Политика государства в области заработной платы заключается в рациональном использовании экономических рычагов и стимулов. К ним относятся:
· прямые и косвенные налоги на заработную плату;
· рациональное определение минимального размера заработной платы;
· индексация доходов вкладов населения в связи с инфляцией;
· обеспечение социальных гарантий работникам (пенсий, стипендий, пособия безработным, выплаты за больничные листы и др.);
· финансирование расходов на образование, науку, культуру и здравоохранение;
· ценовая политика государства в области товаров «потребительской корзины»;
· защита государственного экспорта отечественных товаров и услуг и др.
Последнее десятилетие характеризовалось проявлением как позитивных, так и негативных тенденций в области оплаты труда.
В качестве позитивных тенденций можно отметить значительное расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, огромный рост числа частных предприятий в сфере малого бизнеса, изменение государственной формы собственности на частную, практически полную свободу в определении форм и размеров оплаты труда, рост заработной платы и доходов части населения.
К негативным - следует отнести резкие и необоснованные темпы проведения реформ со стороны государства, спонтанный и нерегулируемый рост инфляции в стране, нестабильную налоговую политику государства, задержки и несвоевременные выплаты заработной платы, снижение социальных гарантий трудящихся, достигнутых еще при социализме, отсутствие контроля за темпами роста производительности труда и заработной платы.
У специалистов и практиков в области организации труда сегодня сложилось мнение, что нормирование в условиях рынка выходит за рамки государственного регулирования и отдается на откуп предприятиям.
Предприятиям предоставлена полная самостоятельность в выборе норм, их замене и пересмотре, применении методов нормирования труда и т.д.
Однако это не совсем так, так как в условиях рыночной экономики разнообразие форм собственности, у работника и работодателя повышается экономический интерес к установлению обоснованных норм туда и их использованию.
Неразвитость рыночных отношений в России сказывается на реализации этих интересов.
Наемный работник заинтересован в более эффективном использовании времени и высоких ставках оплаты с тем, чтобы иметь возможность хорошо зарабатывать. На этой основе к соблюдению нормальных условий труда и оптимальной его напряженности.
Работодатель в стремлении извлечь максимальную прибыль также заинтересованность в рациональном использовании живого труда.
На многих предприятиях все происходит иначе: рабочий день значительно превышает установленный КЗОТ, устанавливаются завышенные производственные задания, не соблюдаются нормы организации и охраны труда.
Далеко не все работники могут выполнить такие завышенные нормы, что ведет к потере части заработка, трудовым конфликтам и увольнению.
Чтобы изменить ситуацию необходимо выработать единые принципы, правила формирования норм и нормативов труда, усилить роль государства в организации и разработке научно-методического инструмента нормирования.
Кроме этих шагов должны быть предусмотрены меры социальной защиты на производстве в таких организационных документах как коллективный договор, положение об оплате труда, трудовой договор (контракт сотрудника).
Государственное регулирование заработной платы осуществляется как прямым, так и косвенным способом.
· Прямое – это нормативное централизованное определение показателей, обязательных для всех предприятий. К ним относятся: ставки прямых отчислений от заработной платы в пенсионный фонд, медицинский и социальные фонды, прогрессивный и подоходный налог, размеры минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, тарификационные разряды для работников бюджетной сферы.
· Косвенное регулирование – осуществляется путем выпуска государственных рекомендаций о применении тарифных ставок и должностных окладов, использовании прогрессивных систем оплаты труда, уровне заработной платы в отраслях народного хозяйства, унификации профессий рабочих и должностей служащих, нормативов времени, выработки, обслуживания и управляемости по видам работ.
Государственное регулирование оплаты труда осуществляется Министерством Труда рядом документов:
· Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Письмо министерства труда РФ.
· Положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в машиностроении.
· Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Постановление Министерства труда №27 и др.