К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах.
В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.
К 60602 — 305 _з_80 4308022100 103(03) – 80 ББК 88 15
Издательство «Просвещение», 1980 г.
Содержание
ОТ АВТОРА............................................................................................................................................. 6
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ............................................................................. 7
Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ................................................... 7
§ 1. Общее понятие о психике и психологии....................................................................................... 7
§ 2. Материалистическое понимание психики.................................................................................... 9
|
|
§ 3. Значение и задачи психологии..................................................................................................... 13
§ 4. Методы психологии....................................................................................................................... 14
Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА............................................................................................................ 23
§ 1. Строение нервной системы........................................................................................................... 23
§ 2. Кора больших полушарий мозга................................................................................................... 26
§ 3. Работа нервной системы человека................................................................................................ 29
Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ....................................................................... 36
§ 1. Развитие психики в животном мире............................................................................................ 36
§ 2. Сознание человека и его общественная природа........................................................................ 40
Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................. 44
Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ...................... 44
§ 1. Понятие о личности....................................................................................................................... 44
§ 2. Общественная природа личности и ее формирование............................................................... 45
§ 3. Направленность личности............................................................................................................. 48
§ 4. Личность и коллектив.................................................................................................................... 50
Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................................................. 53
§ 1. Понятие о деятельности................................................................................................................. 53
§ 2. Структура деятельности................................................................................................................. 54
|
|
§ 3. Виды деятельности......................................................................................................................... 55
§ 4. Умения и навыки человека............................................................................................................ 59
§ 5. Привычки........................................................................................................................................ 63
Глава VI. ВНИМАНИЕ....................................................................................................................... 66
§ 1. Внимание и его физиологические основы.................................................................................. 66
§ 2. Виды и свойства внимания........................................................................................................... 69
§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников.......................................................................... 75
Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ................................................ 79
Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ..................................................................................................................... 79
§ 1. Понятие об ощущении.................................................................................................................. 79
§ 2. Анализаторы как органы ощущений............................................................................................ 79
§ 3. Виды ощущений............................................................................................................................. 81
§ 4. Общие закономерности ощущений.............................................................................................. 85
§ 5. Развитие ощущений....................................................................................................................... 86
Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................................. 89
§ 1. Восприятие и его физиологические основы............................................................................... 89
§ 2. Основные особенности восприятия............................................................................................. 90
§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей.................................................................... 93
Глава IX.ПАМЯТЬ............................................................................................................................... 96
§ 1. Память и ее значение........................................................................ 96
§ 2. Физиологические основы памяти................................................................................................. 97
§ 3. Процессы памяти............................................................................................................................ 98
§4. Виды памяти.................................................................................................................................. 100
§ 5. Запоминание и условия его эффективности............................................................................. 104
§ 6. Забывание и борьба с ним........................................................................................................... 108
§ 7. Индивидуальные особенности памяти...................................................................................... 110
§ 8. Развитие памяти у детей.............................................................................................................. 111
Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ....................................................................................................... 114
§ 1. Понятие о мышлении.................................................................................................................. 114
§ 2. Речь и ее функция......................................................................................................................... 116
§ 3. Операции мышления.................................................................................................................... 117
§ 4. Основные формы мышления....................................................................................................... 119
§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека................................................................ 121
§ 6. Виды речи...................................................................................................................................... 123
§ 7. Развитие мышления и речи у детей............................................................................................ 125
Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ.......................................................................................................... 129
§ 1. Понятие о воображении............................................................................................................... 129
§ 2. Виды воображения....................................................................................................................... 130
§ 3. Развитие воображения у детей.................................................................................................... 134
Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА................................................................................................. 136
§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах...................................................................................... 136
§ 2. Особенности эмоций.................................................................................................................... 138
|
|
§ 3. Виды чувств.................................................................................................................................. 142
§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей.............................................................................................. 144
Глава XIII. ВОЛЯ.............................................................................................................................. 146
§ 1. Общее понятие о воле.................................................................................................................. 146
§ 2. Анализ волевого действия........................................................................................................... 148
§ 3. Волевые качества личности........................................................................................................ 150
§ 4, Развитие и воспитание воли у детей.......................................................................................... 152
Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ................................... 155
Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ............................................................................................................. 155
§ 1. Понятие о темпераменте.............................................................................................................. 155
§ 2. Физиологические основы темперамента................................................................................... 156
§ 3. Характеристика темпераментов.................................................................................................. 158
§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.................................................. 160
Глава XV. ХАРАКТЕР........................................................................................................................ 163
§ 1. Понятие о характере..................................................................................................................... 163
§ 2. Черты характера............................................................................................................................ 165
§ 3. Формирование характера и пути его воспитания..................................................................... 168
Глава XVI. СПОСОБНОСТИ........................................................................................................... 171
§ 1. Понятие о способностях и их природе...................................................................................... 171
§ 2. Виды способностей...................................................................................................................... 174
§ 3. Способности и личность.............................................................................................................. 176
§ 4. Условия развития способностей у детей.................................................................................... 177
|
|
Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ...................................................... 181
Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.................................................... 181
§ 1. Общие закономерности психического развития...................................................................... 181
§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей.......................................................................... 183
Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.................... 185
§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте........................................................ 185
§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте................................................................................. 186
§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе.................................................................................. 187
Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.............. 190
§ 1. Общая характеристика возраста................................................................................................. 190
§ 2. Учебная деятельность младшего школьника............................................................................. 191
§ 3. Особенности развития познавательных процессов.................................................................. 193
§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте........................................................ 196
Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА............................................................................................................................................................... 201
§ 1. Общая характеристика подросткового возраста...................................................................... 201
§ 2. Учебная деятельность и труд подростка.................................................................................... 202
§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте................................................................. 204
§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения................................................................. 207
§ 5. Интересы и способности подростков......................................................................................... 209
§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника........................................... 210
§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками.................................... 212
Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ......................................... 215
Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 215
§ 1. Учение и era закономерности...................................................................................................... 215
§ 2. Формирование у школьников научных понятий...................................................................... 218
§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления................................. 221
§ 4. Индивидуализация обучения...................................................................................................... 223
Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ............................................................ 226
§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника............................................... 226
§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия........................................................ 229
§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания................................................................................... 234
§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда.............................................. 236
§ 5. Индивидуальный подход в воспитании.................................................................................... 239
Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ........................................ 243
§ 1. Личность советского учителя..................................................................................................... 243
§ 2. Педагогические способности...................................................................................................... 244
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 248
Примерная программа изучения учащихся...................................................................................... 248
Общие сведения об учащемся............................................................................................................ 248
Направленность личности учащегося............................................................................................... 249
Воля и характер учащегося................................................................................................................. 249
Психолого-педагогическая характеристика..................................................................................... 250
Программа изучения ученического коллектива (III класс)............................................................ 251
ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................................... 252