Государственное регулирование заработной платы

Политика государства в области заработной платы заключается в рациональном использовании экономических рычагов и стимулов. К ним относятся:

· прямые и косвенные налоги на заработную плату;

· рациональное определение минимального размера заработной платы;

· индексация доходов вкладов населения в связи с инфляцией;

· обеспечение социальных гарантий работникам (пенсий, стипендий, пособия безработным, выплаты за больничные листы и др.);

· финансирование расходов на образование, науку, культуру и здравоохранение;

· ценовая политика государства в области товаров «потребительской корзины»;

· защита государственного экспорта отечественных товаров и услуг и др.

Последнее десятилетие характеризовалось проявлением как позитивных, так и негативных тенденций в области оплаты труда.

В качестве позитивных тенденций можно отметить значительное расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, огромный рост числа частных предприятий в сфере малого бизнеса, изменение государственной формы собственности на частную, практически полную свободу в определении форм и размеров оплаты труда, рост заработной платы и доходов части населения.

К негативным - следует отнести резкие и необоснованные темпы проведения реформ со стороны государства, спонтанный и нерегулируемый рост инфляции в стране, нестабильную налоговую политику государства, задержки и несвоевременные выплаты заработной платы, снижение социальных гарантий трудящихся, достигнутых еще при социализме, отсутствие контроля за темпами роста производительности труда и заработной платы.

У специалистов и практиков в области организации труда сегодня сложилось мнение, что нормирование в условиях рынка выходит за рамки государственного регулирования и отдается на откуп предприятиям.

Предприятиям предоставлена полная самостоятельность в выборе норм, их замене и пересмотре, применении методов нормирования труда и т.д.

Однако это не совсем так, так как в условиях рыночной экономики разнообразие форм собственности, у работника и работодателя повышается экономический интерес к установлению обоснованных норм туда и их использованию.

Неразвитость рыночных отношений в России сказывается на реализации этих интересов.

Наемный работник заинтересован в более эффективном использовании времени и высоких ставках оплаты с тем, чтобы иметь возможность хорошо зарабатывать. На этой основе к соблюдению нормальных условий труда и оптимальной его напряженности.

Работодатель в стремлении извлечь максимальную прибыль также заинтересованность в рациональном использовании живого труда.

На многих предприятиях все происходит иначе: рабочий день значительно превышает установленный КЗОТ, устанавливаются завышенные производственные задания, не соблюдаются нормы организации и охраны труда.

Далеко не все работники могут выполнить такие завышенные нормы, что ведет к потере части заработка, трудовым конфликтам и увольнению.

Чтобы изменить ситуацию необходимо выработать единые принципы, правила формирования норм и нормативов труда, усилить роль государства в организации и разработке научно-методического инструмента нормирования.

Кроме этих шагов должны быть предусмотрены меры социальной защиты на производстве в таких организационных документах как коллективный договор, положение об оплате труда, трудовой договор (контракт сотрудника).

Государственное регулирование заработной платы осуществляется как прямым, так и косвенным способом.

· Прямое – это нормативное централизованное определение показателей, обязательных для всех предприятий. К ним относятся: ставки прямых отчислений от заработной платы в пенсионный фонд, медицинский и социальные фонды, прогрессивный и подоходный налог, размеры минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, тарификационные разряды для работников бюджетной сферы.

· Косвенное регулирование – осуществляется путем выпуска государственных рекомендаций о применении тарифных ставок и должностных окладов, использовании прогрессивных систем оплаты труда, уровне заработной платы в отраслях народного хозяйства, унификации профессий рабочих и должностей служащих, нормативов времени, выработки, обслуживания и управляемости по видам работ.

Государственное регулирование оплаты труда осуществляется Министерством Труда рядом документов:

· Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Письмо министерства труда РФ.

· Положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в машиностроении.

· Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Постановление Министерства труда №27 и др.





Подборка статей по вашей теме: