толстой А. Гадюка. Аэлита. Хождение по мукам. Петр 1. Русский характер. 2 по выбору

Набоков В. Защита Лужина. Лолита. Дар. Машенька. Другие берега. Камера обскура. 2 по выбору.

VI

Брюсов В., Бедный Д., поэты «Кузницы», Клюев Н., Клычков С. ,Орешин И., Ахматова А., Цветаева М., Гумилев Н., Мандельштам О., Северянин И., Ти­хонов Н., Багрицкий Э., Светлов М., Заболоцкий Н., Луговской В., Кедрин Д., Берггольц О., Симонов К., Мартынов Л., Смеляков Я., Сурков А., Сельвинский И., Алигер М.

VII

Тренев К. Любовь Яровая.

Лавренев Б. Разгром.

Иванов В. Броненосец 14-69.

Вишневский В. Оптимистическая трагедия.

Эрдман Н. Самоубийца. 1 по выбору

Погодин Н. Человек с ружьем.

Афиногенов А. Машенька.

Арбузов А. Таня. Город на заре.

Симонов К. Русские люди.

1 по выбору

Корнейчук А. Фронт.

Леонов Л. Нашествие.

Билль – Белоцерковский В. Шторм.

Тема: Проблемы революции и культуры в книге М. Горького «Несвоевре­менные мысли».

План

1. Какой хотел видеть Горький пролетарскую революцию в идеале и какой
увидел ее в реальности?

2. Как решал Горький проблему революции и гуманизма? Найдите общность
и различие в видении революции Лениным и Горьким. Реалистическими
или утопическими были призывы Горького?

3. Что понимал Горький под культурой? В чем он видел решение проблемы
революции и культуры?

4. Выявите диалектику горьковского подхода к народу. Своеобразие пони
мания истории русского народа.

5. В чем вы видите значение книги?

Тексты: М. Горький «Несвоевременные мысли»

Список литературы

1. Вайнберг А. Во имя революции и культуры //Лит, обозрение. - 1989.
№ 9-10.

2. Резников Л. О книге М. Горького «Несвоевременные мысли» //Нева.
1988. -№1.

3. Басинский П. Логика гуманизма//Вопросы литературы. - 1991. - №2.

4. Колобаева Л. Горький в Ницше//Вопросы литературы. - 1990.-№10.

5.Сухих С. Заблуждение и прозрение Горького. - Н Новгород, 1992.

Практическое занятие № 2

Вариант А

Тема: Стилевые искания в поэзии 20 - 30-х годов.

План

1. Основные направления развития поэзии в 20 — 30-е годы.

а) дискуссии вокруг поэзии: борьба группировок и объединений;

б) «социальный заказ» в поэзии (напр., публицистическая лирика Н. Асеева);

в) поэтическое осмысление времени и нового героя в песенном жанре
(М. Исаковский, М. Светлов, Б. Крымов, А. Сурков, В. Гусев);

2. Новации в области стиля. Основные стилевые тенденции:

а) реалистическая: объективно-повествовательная (Н. Васильев, Б. Корнилов) и объективно-публицистическая (А. Жаров, А. Сурков, Б. Ручьев);

б) субъективная: романтическая (Э. Багрицкий, Н. Тихонов, В. Луговской, М. Светлов), реалистически-экспрессивная (Н. Асеев, С. Кирсанов, И. Сельвинский), реалистически-импрессивная (Н. Заболоцкий, Б. Пастернак).

Повторить термины: стиль, творческая индивидуальность, лирика, лириче­ский герой.

Список литературы

1. Стихи поэтов 20 - 30-х гг. (см. Хрестоматию и сборники).

2. История русской советской поэзии (1917-1941). - Л.: Наука, 1983. - С.122-
374.

3. Выходцев П. В. В поисках нового слова. - М.: Современник, 1980. - С.З-
100, 242-374.

4. Любарева Е. Советская романтическая поэзия. - М., 1973.

5. Советская поэзия 20-х гг. - Л., 1971.

6. Кулинич А. В. Новаторство и традиции в русской советской поэзии 20-х
гг.-Киев, 1967.

7. Малаховская Н. Культовое значение советской песни // Звезда. - 2004. № 35.

8. Богданов К. Колыбельные песни в советской культуре// НЛО. - 2007.№4

9. Лейдерман Н. Голос и хор: Случай М. Светлова // Урал. - 2007. - №5.







Сейчас читают про: