Крутецкий В. А

К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах.

В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности пси­хических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.

К 60602 — 305 _з_80 4308022100 103(03) – 80 ББК 88 15

Издательство «Просвещение», 1980 г.

Содержание


ОТ АВТОРА............................................................................................................................................. 6

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ............................................................................. 7

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ................................................... 7

§ 1. Общее понятие о психике и психологии....................................................................................... 7

§ 2. Материалистическое понимание психики.................................................................................... 9

§ 3. Значение и задачи психологии..................................................................................................... 13

§ 4. Методы психологии....................................................................................................................... 14

Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА............................................................................................................ 23

§ 1. Строение нервной системы........................................................................................................... 23

§ 2. Кора больших полушарий мозга................................................................................................... 26

§ 3. Работа нервной системы человека................................................................................................ 29

Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ....................................................................... 36

§ 1. Развитие психики в животном мире............................................................................................ 36

§ 2. Сознание человека и его общественная природа........................................................................ 40

Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................. 44

Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ...................... 44

§ 1. Понятие о личности....................................................................................................................... 44

§ 2. Общественная природа личности и ее формирование............................................................... 45

§ 3. Направленность личности............................................................................................................. 48

§ 4. Личность и коллектив.................................................................................................................... 50

Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................................................. 53

§ 1. Понятие о деятельности................................................................................................................. 53

§ 2. Структура деятельности................................................................................................................. 54

§ 3. Виды деятельности......................................................................................................................... 55

§ 4. Умения и навыки человека............................................................................................................ 59

§ 5. Привычки........................................................................................................................................ 63

Глава VI. ВНИМАНИЕ....................................................................................................................... 66

§ 1. Внимание и его физиологические основы.................................................................................. 66

§ 2. Виды и свойства внимания........................................................................................................... 69

§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников.......................................................................... 75

Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ................................................ 79

Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ..................................................................................................................... 79

§ 1. Понятие об ощущении.................................................................................................................. 79

§ 2. Анализаторы как органы ощущений............................................................................................ 79

§ 3. Виды ощущений............................................................................................................................. 81

§ 4. Общие закономерности ощущений.............................................................................................. 85

§ 5. Развитие ощущений....................................................................................................................... 86

Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................................. 89

§ 1. Восприятие и его физиологические основы............................................................................... 89

§ 2. Основные особенности восприятия............................................................................................. 90

§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей.................................................................... 93

Глава IX.ПАМЯТЬ............................................................................................................................... 96

§ 1. Память и ее значение........................................................................ 96

§ 2. Физиологические основы памяти................................................................................................. 97

§ 3. Процессы памяти............................................................................................................................ 98

§4. Виды памяти.................................................................................................................................. 100

§ 5. Запоминание и условия его эффективности............................................................................. 104

§ 6. Забывание и борьба с ним........................................................................................................... 108

§ 7. Индивидуальные особенности памяти...................................................................................... 110

§ 8. Развитие памяти у детей.............................................................................................................. 111

Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ....................................................................................................... 114

§ 1. Понятие о мышлении.................................................................................................................. 114

§ 2. Речь и ее функция......................................................................................................................... 116

§ 3. Операции мышления.................................................................................................................... 117

§ 4. Основные формы мышления....................................................................................................... 119

§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека................................................................ 121

§ 6. Виды речи...................................................................................................................................... 123

§ 7. Развитие мышления и речи у детей............................................................................................ 125

Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ.......................................................................................................... 129

§ 1. Понятие о воображении............................................................................................................... 129

§ 2. Виды воображения....................................................................................................................... 130

§ 3. Развитие воображения у детей.................................................................................................... 134

Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА................................................................................................. 136

§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах...................................................................................... 136

§ 2. Особенности эмоций.................................................................................................................... 138

§ 3. Виды чувств.................................................................................................................................. 142

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей.............................................................................................. 144

Глава XIII. ВОЛЯ.............................................................................................................................. 146

§ 1. Общее понятие о воле.................................................................................................................. 146

§ 2. Анализ волевого действия........................................................................................................... 148

§ 3. Волевые качества личности........................................................................................................ 150

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей.......................................................................................... 152

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ................................... 155

Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ............................................................................................................. 155

§ 1. Понятие о темпераменте.............................................................................................................. 155

§ 2. Физиологические основы темперамента................................................................................... 156

§ 3. Характеристика темпераментов.................................................................................................. 158

§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.................................................. 160

Глава XV. ХАРАКТЕР........................................................................................................................ 163

§ 1. Понятие о характере..................................................................................................................... 163

§ 2. Черты характера............................................................................................................................ 165

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания..................................................................... 168

Глава XVI. СПОСОБНОСТИ........................................................................................................... 171

§ 1. Понятие о способностях и их природе...................................................................................... 171

§ 2. Виды способностей...................................................................................................................... 174

§ 3. Способности и личность.............................................................................................................. 176

§ 4. Условия развития способностей у детей.................................................................................... 177

Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ...................................................... 181

Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.................................................... 181

§ 1. Общие закономерности психического развития...................................................................... 181

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей.......................................................................... 183

Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.................... 185

§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте........................................................ 185

§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте................................................................................. 186

§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе.................................................................................. 187

Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.............. 190

§ 1. Общая характеристика возраста................................................................................................. 190

§ 2. Учебная деятельность младшего школьника............................................................................. 191

§ 3. Особенности развития познавательных процессов.................................................................. 193

§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте........................................................ 196

Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА............................................................................................................................................................... 201

§ 1. Общая характеристика подросткового возраста...................................................................... 201

§ 2. Учебная деятельность и труд подростка.................................................................................... 202

§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте................................................................. 204

§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения................................................................. 207

§ 5. Интересы и способности подростков......................................................................................... 209

§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника........................................... 210

§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками.................................... 212

Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ......................................... 215

Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 215

§ 1. Учение и era закономерности...................................................................................................... 215

§ 2. Формирование у школьников научных понятий...................................................................... 218

§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления................................. 221

§ 4. Индивидуализация обучения...................................................................................................... 223

Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ............................................................ 226

§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника............................................... 226

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия........................................................ 229

§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания................................................................................... 234

§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда.............................................. 236

§ 5. Индивидуальный подход в воспитании.................................................................................... 239

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ........................................ 243

§ 1. Личность советского учителя..................................................................................................... 243

§ 2. Педагогические способности...................................................................................................... 244

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 248

Примерная программа изучения учащихся...................................................................................... 248

Общие сведения об учащемся............................................................................................................ 248

Направленность личности учащегося............................................................................................... 249

Воля и характер учащегося................................................................................................................. 249

Психолого-педагогическая характеристика..................................................................................... 250

Программа изучения ученического коллектива (III класс)............................................................ 251

ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................................... 252



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: