В рамках процессного научного подхода получили широкое распространение количественные методы в управлении (экономико-математические методы);
Значительное место в разработке этих методов принадлежит российским ученым и в первую очередь Л.В. Канторовичу. За исследования по оптимальному использованию ресурсов, разработку математического аппарата линейного программирования и применения его для решения практических задач ему была присвоена Нобелевская премия.
Системный научный подход
1. Общим недостатком процессного подхода и его школ было то, что они концентрировали внимание на каком-то одном важном элементе, а не рассматривали эффективность управления, как функцию многих факторов. Серьезная попытка ликвидировать этот недостаток предпринята в рамках системного и ситуационного подходов.
2. Разработчики системного подхода (конец 70-х — по наше время) рассматривает организацию, как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Этот подход опирается на общую теорию систем.
3. Различают 2 вида систем: открытые и закрытые.
Закрытая система изолирована от внешней среды, т.е. не обмениваются с ней информацией и энергией.
Открытая система получает извне информацию, энергию, материалы, преобразует это и выдает конечный продукт. Открытая система способна приспосабливаться к изменениям внешней среды.
4. Закрытые системы не будучи связаны с внешней средой, движутся к дезорганизации и разрушению
5. Каждая организация представляет собой открытую систему, в свою очередь, состоящую из подсистем. А так как все они взаимозависимы, то неправильное функционирование хотя бы одной из подсистем окажет отрицательное воздействие на работу всей организации.
Ситуационный научный подход
1. Сущность ситуационного подхода (конец 60-х гг. – по наше время) состоит в учете конкретных обстоятельств (конкретной ситуации в конкретной организации в данное конкретное время).
2. Системный подход указывает на то, что организация состоит из многих взаимосвязанных элементов и является открытой системой, но конкретно не определяет основные факторы и условия внутри и вне данной организации.
3. Ситуационный подход является логическим продолжением системного. Он концентрирует внимание на конкретных факторах и их влиянии на деятельность организации в данное конкретное время.
4. Невозможно определить все факторы, влияющие на эффективность организации, но для практических целей менеджеры могут рассматривать наиболее значимые из них (немногим более десятка), которые можно разделить на 2 группы: внутренние факторы и внешние факторы.
5. Внутренние факторы:
— цели;
— задачи;
— технология;
— структура;
— кадры;
— ресурсы;
— результаты деятельности.
6. Внешние факторы:
— поставщики;
— конкуренты;
— законы и государственные органы;
— потребители;
— местные власти;
— социокультурные и политические факторы;
— состояние экономики.
Основные функции, выполняемые менеджерами
1. Переход к рыночной экономике требует комплексного подхода к задачам управления производством.
2. Хотя цели и задачи различных предприятий различаются, однако для их достижения необходимо выполнить определенную деятельность, одинаковую для всех организаций.
3. Виды деятельности, одинаковые для всех предприятий:
3.1.1. Производственная деятельность: производство продукции, переработка или оказание услуг.
3.1.2. Распределение: маркетинг, сбыт, обслуживание.
3.1.3. Финансовая деятельность: приобретение фондов, их использование, финансовое планирование.
4. Для успешного осуществления деятельности предприятия и учреждения, любой менеджер должен выполнять, по меньшей мере, 5 основных функций
4.1.1. Планирование.
4.1.2. Организация деятельности.
4.1.3. Укомплектование штата.
4.1.4. Руководство.
4.1.5. Контроль за деятельностью.