Контроль маркетинга — постоянная, систематическая инепредвзятая проверка и оценка положения ипроцессов в области маркетинга, направленная на выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, другими словами — сравнение норм и реального положения.
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля (табл. 1), предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности турфирмы, выявления всех недостатков и принятия соответствующих мер.
Таблица - Система маркетингового контроля
Вид контроля | Цель контроля | Содержание | |
Контроль результатов | |||
Контроль ежегодных планов | Проверить, были ли | Анализ сбыта; анализ доли рынка; | |
Достигнуты запланированные результаты | Сравнение затрат и продаж; финансовый анализ; анализ мнений потребителей | ||
Контроль прибыльности | Проверить, где туристическая компания получает и теряет деньги | Прибыльность по продуктам; прибыльность по территориям; прибыльность по покупателям; прибыльность по сегментам рынка; прибыльность по каналам сбыта | |
Контроль эффективности маркетинговых мероприятий | Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности | эффективность рекламы; эффективность стимулирования сбыта; эффективность распределения | |
Ревизия маркетинга | |||
Стратегический контроль | Проверить, наилучшим ли образом компания использует маркетинговые возможности | Маркетинговый аудит; пересмотр качества маркетинга; пересмотр этической и социальной ответственности компании |
Главное в контроле ежегодных планов — управление но целям, в котором выделяют четыре этапа.
Процесс контроля:
Установление плановых величин — целей: чего мы хотим достичь?
Измерение реальных показателей деятельности – что происходит?
Анализ деятельности — сравнение: почему это происходит?
Корректирующие действия: что с этим делать?
Данная модель контроля применима на всех уровнях организации. Высшее руководство фирмы устанавливает показатели по прибыли и объемам продаж на год. Для каждого последующего уровня управления эти цели конкретизируются в различных показателях.
Контроль над выполнением плана
Данный вид контроля осуществляется посредством анализа ряда показателей основными из которых являются следующие.
1. Анализ сбыта (заключается в измерении фактического объема продаж и
его сравнении с плановыми показателями).
Методы анализа сбыта:
Анализ отклонений продаж ( позволяет определить влияние различных факторов на разрыв между реальным и планировавшимся объемом продаж.
Анализа микропродаж ( рассматриваются отдельные товары, территории — все факторы, которые не позволили решить поставленную задачу).
2. Анализ доли рынка (заключается в анализедоли рынка,
принадлежащей компании, с целью выяснения насколько успешны ее действия в сравнении с конкурентами).
Для определения доли рынка используются три способа:
1) общая доля рынка — это продажи фирмы, отнесенные к суммарному объему продаж всех компаний на рассматриваемом рынке и умноженные на 100%;
2) доля обслуживаемого рынка — это объем продаж компании, отнесенный к совокупному объему продаж на обслуживаемом фирмой рынке.
3) относительная доля рынка (ОДР) — это доля рынка компании, соотнесенная с долей рынка ее крупнейшего конкурента.
3. Анализ маркетинговых расходов и объема продаж (заключается в контроле над осуществляемыми для достижения поставленных целей расходами). Основным управленческим показателем является коэффициент маркетинговых затрат/ объем продаж.
4. Финансовый анализ (позволяет определить факторы, влияющие на норму дохода на собственный капитал, которая исчисляется как отношение чистой прибыли к чистой стоимости (собственный капитал)).
Норма возврата по чистой стоимости = Чистая прибыль
Чистая стоимость
5. Маркетинговый оценочный анализ (представляет собой систему рыночных оценок имеющих количественную направленность). Наиболее значимы для туристского предприятия две системы рыночных оценок: маркетинговая оценка покупателей и контроль над прибыльностью.
Маркетинговая оценка покупателей основывается на анализе следующих показателей:
· число новых покупателей;
· число неудовлетворенных потребителей;
· потерянные покупатели;
· осведомленность целевого рынка;
· предпочтения целевого рынка;
· относительное качество продукции;
· относительное качество сервиса.
По каждому показателю должны быть установлены нормы, и когда текущие величины выходят за допустимые рамки, руководство компании должно предпринять корректирующие воздействия.
Контроль над прибыльностью начинается с определения рентабельности деятельности фирмы, основными объектами при этом выступают: продукт; потребитель; сегмент рынка; канал сбыта; территория ит. д.
Чаще всего анализируют рентабельность своих сбытовых действий по товарам. Информация по этим объектам позволяет руководству фирмы определить целесообразность расширения производства, сокращения или прекращения поддержки конкретных товаров и различных маркетинговых действий.
Контроль над эффективностью деятельности службы маркетинга
Немаловажным элементом контроля результата является оценка эффективности деятельности службы маркетинга
Вопрос об оценке эффективности деятельности службы маркетинга, ввиду отсутствия единой методики, на каждом предприятии решается самостоятельно. Основными направлениями оценки эффективности деятельности службы маркетинга являются:
1. оценка эффективности торгового персонала. Менеджеры службы сбыта должны отслеживать следующие показатели деятельности торговых работников:
· среднее число телефонных звонков (с предложением заключить сделку) на одного работника в день;
· среднее время одного телефонного контакта;
· средний доход па один звонок;
· средние затраты на один звонок;
· затраты на прием посетителей, приходящиеся на один звонок;
· процент заказов на 100 звонков;
· число новых покупателей за период;
· число потерянных покупателей за период;
· затраты на содержание торгового персонала в процентах от объема продаж.
2. оценка эффективности рекламы. Приизмерении действенности проведенной рекламной кампании необходимо учитывать динамику следующих показателей:
· затраты на достижение тысячи целевых потребителей с помощью данного средства рекламы;
· процент аудитории, заметившей, просмотревшей или прочитавшей большую часть рекламного обращения;
· мнения потребителей о содержании и эффективности рекламы;
· отношение к продукту до и после рекламы;
· число запросов товара, вызванное рекламным обращением;
· расходы на один запрос (покупку).
3. Анализ эффективности стимулирования сбыта. Необходимо отслеживать динамику следующих показателей:
· доля продаж, совершенных в рамках мероприятий по стимулированию, в общем объеме сбыта;
· сумма затрат на представление товара па каждый доллар от продаж;
· процент возмещенных купонов;
· число запросов (покупок), вызванных демонстрацией продукта.
Если в компании есть менеджер по стимулированию сбыта, он может проанализировать результаты различных мероприятий ивыдать рекомендации менеджерам по продуктам о том, какие из товаров являются наиболее эффективными.
4. Эффективность распределения. При оценке канала распределения туроператору следует учитывать возможность контроля над деятельностью его участников, которые в большинстве случаев стремятся лишь к максимизации собственной прибыли. Стратегический контроль маркетинга, или ревизия маркетинга — это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы (или ее организационной единицы), ее задач, стратегий и оперативно-коммерческой деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы. Таким образом, целью ревизии маркетинга является обнаружение имеющихся проблем в организации маркетинговой деятельности и разработка соответствующих мероприятий по их преодолению.