Компьютерные системы поддержки управленческих решений (КСПУР)

1. С использованием новых информационных технологий складывается новая человеко-машинная система принятия решений, включающая в себя:

1) методы и процедуры сбора, накопления, передачи, хранения и выдачи информации пользователю в требуемом для него виде;

2) работы с математическими моделями и комплексами моделей;

3) разработка вариантов решений в условиях неполной информации и нечётких данных.

2. Эта система поднимает на новый качественный уровень способ мышления лица, принимающего решение. Этому способствуют следующие черты КСПУР:

1) более строгая дисциплина и упорядоченность процесса принятия решений, системность поддержки этого процесса;

2) возможность научного обоснования принимаемых решений;

3) способность к экспериментированию, многовариантности и гибкости анализа;

4) комплексность анализа вариантов решений;

5) большая наглядность и образность результатов поддержки принятых решений.

3. Действительный эффект от применения КСПУР не всегда однозначно приводится к экономическому. Он не обязательно заключается, например, в экономии общего времени, потраченного на выработку и принятие решений. Скорее эффект в том, что при наличии этой системы есть возможность более глубокого анализа за то же время, которое обычно уходит на данную работу, т.е. возможность принятия качественно более совершенных решений.

4. КСПУР состоит из следующих подсистем:

1) экспертные системы, составляющие основу АРМов;

2) комплекс математических моделей анализа состояний и выработки решений;

3) баз данных и баз знаний;

4) системы управления моделями при помощи удобных для пользователя языков моделирования.

5. Принятие решений при появлении чрезвычайных ситуаций на данном объекте характеризуется острым дефицитом времени и в большинстве случаев быстро меняющейся обстановкой. Эти два фактора объясняют крайнюю необходимость использования компьютерных систем принятия решений при нарушении безопасности того или иного процесса.

6. Задачи, решаемые в экстремальных ситуациях, можно подразделить на ранее решавшиеся и уникальные. Но даже при решении аналогичных задач практически не бывает двух одинаковых чрезвычайных ситуаций. Поэтому наряду с использованием информации, хранящейся в базах данных, специалист (лицо, принимающее решение) должен вводить новую информацию, отображающую особенности данной чрезвычайной ситуации, корректировать значимость критериев, модифицировать метод ликвидации возникающей чрезвычайной ситуации.

Понятие менеджмента как науки управления

1. Менеджмент — это работа с людьми по определению, уяснению и достижению цели, стоящей перед организацией и достигаемых путем выполнения таких функций как:

1) планирование;

2) организация деятельности;

3) укомплектование штата;

4) руководство;

5) контроль.

В передовых странах с рыночной экономикой менеджмент считается профессией.

2. Существую различные понятия термина «менеджмент»: это и учебная дисциплина, и процесс управления. Мы рассматриваем менеджмент как процесс управления.

3. Менеджмент можно разделить на:

1) административный;

2) оперативный.

Административный — занимается постановкой задач, а затем планированием и организацией работ.

Оперативный — занимается надзором, мотивацией и взаимоотношением с работниками, чтобы привести к хорошим результатам в труде.

4. Менеджмент — сочетание науки и искусства. Эффективно работающие менеджеры используют научный подход в своей деятельности. Однако во многих вопросах планирования, руководства, общения с людьми они используют интуицию и практический опыт. У хороших менеджеров есть какие-то врожденные способности, которые позволяют им эффективно действовать в различных ситуациях.

5. Уровни менеджмента можно изобразить в виде пирамиды, где количество людей уменьшается по мере продвижения от неуправленческого уровня вверх.


Процессный научный подход в менеджменте. Общие положения

1. В связи с развитием производства начиная с прошлого века сформировалось понимание, что производством необходимо управлять систематизировано на основе научного подхода.

2. Выделяют 3 научных подхода:

— процессный;

— системный;

— ситуационный.

3. В свою очередь процессный подход включает 4 школы:

— научного управления;

— административную (классическую);

— человеческих отношений и поведенческих наук;

— школа количественных методов.

4. Школы пересекается в вопросах теории и практики, и в рамках одной организации встречаются элементы всех четырех школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: