Теория мотивации ф. Герцберга

В литературе теорию мотивации ф. Герцберга часто называют теорией мотивационной гигиены или теорией "социального человека".ф. Герцберг выделил две группы побудительных мотивов активизации трудовой деятельности человека: гигиенические, мотивационные (см. Табл.3). Гигиенические мотивы - это мотивы, создающие настрой на труд, они могут быть как мотиваторами, так и демотиваторами трудовой деятельности.

Цель менеджера заключается в создании таких условий, чтобы гигиенические факторы стали мотиваторами трудовой деятельности. К мотивирующим факторам ф. Герцберг относит то, что всегда способствует повышению эффективности труда работников.

Таблица 3. Модель ф. Герцберга

Гигиенические факторы Мотивирующие факторы (мотиваторы)
Зарплата; Социальные блага; Условия работы; Статус; Климат на предприятии; Рабочая атмосфера, обстановка; Отношение к начальству и к коллегам. Интересная работа: увлекательная постановка вопросов, многосторонность, возможность повысить свои знания; Самостоятельность и полномочия, свой участок работы; Возможность добиться ощутимых результатов; Признание достижений, выражающееся в увеличении дохода, полномочий, степени трудности поставленных задач; Профессиональное обучение и повышение квалификации как непрерывный процесс.

Следовательно, если устранить факторы недовольства работников трудовым окружением, то можно формировать мотивы его трудовой деятельности, используя факторы удовлетворенности трудом.

В таблице 4 приведены основные принципы обогащения содержания работы для мотивации трудовой деятельности.

Таблица 4. Принципы обогащения содержания работы по ф. Герцбергу

Принцип Задействованные факторы мотивации
1. Отмените некоторые виды контроля, сохранив ответственность. Ответственность и чувство достижения.
2. Повысьте ответственность работников за результаты их работы. Ответственность и признание.
3. Выделите работнику целостный блок работы (деталь, отдел и др.). Ответственность, чувство достижения и признания.
4. Предоставьте работнику дополнительные полномочия. Ответственность, чувство достижения и признания.
5. Периодически советуйтесь с самим работником, а не с его непосредственным начальником. Внутреннее признание, самоуважение.
6. Предлагайте работнику новые, все более трудные задачи. Профессиональный рост и обучение.
7. Поручайте работникам задания, требующие особых знаний и навыков. Ответственность, профессиональный рост и обучение.

Группы потребностей, предложенные разными авторами содержательных теорий, достаточно наглядно между собой соотносятся (см. Рис. 4).

Рис. 4.

Не смотря на тот существенный шаг вперед в развитии теории мотивации, который совершили содержательные концепции в этом направлении, они не лишены определенных недостатков, к которым можно отнести:

1. Игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора, сведение всего многообразия побудительных сил человека к ограниченному набору потребностей.

2. Недооценка индивидуальности человеческой деятельности. Пытаясь преодолеть ограниченность стимулирования по принципу «кнута и пряника» содержательные концепции мотивации попадают в собственную ловушку: пытаются ограничить поведение человека жесткой иерархией или набором внутренних ценностей.

3. Невозможность установить четкую корреляцию между различными потребностями человека ввиду отсутствия универсальной теории человеческой деятельности.

Эти недостатки, которые неизбежно заключали в себе все содержательные теории мотивации, попытались преодолеть другие исследователи в данной области, которые разрабатывали иные мотивационные модели, названные процессуальными.


Список литературы

1. Александров Е.А. О некоторых организационных критериях качества функционирования систем. Организация и управление. - М.,2010.

2. Бобрышев Д.Н. Основные категории теории управления. - М.,2008.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.,2009.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2010

5. Глухов В.В. Основы менеджмента. - СПб.,2010.

6. Ириков В.А. Модели и методы управления. - М.,2011.

7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - Н. Новгород, 2009.

8. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М., 2008.

9. Менеджмент организации. /Под ред. З.П. Румянцевой. - М., 2011.

10. Минтусов И. Проблемы теории и практики управления. - М., 2010.

11. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., 2011.

12. Страхова О.А. организация труда управленческого персонала. - СПб., 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: