Телеология

Закономерным развитием химизма с его влечением объектов друг к другу выступает телеологическое отношение. Гегель объясняет это так: объекты, которые объединяются благодаря их влечению друг к другу, нейтрализуются, "взаимно снимают друг друга". Благодаря этому "получает­ся освобождение понятия, которое в химизме и в механизме налично лишь в себе, и понятие, существующее, таким образом, для себя, есть цель" (392).

Переход от химизма к цели, когда в результате взаимодействия и нейтрализации "освобождается" понятие, которое становится не просто влечением к другому, а целью, построен философом очень изобретательно, но где основания для такой трактовки химизма? Цель - для-себя-сущее понятие. Цель выступает как субъективная цель, противостоящая объекту. Цель есть деятельность, которая приводит к реализации цели, последняя тем самым объективируется, снимая противоположность субъективности и объективности. Цель существенно отличается от введенной ранее причины (учение о сущности). Причина принадлежит к сфере слепой необходимости. Цель содержит в себе определенность и действие, так что в своей деятельности цель не преходит, а сохраняет себя и "в конце она есть то же самое, чем она была вначале" (383).

Ближайшими примерами цели у Гегеля служат потребности и влечения. Последние выступают как противоречие внутри живого субъекта. Их удовлетворение снимает противоположность субъективного и объективного.

Телеологическое отношение есть умозаключение, в котором субъективная цель смыкается с внешней ей объективностью посредством среднего термина. Средний термин - это единство субъективного и объективного, которое включает целесообразную деятельность и средство.

Посредством целесообразной деятельности цель овладевает объектом, есть власть над объектом. Живые существа обладают телом, душа овладе­вает телом и объективируется в нем. Душе человека необходимо много труда, чтобы сделать свою телесность средством, оружием его души.

Целесообразная деятельность и ее средства еще направлены вовне, ибо цель не тождественна с объектом. То, что цель при своей реализации сохраняется, есть хитрость разума. Хитрость состоит в том, что в деятельности объекты действуют друг на друга и истощают, расходуют друг друга, в то время как цель сохраняется. Бог дает людям действовать как им угодно, а получается из этого осуществление его целей. Гегель усмат­ривает в этом хитрость божественного разума.

Достигнутая цель - это некий новый объект, который в свою очередь представляет собой средство для других целей и т.д. до бесконечности.

Объект, противостоящий цели, есть только покров, за которым скрывается понятие. Объект в себе есть понятие. В рамках бесконечного чередования целей поэтому мы не можем увидеть подлинного достижения це­ли. Возникает иллюзия, будто бесконечная цель еще не осуществлена. Однако абсолютное добро, как цель, в мире осуществляется вечно, "оно уже в себе и для себя осуществилось и ему не приходится ждать нас для этого "(399).

* * *

Учение об объекте представляет собой один из наиболее интересных разделов логики Гегеля. В нем философ обнаруживает как глубокое знание (на свой, впрочем, лад) современного ему естествознания, так и большую теоретическую проницательность. В естествознании начала XIX в. с достаточной определенностью сложились механика, ряд надмеханических разделов физики, химия и биология. При этом, однако, не вполне явственно еще обнаружилось, что механика (точнее, макромеханика) представляет собой не самостоятельную науку, а раздел физики. Это стало окончательно ясно только в XX в. Гегель с большой проницательностью подметил ло­гику усложнения, развития в трех царствах природы, которые он неточно определил как механизм, химизм и телеологию (или организм). Простей­шим из них для него является механизм, который трактуется как агре­гат, делимый на безразличные друг другу моменты. Гегель совершает ошиб­ку, полагая макромеханизм предельно простейшим объектом. В том же XIX в. Энгельс считал, что известным физическим формам материи предшествует бесконечный ряд других, более простых, форм. Физика ХХ в. показала, что под макромеханическим миром скрывается многоуровневый микромир.

Гегель испытывал серьезные трудности, включая в химизм физический мир (теплоту, электричество, магнетизм, свет). Позднее, в "Философии природы", он вынужден будет рассматривать химизм как часть физического, что тоже оказывается неверным. Однако в целом Гегель смог весьма глубоко проследить усложнение объекта от механического уровня до органического. Его оценки каждого из этих уровней подчас просто замечательно метки.

Обнаружив процесс усложнения от простейшего механического уровня к органическому, выяснив характер каждого из них, Гегель объявил эти уровни ступенями логического, понятия. Это превращение природных систем в логические, понятийные дано им декларативно, без какого-либо серьез­ного обоснования.

ИДЕЯ

"Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности" (399). Идея - это раскрывшееся понятие, выраженное в объективности. Истина трактуется Гегелем не как соответствие моих взглядов объективности, а, наоборот, как соответствие объективности понятию. Идея - высшее определение абсолютного. Абсолютное - всеобщая и единая идея, которая обособляет себя в систему определенных идей, подчиненных единой идее как истине. Идея первоначально выступает как единая всеобщая субстанция, а в своем развитом виде - как субъект, дух.

Вещи в мире обладают прочностью лишь через понятие, "т.е. вещи, говоря языком религиозного представления, суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и поэтому творческие мысли" (401).

Идея - это не что-то далекое и потустороннее. Она - "всецело присутствующее здесь, и она находится также в каждом сознании, хотя бы в искаженном и ослабленном виде" (401). Философия исстари занималась тем, что стремилась к познанию идеи.

Гегель предупреждает: доказательство того, что идея есть истина, "не следует искать только в этом разделе; все предыдущее развитие мыш­ления содержит в себе это доказательство" (402). Ступени бытия, сущности, понятия "суть моменты идеи" (402). Идея может быть определена как разум, далее - как субъект-объект, как единство идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела, как возможность, которая в самой себе несет свою действитель­ность и т.д. Идея несет в себе противоречие объективности и субъективности, конечного и бесконечного и т.д., но она же содержит его непрерывное разрешение, так как объективное и субъективное, конечное и бесконечное и т.д. по отдельности не истинны. Идея есть поэтому беско­нечное суждение, каждый из элементов которого переходит в свое другое. Идея, истина есть процесс. - Это одно из замечательнейших положений философии Гегеля, один из важнейших принципов вводимого им типа ин­теллекта. В противоположность прежнему, метафизическому, взгляду, соглас­но которому абсолютная истина может быть некогда открыта сразу, в ви­де божественного откровения или деятельности великой личности, Гегель вводит глубокое понимание абсолютной истины как бесконечного процесса.

Мысль об истине или идее как процессе развивается далее у Гегеля в весьма существенное положение о том, каким образом следует понимать идею как единство объективного и субъективного, конечного и бесконечного и т.д. Гегель отмечает, что само по себе слово "единство" означает спо­койное тождество, покой. На самом же деле идея как единство не есть абсолютное тождество составляющих ее противоположностей, а есть процесс, непрерывное движение. Мы уже неоднократно отмечали, что основной тезис прежней идеалистической и религиозной философии, рели­гии вообще - о боге как неподвижном перводвигателе - представляет собой неразрешимый парадокс, точнее, бессмыслицу и поэтому означает полное и решительное крушение идеализма и религии. Гегель поистине гениально пытался спасти идеализм и религию от теоретического крушения, вводя понятие о всеобщем, или идее, как бесконечном процессе. Абсолютное, все­общее, по Гегелю, не неподвижное тождество, а бесконечный процесс пере­ходов субъективного и объективного, конечного и бесконечного и т.д., единство как уже осуществившееся и в то же время как непрерывно осу­ществляющееся. Попытка ввести движение в абсолютное, или, на религиоз­ном языке, в бога, поистине гениальна, однако мы должны проследить дальше, что из этого получится.

Идея как процесс проходит в своем развитии три ступени: жизнь, познание, абсолютную идею.

ЖИЗНЬ

"Непосредственная идея есть жизнь" (405). Для характеристики идеи в ее первоначальной, непосредственной форме Гегель использует сложивше­еся в обыденном сознании и науке представление о жизни. Жизнь выступа­ет как процесс души и тела. Душа - это понятие, реализовавшееся в теле. Душа выступает как всеобщее, особенное и единичное. Душа, таким образом, предвзято трактуется в духе идущей от Платона традиции - как нечто активное, несущее в себе все самое существенное - всеобщее, особенное и единичное, в то время как на долю тела остается нечто бессодержательное, некая оболочка, постепенно овладеваемая душой.

Жизнь проходит три ступени: живой индивид, процесс жизни, род. Любопытно, что в этом разделе Гегель меняет порядок изложения используемых им важнейших категорий всеобщего, особенного и единичного. Если в общей характеристике понятия всеобщее выступает как первая и, следовательно, лишенная многообразия ступень, то в характеристике жизни он начинает с единичного - живого индивида, в то время как всеобщее в форме рода оказывается завершающей ступенью.

Индивиды смертны. "В смерти род показывает себя силой, властвующей над непосредственным единичным" (408). Сама по себе жизнь индивидов попадает в водоворот дурной бесконечности, бесконечного прогресса. Однако благодаря понятию идея преодолевает ограниченность индивида. "Смерть лишь непосредственной единичной жизненности есть рождение духа" (409).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: