Олигополия

Олигополия – «власть немногих» одна из самых распространенных структур рыночной экономики. В отличие от монополистической конкуренции, для олигополии характерна немногочисленность фирм (от 2 до 10-15), определяющих политику отрасли. Фирмы, входящие в олигополистический рынок велики и относительно и абсолютно, т.е. по сравнению с размерами совокупного рынка и размером производства. В силу этого положение каждой фирмы таково, что она может оказывать существенное влияние на поведение конкурентов и обстановку на рынке. Такое воздействие является существенным признаком олигополии и распространяется на все сферы конкуренции.

В выделении видов олигополии лежат разные критерии. Если в основу градации кладется вид выпускаемой продукции, то выделяют чистую и дифференцированную олигополии. Под чистой олигополией понимается такой рынок, на котором фирмы отрасли производят стандартную продукцию такую как: щебень, гравий, сталь, цемент, горюче-смазочные материалы и прочее. Дифференцированной олигополией называется рынок, на котором несколько фирм определяет политику рынка. К ним относятся фирмы, работающие в таких отраслях как станко- и автомобилестроение, в отраслях народного потребления, выпускающие телевизоры, шампуни, стиральный порошок, мыло и т.д. Если различие строится на количестве фирм, присутствующих на рынке, то выделяют жесткую и расплывчатую олигополии. Под жесткой олигополией понимается рынок, поделенный между минимальным количеством производителей, не более двух-трех фирм. Такой рынок по своим признакам близко подходит к рынку чистой монополии. Расплывчатая олигополия представляет собой рынок, на котором 60-80% его оборота контролируется несколькими фирмами, а оставшуюся часть рынка делят между собой множество мелких фирм.

Случается, что помимо олигополистических фирм в отрасли действуют средние и мелкие фирмы, но их присутствие не имеет решающего значения. Основной объем производимой продукции (более половины от всего производства) приходится на несколько ведущих фирм, которые формируют политику на рынке. Следовательно, олигополистическая конкуренция возникает на рынке, который контролируется сразу несколькими фирмами. Поэтому для него присуще наличие однородной или дифференцированной продукции, а установление цен идет по принципу лидерства, т.е. каждая фирма в установлении цен ориентируется на самую мощную, лидирующую в данной отрасли. Когда на рынке вместо производителей действует всего несколько покупателей, в таком случае возникает олигопсония. На олигополистическом рынке может возникнуть дуополия – ситуация, когда на рынке противостоят друг другу только две конкурирующие фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: