Объект в его первоначальной простейшей форме выступает как агрегат, некое составное, образованное из равнодушных, индифферентных друг другу частей.
Этот уровень объективности находит свое выражение как в природе, так и в духе. В предметном мире это давление, толчок и т.п. Явления так называемой физической области (свет, тепло, магнетизм, электричество) уже не могут быть объяснены чисто механически. Еще менее категория механического может быть перенесена на область органической природы. В духе механика выражается, например, в механической памяти, в совершаемых по привычке, а не в силу понимания, поступках. Однако в целом для области духа механическая точка зрения совершенно незаконна.
Ошибочно, например, утверждение, что человек состоит из души и тела. Вместе с тем механизм имеет значение всеобщей логической категории, выражающей простейший уровень объекта, мира. В физике, органике и тем более в области духовного мира механизм "занимает свое, подчиненное место" (387).
|
|
Механизм имеет три уровня или ступени: формальный механизм, различенный механизм (падение, влечение, потребность в общении), абсолютный механизм, включающий центр и зависимые от него объекты (солнечная система, государство). Ступени механизма различаются по уровню развития их внутренней связи, которая в конце концов, в последующих разделах, окажется у Гегеля не чем иным, как идеальным, душой, духом. К этому Гегель и ведет свои рассуждения.
Химизм
Уже в абсолютном механизме начинает проявляться некоторое небезразличие объектов, составляющих целостный объект ("тотальность"). В химизме объекты не безразличны друг к другу, обнаруживают "абсолютное влечение соединиться в одно целое друг с другом и друг через друга" (390). Химический процесс имеет своим продуктом нейтральность своих соединенных моментов (объектов).
Химизм - это рефлексивное отношение объективности. Химический процесс остается еще конечным, обусловленным процессом.