Анализ выпуска продукции

Для анализа объема выпуска продукции используется система показателей, определяющих состояние динамики, резервы роста объема выпуска. Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (трудовом).

Стоимостные показатели делятся на две группы:

- полностоимостные показатели – определяются на основе цены продукции. К ним относятся: товарная продукция (стоимость всей произведенной за период готовой продукции, работ, услуг); валовая продукция (стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности, выражаемая в сопоставимых ценах).

- элементностоимостные показатели, исчисленные на основе отдельных статей себестоимости или путем исключения из себестоимости некоторых элементов. Наиболее популярный – чистая продукция. Данный показатель определяется на основе товарной или валовой продукции за вычетом материальных затрат и амортизации. Показатель чистой продукции применяется при анализе соотношений темпов роста производительности труда и средней заработной платы, для оценки уровня фондоотдачи и др.

Объем выполненных работ определяется показателем трудоемкости количеством затраченного труда на единицу продукции, который относится к трудовым показателям. Данный показатель позволяет выявить влияние побочных факторов на показатели объема производства и выпуска. Трудоемкость определяется с помощью следующих измерителей:

1. Нормо-часы (характеризуют затраты труда, но не качество).

2. Нормативная стоимость обработки (формируется на базе соотношения цены, прибыли, прямых материальных затрат и характеризует только стоимость обработки).

3. Нормативная заработная плата норма оплаты труда за единицу продукции.

Данные показатели привлекаются для анализа выполнения плана по объему производства в тех случаях, когда невозможно использовать натуральные единицы измерения, т. е. наблюдается многономенклатурность.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции (расчета индексов динамики, базисных и цепных темпов роста). Оценка выполнения плана по объему выпуска осуществляется на основе сравнения данных за предшествующий период, плановых и фактических данных. Находятся абсолютные отклонения (в %) планового и фактического выпуска в отчетном году от соответствующего показателя базисного года.

Совокупность показателей оценки объема выпуска используется для обобщения оценки общего выполненного объема производства.

Факторы, влияющие на выпуск продукции, сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.

Резервы роста объема производства – количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Факторы, влияющие на выпуск товарной продукции, заключены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда. Для полноты подсчета резервов, прежде всего, определяют решающую группу ресурсов, с которой начинается поиск резервов. Для этого изучается структура затрат на производство, что позволяет понять, к какой группе относится производство данной продукции – фондоемкой, материалоемкой, энергоемкой или трудоемкой, после чего составляется соответствующая факторная модель.

Поиск прочих резервов проводится с целью укомплектования резервов, выявленных по решающей группе ресурсов. Расчет величины резервов по каждой группе ресурсов возможен с помощью элиминирования. За величину резерва принимается сумма отрицательного влияния качественного фактора.

Сводный резерв реализации складывается из суммы резерва увеличения выпуска товарной продукции и снижения остатков нереализованной товарной продукции.

10. Анализ выполнения плана по ассортименту выпуска продукции.

Анализ ассортимента продукции

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

- по способу среднего процента по формуле

ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,

где ВПа – выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 – плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

11. Анализ ритмичности выпуска продукции.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) – VВП0:

Крит. = VВП1,0: VВП0;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску

где n – число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: