Затратные методы

Методы ценообразования, основанные на затраты, применяются при формировании цен:

- на продукцию предприятий естественных монополий;

- в условиях индивидуального производства;

- для определения нижней границы цены.

Сущность затратного метода ценообразования состоит в определении цены посредством суммирования всех затрат на производство единицы товара и добавления нормы прибыли. Как правило, учитываются средняя себестоимость и средний уровень прибыли.

При использовании этого метода исходным является расчет полной себестоимости с учетом следующих составляющих:

- сырье и материалы (включая налоги и неналоговые платежи, приравненные к материальным затратам);

- амортизация основных фондов;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- прочие расходы.

Прибыль определяется с учетом средней сложившейся на предприятии рентабельности продукции.

Пример. Если себестоимость продукции равна 10 тыс. руб., а рентабельность по отношению к себестоимости составляет 20 %, то цена (без учета косвенных налогов) равна 12,0 тыс. руб.

10 + (10 * 0,20) = 12,0 тыс. руб.

Разновидностью затратного метода являются методы надбавок (метод «средние затраты плюс прибыль»).

Самый простой и распространенный способ ценообразования. Он заключается в начислении определенной наценки на затраты на производство и реализацию товара.

Цена = Затраты + Прибыль (18)

Величина наценки, добавленной организацией, может быть стандартной для каждого вида товара и широко дифференцированной в зависимости от его вида, стоимости единицы изделия, объемов продаж, оборачиваемости товарных запасов и соотношениями между марками производителей и частными марками. Стандартная оценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренции, а, следовательно, определить оптимальную цену.

Например, строительно-монтажные, пусконаладочные работы оцениваются таким образом. Строительные организации дают предложения на производство работ из расчета полной суммы затрат плюс плановая прибыль, рассчитанная в процентах от отдельных составляющих затрат.

Эта методика очень популярна, что объясняется тремя причинами. Во-первых, продавцы больше знают о затратах, чем о спросе. Привязывая цену к затратам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цену в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все организации отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета «средние затраты плюс прибыль» более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

К отрицательным моментам этого метода следует отнести следующие: метод не связан с конъюнктурой рынка, а также не учитывает потребительские свойства товара.

При использовании этого метода затраты или цены могут определяться агрегатным методом, а также методом структурной аналогии.

Агрегатный метод используется, если вновь выпущенная продукция состоит из отдельных конструктивных элементов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себестоимость каждого из которых известна. Цена или себестоимость продукции определяется суммированием цен (себестоимости) отдельных элементов изделия.

Цена = Сумма цен элементов (19)

Этот метод применяется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определении цен сложных видов техники. Преимущества метода заключаются в простоте расчетов для производителей продукции. К недостаткам можно отнести следующие:

1. Нет учета конъюнктуры рынка.

2. Ошибки в определении цены элементов приводят к ошибкам в определении цены продукции.

Метод структурной аналогии заключается в определении структуры затрат на основе статистического материала по однотипной продукции. В качестве основополагающих элементов затрат при расчете цены по этому методу выделяются материальные затраты или заработная плата. Затем, зная абсолютную величину того или иного вида затрат по новому изделию и его удельный вес в структуре затрат, можно рассчитать затраты на производство и реализацию нового товара по формуле

, (20)

где:

Сн – затраты на производство нового товара;

МЗн (ЗПн) – материальные затраты или заработная плата на единицу продукции;

УВмз(УВзп) – удельный вес материальных затрат (заработной платы) в составе затрат по аналогичной группе товаров, выраженный в %.

Этот метод применяется при определении цены на стадии технического задания. Кроме того, по данному методу в мировой торговле определяются скользящие цены на сложное оборудование производственного назначения (прокатные станы, турбогенераторы, суда и др.).

Величина окончательной цены зависит от изменения цен материалов и ставок заработной платы на момент составления контракта.

Пример.

Рассчитать плановый уровень затрат на новую модель дрели. За базу сравнения принят аналогичный товар, выпускаемый серийно. Удельный вес материальных затрат в базовом изделии 60 %, проектируемые материальные затраты по новой модели - 1500 тыс. условных единиц.

Цн = 1500 / 0,6 = 2 500 тыс. условных единиц

Прибыль определяется согласно плановому уровню рентабельности.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли (метод дохода на капитал) – это еще один метод ценообразования на основе издержек. В этом случае организация стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Этим методом пользуются предприятия коммунальных служб, для которых существует ограничение размеров нормы прибыли.

Методика ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности. Такой метод ценообразования требует от организации рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для получения целевой прибыли, а также вероятности достижения этого при каждой возможной цене товара.

Рассматривая все затратные методы ценообразования в целом, необходимо отметить, что им присущи определенные недостатки. Эти методы не учитывают, как существующий спрос на продукцию, так и цены конкурентов. Устранить эти недостатки позволяют методы, основанные на учете качества.

Когда цены на всех предприятиях отрасли законодательно формируются затратными методами, появляется прямая зависимость получаемой прибыли от уровня затрат. И если в отрасли отсутствует конкуренция между товаропроизводителями, такая система активно способствует росту цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: