Анализ кредитных вложений

Источники информации:

1. локальные нормативные правовые акты, в которых определены стратегия управления,

политика и процедуры выявления, измерения (оценки), мониторинга и контроля кредитного риска

(включая риск контрагента);

2. широкий круг сведений, собираемых банками в базе данных, в разрезе клиентов и

контрагентов кредитной организации.

Например, при кредитовании юридических и физических лиц используется следующая

информация:

а) общие сведения о клиенте; сфера деятельности клиента; взаимоотношения клиента с банком;

наличие кредитной истории, ее продолжительность и качество; наличие счетов и депозитов в

банке; сведения о регулярных поступлениях средств на счета и об обязательных (регулярных)

платежах; наличие кредитов в других банках; сведения из кредитного бюро;

б) финансовое состояние клиента – оценка финансового состояния (платежеспособности) клиента;

скоринговая оценка; внутренний рейтинг банка; кредитный рейтинг, присвоенный

международным рейтинговым агентством (его изменение); по физическому лицу - соотношение

выдаваемого кредита (всех финансовых обязательств) и месячного дохода должника (семьи),

суммы кредита и стоимости объекта кредитования)

в) сведения о кредитной операции; данные анализа движимого и недвижимого имущества, иного

обеспечения кредита;

г) иные сведения, позволяющие объективно оценить способность должника исполнить свои

договорные обязательства.

Выявление и измерение (оценка) кредитного риска осуществляется на уровне отдельного актива

(должника, группы взаимосвязанных должников), на уровне отдельных кредитных портфелей

(однородных групп активов или видов деятельности) и на уровне банка (кредитного портфеля) в

целом.

При кредитовании физических лиц для анализа их платежеспособности в целях эффективной

оценки кредитного риска используется следующая информация: сведения, характеризующие

личность клиента, его взаимоотношения с банком, доходы и движение денежных средств

(совокупный доход семьи), а также обеспечение кредита.

Способы оценки кредитоспособности клиентов банка:

1. Скоринговые модели относятся к числу методов экспресс-анализа.

Скоринг – это математико-статистическая модель, позволяющая вычислить вероятность возврата

конкретного кредита в назначенный срок. Ее информационной базой служат кредитные истории

клиентов банка (их ретроспективный анализ). Эти модели получили распространение при

экспресс-кредитовании, при выпуске банком кредитных пластиковых карточек для оценки

кредитоспособности физических лиц. Практика подтвердила возможность на их основе эффективно

управлять кредитным портфелем.

2. Методики определения кредитоспособности.

Каждым банком Республики Беларусь разрабатываются обычно несколько собственных методик

определения кредитоспособности (отдельно по физическим и юридическим лицам; по

краткосрочным и долгосрочным кредитам; финансовому лизингу; по межбанковским кредитным

операциям и т.п.). Характерными особенностями этих методик являются использование:

Ø значительного перечня документов для оценки платежеспособности клиента;

Ø преимущественно количественных показателей; ранжирование групп показателей, характеризующих

какой-либо параметр (например, деловую активность клиента);

Ø расчет относительных величин и оценок по специальным формулам; корректирующих

коэффициентов (в отдельных случаях – учет мнения экспертов).

В целом, рассматриваемые методики позволяют специалисту с достаточной степенью точности

оценить степень кредитного риска. Однако, в будущем финансовое положение кредитополучателя

может качественно измениться, что невозможно учесть в рамках этих методик.

3. Андеррайтинг.

Андеррайтинг является составной частью процесса ипотечного кредитования. Его цель – оценка

вероятности погашения кредита на основе широкого круга качественных и количественных

показателей платежеспособности потенциального клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: