Допуски и посадки подшипников качения

Подшипники качения обладают полной взаимозаменяемостью. Присоединительными размерами подшипника качения являются наружный диаметр D, внутренний диаметр d и ширина кольца B. Допуски на изготовление посадочных поверхностей подшипника не совпадают с допусками по квалитетам, установленными для гладких и цилиндрических поверхностей. Для подшипников качения стандартом (ГОСТ 520-71) предусмотрены 5 классов точности (Р0, Р6, Р5, Р4, Р2). Класс точности указывается перед номером подшипника, при этом буква «Р» может опускаться (Р4-205 или 4-205), а нулевой класс (подшипники общего назначения) может не ставиться.

Рис. П1.5. Схема расположения полей допусков для посадочных диаметров подшипника и сопрягаемых с ними поверхностей (вал и корпус)
Рис. 1Схема расположения полей допусков для посадочных диаметров и сопрягаемых с ними поверхностей (вал и корпус).

На рис. П1.5 представлены схемы расположения полей допусков посадочных диаметров колец подшипника и поля допусков сопрягаемых с ними поверхностей для подшипника класса точности Р0 в соответствие с данными табл. П1.8.

Таблица П1.8 Поля допусков посадочных поверхностей, сопрягаемых с подшипниками качения по ГОСТ 3325
Класс точности подшипника Поля допусков посадочных поверхностей
отверстий корпусов для посадок валов для посадок
с зазором переход­ных с натягом с зазором переход­ных с натягом
0 и 6 (E9), E8, G7, (H9), H8, H7 Js7, (J7), K7, M7, N7 P7 (e9), e8, f8, f9, f7, f6 h11, (h10), h9, h8, h7, h6, js6, (j6), g6 r7, r6, p6, n6, m6, k6
5 и 4 G6, H6 Js6, (J6), K6, M6 P6, N6 g5 js5, (j5), h5 p5, n5, m5, k5

Стандартом установлены следующие обозначения полей допусков по классам точности подшипников: для внутренних колец (отверстия) L0, L6, L5, L4, L2; для наружных колец (валы) l0, l6, l5, l4, l2 (рис. П1.5). При этом допуски на отверстия внутренних колец перевернуты относительно нулевой линии, то есть поле допуска расположено не в тело кольца, как это принято для рядовых деталей, а из тела. В следствие перевернутости поля допуска L все посадки внутреннего кольца сдвигаются в сторону больших натягов - переходные посадки n, m и k становятся посадками с натягом, причем величина натяга в таких посадках несколько меньше по сравнению с нормальными посадками с натягом (от p до zc), а посадки с зазором h переходят в группу переходных посадок (рис. П1.5).

Режим работы подшипника определяется по отношению динамической эквивалентной нагрузки P к динамической грузоподъемности C: нормальный режим - 0,07< P/C £ 0,15; легкий режим - P/C £ 0,07; тяжелый режим - P/C > 0,15.

Рекомендуемые посадки для различных условий работы подшипника и разных видов нагружения колец представлены в табл. П1.9…П1.11.

Таблица П1.9

Посадки, рекомендуемые для установки колец подшипников при местном нагружении (ГОСТ 3325-85)

Режим работы Рекомендуемые посадки Примеры применения
Внутреннее кольцо на оси
Легкий L0/g6; L6/g6 Ролики конвейеров
Нормальный или тяжелый L0/f7; L0/g6; L0/h6; L6/f7; L6/g6; L6/h6 Колеса автомобилей, тракторов и самолетов
L0/h6; L6/h6 Ролики конвейеров, блоки грузоподъемных машин
Наружное кольцо в корпусе
Легкий Js7/l0; H7/l0; Js7/l6; H7/l6 Js6/l5; H6/l5; Js6/l4; H6/l4; Js5/l2;H5/l2 Быстроходные электродвигатели, бытовая техника
Нормальный M7/l0; K7/l0; Js7/l0; M7/l6; K7/l6; Js7/l6 Коробки передач, задние мосты автомобилей, узлы на конических роликовых подшипниках
Js7/l0; Js7/l6; Js6/l5; Js6/l4 Электродвигатели, шпиндели станков, узлы с радиально-упорными подшипниками
K6/l5; Js6/l5; K6/l4; Js6/l4; K5/l2; Js5/l2; Коленвалы двигателей, шпиндели шлифовальных станков
H8/l0; H8/l6 Узлы с упорными подшипниками без радиальной нагрузки
Тяжелый H7/l0; J7/l0; H7/l6; J7/l6 Узлы общего машиностроения, редукторы, тяговые электродвигатели, сельхозмашины
H9/l0; H8/l0; H9/l6; H8/l6; H6/l5; H6/l4 Узлы с упорными подшипниками без радиальной нагрузки на шариках
G7/l0; G7/l6; G6/l5; G6/l4 на роликах

На сборочных чертежах подшипниковых узлов посадку подшипника обозначают в виде дроби после номинального размера посадочного диаметра. Например, посадка с зазором наружного кольца подшипника диаметром 160 мм в корпус: Æ 160 H7/l0 (допускается Æ 160 H7-l0); переходная посадка внутреннего кольца подшипника диаметром 90 мм на вал: Æ 90 L0/js6 (допускается Æ 90 L0-js6).

Таблица П1.10

Посадки, рекомендуемые для установки внутренних колец подшипников при циркуляционном нагружении (ГОСТ 3325-85)

Диаметры отверстий подшипников, мм Рекомендуемые посадки Примеры применения
шариковых роликовых
Легкий или нормальный режим работы
до 50 L5/js5; L5/h5; L4/js5; L4/h5; L2/js4; L2/h4; L2/js3; L2/h3; Гидромоторы, малогабаритные электромашины, электрошпиндели, турбохолодильники
до 40 L0/k6; L0/js6; L6/k6; L6/js6; L5/js5; L4/js5; L2/js4; Сельхозмашины, турбокомпрессоры, газотурбинные двигатели, электромоторы, редукторы, коробки передач колесных и гусеничных машин, центрифуги, вентиляторы
до 100 L0/k6; L0/js6; L6/k6; L6/js6; L5/k5; L4/k5; L2/k4;
до 250 L0/m6; L6/m6
Нормальный или тяжелый режим работы
до 100 до 40 L0/k6; L0/js6; L6/k6; L6/js6; L5/k5; L4/k5; L2/k4 Электродвигатели (до 100 кВт), турбины, кривошипно-ползунные механизмы, шпиндели станков, крупные редукторы
свыше 100 до 100 L0/m6; L6/m6; L5/m5; L4/m5; L2/m4
-- до 250 L0/p6; L0/n6; L6/p6; L6/n6; L5/n5; L4/n5; L2/n4
Тяжелая и ударная нагрузка
-- Св. 50 до 140 L0/n6; L0/m6; L6/n6; L6/m6 Буксы тепловозов, трамваев и электровозов, коленвалы двигателей, крупные электродвигатели, экскаваторы, дорожные машины
-- Св. 140 до 200 L0/p6; L6/p6
-- Св. 200 до 250 L0/r7; L0/r6; L6/r7; L6/r6

Таблица П1.11

Посадки, рекомендуемые для установки наружных колец подшипников при циркуляционном нагружении (ГОСТ 3325-85)

Режим работы Рекомендуемые посадки Примеры применения
Нормальный N7/l0; N7/l6; M7/l0; M7/l6 Передние колеса автомашин и тягачей, ролики конвейеров, коленчатые валы, колеса мостовых кранов
Js7/l0; K7/l0; Js7/l6; K7/l6 Ролики ленточных конвейеров, барабаны комбайнов
Тяжелый P7/l0; P7/l6; P6/l5 Колеса автомобилей, тракторов, башенных кранов, ведущие колеса гусеничных машин и т.п.
K7/l0; K7/l6 Узлы со сферическими роликовыми подшипниками
Примечание. Для отверстий в разъемных корпусах рекомендуется выбирать поля допусков H7, H6, G7, G6.

Посадочные поверхности под установку подшипников должны иметь качественную обработку поверхности во избежание смятия и среза местных выступов (шероховатостей) при запрессовке и эксплуатации подшипников. При установке подшипников весьма желательно применение тепловой сборки (нагрев подшипника в масляной ванне с одновременным охлаждением вала твердой углекислотой или жидким азотом). Применяемая обычно в ремонтном производстве силовая сборка резко снижает срок жизни подшипника из-за взаимного перекоса колец после сборки. Перед установкой подшипников посадочные поверхности необходимо смазать жидкой или консистентной смазкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: