Методы ценообразования, ориентированные на качество

Суть методов заключается в определении количественной зависимости между ценой и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества продукции в пределах параметрического ряда.

Параметрический ряд — это группа единиц продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое (или сходное) функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Одним из основных методов, основанных на учете качества, является метод удельной цены.

Такой метод используется для определения и анализа цен товаров, которые могут быть достаточно полно охарактеризованы одним из основных качественных параметров. К последним параметрам относятся производительность, мощность, содержание полезного компонента в веществе, емкость и др. Эти показатели выражают потребительскую стоимость, полезность продукции и в значительной мере определяют общий уровень цены изделия. Данный метод наиболее часто используется для определения цен в машиностроении на ранних стадиях проектирования и конструирования новой продукции (техническое издание, техническое предложение, технический проект).

Механизм этого метода следующий. Сначала определяется цена единицы основного параметра качества по формуле

, (21)

где:

Цу — удельная цена на единицу основного параметра качества;

Цб - абсолютная величина цены базового или аналогичного изделия;

Хб - значение основного параметра базового изделия в соответствующих единицах измерения.

Затем рассчитывается цена нового изделия по формуле

, (22)

где:

Цн - цена нового изделия;

Цу - удельная цена;

Хн - значение основного параметра качества нового изделия в соответствующих единицах.

Пример.

Определить отпускную цену нового монтажного крана на стадии технического проектирования. Отпускная цена крана, принятого за базу для сравнения с новым, составляет 140,4 млн. условных единиц, грузоподъемность этого крана - 5,2 т. Грузоподъемность нового крана 8 т. Решение:

Цу = 140,4 / 5,2 = 27 млн. условных единиц / тонну.

Цн= 27 х 8 =216 млн. условных единиц.

Недостатком метода удельной цены является учет при определении цены одного качественного параметра. Основная же масса товаров (особенно их сложные виды) характеризуется комплексом технико-экономических параметров.

Устранить этот недостаток может балловый метод ценообразования, суть которого заключается в формировании цен на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделия для потребителей. Балловый метод используется, в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров качества, в том числе таких, которые не поддаются количественному измерению. К ним относятся: удобство изделия, эстетические свойства, дизайн, экологичность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет). Этот метод в основном применяется в пищевой, парфюмерной, легкой промышленности.

Установление цены по балловому методу включает четыре этапа. На первом этапе тщательно отбираются технико-экономические параметры, характеризующие качество данного товара. По одному и тому же изделию они могут быть разными в зависимости от сферы его использования. Например, если миксер используется в производственном процессе, то цена на него будет определяться прежде всего мощностью, надежностью. Если это изделие используется в домашнем хозяйстве, то особое значение придается дизайну, компактности. Второй этап определения цены по этому методу состоит в начислении баллов по каждому выбранному параметру, которое осуществляется экспертными комиссиями. Третий этап - определение интегральной оценки технико-экономического уровня изделия. Если все исследуемые параметры продукции считаются равнозначными по удельному весу, комплексный уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется путем простого сложения баллов. Если же отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, то устанавливаются коэффициенты весомости (значимости) отдельных параметров. Например, духи характеризуются следующими качественными параметрами: запах, стойкость, насыщенность, плотность, цвет, универсальность, упаковка и др. Естественно, что запах и стойкость духов имеют для потребителя большее значение, чем другие параметры качества. Соответственно и коэффициенты весомости по этим параметрам должны быть выше. Балловые оценки, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости. Полученные баллы суммируются. На последнем этапе рассчитываются цены по формуле:

, (23)

где:

Цн - цена нового изделия;

Цб - цена базового изделия;

Кб, Кн - количество баллов по базовому и по новому изделию соответственно.

Пример. Определить отпускную цену на новый вид несъемной опалубки. Отпускная цена опалубки, принятой за базу сравнения, составляет 190 тыс. условных единиц за 1 м2. Количество баллов по базовой опалубке - 78, по новому 120.

Цн = (190 / 78) х 120 = 292,3 тыс. условных единиц

К достоинствам таких систем можно отнести учет потребительских качеств продукции и конъюнктуры рынка. Из недостатков следует отметить сложность расчетов, отсутствие оценки издержек и планируемой прибыли, а также зависимость от выбора экспертов и базовой продукции.

Одним из методов ценообразования, основанным на учете качества, является корреляционно-регрессионный метод. Суть его состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметрического ряда изделий. При этом цена (Ц) выступает как функция f от параметров качества.

Ц = f (Х1, Х2, Х3,..., Хn), (24)

где:

Х1, Х2, Х3,..., Хn — параметры качества изделия.

Этот метод позволяет установить, как в среднем изменяется результативный признак (цена) при изменении одного или нескольких факторных признаков, является наиболее совершенным. Необходимое условие применения метода - тщательная аналитическая работа по формированию параметрического ряда, определению технических и экономических параметров, на основе которых он строится.

Все рассмотренные параметрические методы ценообразования наиболее эффективны в конкурентной среде. При использовании этих методов цена товара определяется не монопольным положением организации производителя, а качеством этого товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: