Понятие о трансфертном ценообразовании

При условиях децентрализованной организации производства разные центры ответственности часто обмениваются между собой товарами и услугами. Для объективной оценки их деятельности важное значение имеет оптимальный выбор подхода к трансфертному ценообразованию. Трансфертная цена — это внутренняя цена, по которой одно подраздеение предприятия (цех, отдел и т.п.) передает другому продукцию или услуги. Трансфертная цена должна: содействовать достижению предприятием определенной цели, обеспечивать гармоническое объединение цели подразделения с общей целью предприятия; быть гибкой (предусматривать систему скидок) и равноценной для менеджеров разных уровней управления; не иметь негативного влияния на эффективность функционирования центра продавца или центра покупателя; содействовать обеспечению автономности центров ответственности; быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; содействовать созданию условий для мотивации деятельности руководителей центров ответственности.

Существуют разные методы установления трансфертных цен. Чаще всего применяют такие методы:

1) установление трансфертной цены с ориентацией на рыночные цены на аналогичные товары или услуги;

2) установление трансфертной цены на основе затрат (плановых или фактических, полных или переменных) на изготовление товаров (полуфабрикатов) или предоставление услуг;

3) установление договорной трансфертной цены.

На предприятиях стран с развитой рыночной экономикой чаще всего применяют трансфертные цены, которые базируются на рыночной или договорной цене.

Для обеспечения эффективности трансфертного ценообразования на основе рыночных договорных цен руководителям центров ответственности необходимо предоставлять право свободно выбирать партнеров как на внешнем, так и на внутреннем (внутри предприятия) рынке, а также условий решения хозяйственных проблем через арбитраж.

Считают, что трансфертную цену устанавливают на уровне минимального значения цены полуфабриката или услуги, на который соглашается центр продавца, и максимального допустимого значения цены этого полуфабриката или услуги для центра продавца. При соблюдении этого условия трансфертные цены не имеют негативного влияния на финансовые результаты деятельности подразделений предприятия.

Необходимым условием применения рыночных цен при трансфертном ценообразовании является существование рынка промежуточной продукции и стабильность цен на нее. При этом надо соблюдать такие принципы:

1) подразделение, которое покупает продукт или услугу внутри предприятия, должно это делать до тех пор, пока подразделение, которое продает продукцию, соблюдает политику рыночных цен. В противном случае оно имеет право покупать продукцию на внешнем рынке

2) подразделение, которое продает продукцию или услуги, должно иметь право реализовать ее на внешнем рынке.

Договорные трансфертные цены используют в случае несовершенной конкуренции на рынке продукта или полуфабриката. В этом случае при установлении трансфертной цены учитывают альтернативные затраты, которые существуют при альтернативах внутреннего отпуска полуфабриката или его реализации внешним потребителям. Например, если общая сумма переменных затрат на производство и реализацию единицы продукции составляет 50 грн., в том числе 3 грн. — переменные затраты на сбыт, то при внутреннем отпуске продукции минимальное значение договорной трансфертной цены единицы продукции должно составлять 47 грн. (50 - 3), а максимальное — 50 грн. На основании переговоров между покупателем и продавцом определяют конкретное значение трансфертной цены продукции.

Понятно, что окончательное решение о приобретении полуфабрикатов у внешних поставщиков принимают лишь при условии повышения прибыльности деятельности предприятия вообще.

Если для формирования трансфертных цен использования рыночных цен невозможно или достаточно дорого, их разрабатывают на основе затрат. В этом случае трансфертную цену полуфабриката или услуги определяют на основе их:

- себестоимости;

- себестоимости и суммы наценки;

- переменных затрат и суммы наценки.

Сумма наценки, которую включают в трансфертные цены, дает возможность центрам ответственности возмещать собственные затраты и получить определенную сумму прибыли.

При использовании трансфертных цен на основе затрат для стимулирования экономии дополнительно обосновываются нормы (стандарты) затрат. Применение трансфертных цен на основе затрат предопределяет повышение контроля по уровню затрат каждого центра ответственности, однако возможны такие варианты разработки трансфертных цен на основе затрат, которые отвечают интересам лишь отдельных подразделений, а не предприятию в целом.

Данные об объемах применения разных методов трансфертного ценообразования на предприятиях и корпорациях стран мира представлены в табл. 8:

Таблица - Применение методов трансфертного ценообразования, %

  № с/п   Название методов   США   Авст- ралия   Канада   Япония   Индия Велеликобритания
               
  А. Трансфертные цены внутри страны
  На основе рыночных цен            
           
  На основе затрат:            
  — переменных            
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: